$42.200.13
49.230.04
Графики отключений электроэнергии

F-16, Mirage-2000, Су-25, МиГ-29: сколько и какие самолеты получила Украина с начала 2022 года

Киев • УНН

 • 376696 просмотра

С начала полномасштабного вторжения Украина получила более 51 самолета от партнеров, включая МиГ-29, Су-25, F-16 и Mirage-2000. Еще 85 самолетов планируется передать в будущем.

F-16, Mirage-2000, Су-25, МиГ-29: сколько и какие самолеты получила Украина с начала 2022 года

В начале февраля министр обороны Рустем Умеров сообщил, что Воздушные силы ВСУ получили первые французские истребители Mirage 2000 и F-16 от Нидерландов. С начала полномасштабного вторжения России Украина получила более полусотни самолетов, как старых советских, которые, в частности, Киев сам же и продал в свое время, а потом ему их обратно подарили, так и современных F-16 и Mirage-2000. В комментарии УНН авиационный эксперт Константин Криволап рассказал об особенностях переданных западных самолетов и какие функции они могут выполнять.

Детали

Украинское небо становится защищеннее. Воздушные Силы Вооруженных сил Украины получили долгожданное усиление — первые французские истребители Mirage 2000 и F-16 от Королевства Нидерландов. Эти современные боевые машины уже в Украине и вскоре приступят к выполнению боевых задач, усиливая нашу оборону и способность эффективно противостоять российской агрессии

— так описал Умеров передачу самолетов для Украины.

Украина получила первые истребители Mirage 2000 и F-16 - Минобороны06.02.25, 16:56 • 57054 просмотра

Президент Украины Владимир Зеленский поблагодарил Францию за передачу истребителей Mirage 2000 и подчеркнул, что они уже работают на защиту Украины.

Важный шаг в развитии нашей военной авиации — истребители Mirage от Франции, как мы и договаривались с президентом Макроном. Уже работают на нашу защиту. Будет увеличение этого направления, и также есть пополнение F-16 — это новые самолеты от Нидерландов

— говорил Зеленский.

Уже работают на нашу защиту: Зеленский о самолетах Mirage08.02.25, 18:39 • 43108 просмотров

Точное количество переданных самолетов не указывается, но по планам, которые ранее озвучивались, Украина должна получить до 20 самолетов Mirage 2000-5F. Президент Франции Эммануэль Макрон не назвал точное количество самолетов Mirage 2000-5, которые будут переданы Украине, аргументируя это тем, чтобы этим не воспользовались враги.

Макрон не назвал количество самолетов Mirage 2000-5, которые будут переданы Украине07.06.24, 21:40 • 69931 просмотр

Сколько самолетов было у Украины до 2022 года

В ноябре 2023 года тогдашний главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный в интервью изданию The Economist рассказал, что в начале полномасштабного вторжения России у Сил обороны было всего 120 самолетов.

Важнейшим из них является воздушная сила. Контроль над небом необходим для крупномасштабных наземных операций. В начале войны у нас было 120 боевых самолетов. Из них только одна треть была пригодна к использованию

— говорил Залужный.

В основном парк самолетов в Украине представлял собой старые советские машины. В частности, самолеты МиГ-29, Су-27, Су-24 и Су-25. То есть до 2022 года вопрос предоставления Украине самолетов даже не обсуждался с партнерами.

По данным Osint-аналитиков известно, что за время полномасштабного вторжения Украина потеряла 103 самолета (с учетом транспортной авиации и учебных — ред.).

Переданные самолеты

С начала полномасштабного вторжения страны ЕС передали Украине более 51 самолета, а также еще планируется передать 85 самолетов. Однако до 2024 года партнеры передавали старые советские самолеты, которые шли на экспорт этим странам. В частности, в августе 2022 года Северная Македония подарила украинским военным 4 штурмовика Су-25 "Грач".

Отметим, что эти же четыре Су-25 Македония купила у Украины в 2001 году за 4 млн евро, а теперь бесплатно передала на пользование ВСУ.

Северомакедонский Су-25

Также в сети Интернет появлялись новости, что Болгария предоставила Украине 14 самолетов Су-25, приобретенные за счет страны-члена НАТО. Министр иностранных дел Болгарии Николай Милков заявлял, что не имеет информации о том, что его страна продала странам НАТО 14 самолетов Су-25 для Украины.

Болгарский Су-25

В апреле 2023 года Словакия передала Украине все 13 обещанных истребителей МиГ-29 различных модификаций. В частности, Словакия передала 10 МиГ-29 АС/ - модернизация для ВВС Словакии, которые в Словакии обозначаются как MiG-29AS. Это была специальная экспортная версия истребителя, который имел немного упрощенный радиолокационно-прицельный комплекс.

Словацкий МиГ-29

Словакия уже передала Украине все 13 обещанных истребителей МиГ-29 - Минобороны17.04.23, 08:56 • 810966 просмотров

В мае 2023 года Польша передала Украине 14 самолетов МиГ-29. В 2024 году Глава Министерства иностранных дел Радослав Сикорский заявлял, что Польша рассматривает передачу истребителей МиГ-29 в следующих пакетах помощи. Однако президент Польши Анджей Дуда заявлял, что дальнейшая передача польских истребителей МиГ-29 Украине возможна только при условии, что небо над Польшей будет обезопасено техникой других стран НАТО.

Польский МиГ-29

Польша уже отправила Украине 14 истребителей МиГ-2911.05.23, 19:03 • 927229 просмотров

F-16, Mirage-2000, Saab 340 AEW&C, Gripen-39

Вопрос передачи современных западных самолетов Украине остро встал в 2023 году во время контрнаступления на юге Украины. Во время наступления на оккупированные южные территории, Залужный в интервью The Washington Post заявлял, что западные страны никогда не начали бы наступление без превосходства в воздухе, но Украина до сих пор не получила современных истребителей. Воевать без самолетов — это как идти против оружия с луками и стрелами, говорил Залужный.

Однако союзники Залужного не услышали, контрнаступление не увенчалось успехом, а первые самолеты F-16 прибыли в Украину только в августе 2024 года.

4 августа, к 20-летию Воздушных сил ВСУ, было посвящено официальное сообщение о прибытии первых самолетов в Украину. Президент Украины Владимир Зеленский объявил о прибытии истребителей F-16 в Украину. Он поблагодарил партнеров за поддержку и выразил гордость за украинских пилотов, которые уже начали использовать эти самолеты.

"Теперь F-16 - это действительно реальность": Зеленский поделился кадрами с самолетами05.08.24, 13:19 • 108718 просмотров

Точное количество переданных самолетов F-16 неизвестно, однако из открытых источников известно, что самолетов передали около 6. Всего же планируется поставить около 100 машин, из которых несколько десятков штук будут использованы как запасные части для обслуживания.

В декабре Зеленский сообщил, что вторая партия F-16 от Дании уже прибыла в Украину.

Вторая партия F-16 из Дании уже в Украине - Зеленский07.12.24, 11:07 • 63107 просмотров

Авиационный эксперт Константин Криволап в комментарии УНН рассказал, что возможности F-16, если взять его последнюю модификацию Block 70/72 (третье поколение F-16, предназначенные для совместной работы с истребителями 5 поколения), то он не очень отличается от F-35.

Там стоит тот же радар, там стоит много того же оборудования. F-35 отличается тем, что у него немного другой двигатель, который позволяет пятому поколению выходить на сверхзвук без включения форсажной камеры, а по другому оборудованию, там очень много того, что есть на F-16, то же самое есть на F-35. И это действительно Block 70/72, он отличается от самолета пятого поколения, исключительно этим двигателем

— сказал он.

Эксперт отмечает, что Украина надеялась, что затягивание передачи самолетов было связано с тем, что партнеры планировали довести F-16 до уровня Block 50/52, что значительно усилило бы возможности машины, однако украинские самолеты были переданы даже без системы Link-16 (защищенная система передачи информации).

Эта система была просто снята. А это система передачи информации между различными источниками и центрами обработки этой информации. Ну, то есть источники, это могут быть танк Abrams, это может быть самолет, это могу быть Patriot. Если это F-16, то он соединен с этим AWACS (Система дальнего радиолокационного обнаружения и управления АВАКС НАТО — ред.). Потом вся эта информация собирается, обрабатывается, передается потребителям. F-16 пролетает над какой-то территорией, видит там какие-то скопления или танки, передает эту информацию фактически в автоматическом режиме, если он включил этот режим. И командир взвода на земле на своем планшете видит, что там есть цель. Артиллеристы видят эту цель и могут ее поразить. Это возможно, эта система позволяет

— отмечает Криволап.

По его словам, самолет F-16 на вооружении имеет, в частности, ракеты AIM-120 — американская всепогодная управляемая ракета класса "воздух — воздух" средней дальности, которая может поражать цели на расстоянии от 100 до 180+ км, в зависимости от модификации.

Ракета АИМ-120

Других более мощных ракет на F-16 "воздух — воздух" большей дальности уже там нет. У нас получается, что нам передали F-16, которые без этой системы Link-16, то есть, даже если нам передают Saab 340 AEW&C дальнего радиолокационного обнаружения, которые нам шведы пообещали, то Байден говорил: "Зачем им два самолета, им хватит один". Я не понимаю, как это можно использовать, если ты хочешь обеспечить круглосуточное наблюдение за территорией за воздушным пространством, и не только воздушным пространством. Типа, что у поляков там уже два самолета есть, так пусть поляки вместе с украинцами там следят за этой территорией. Ну, такая отмазка такая не очень

— говорит Криволап.

Он также отмечает, что украинские F-16, во-первых, могут и будут выполнять функции ПВО.

Защита воздушного пространства от крылатых ракет и от тех же "шахедов". И причем "шахедов" он может сбивать ракетами AIM-9 Sidewinder (ракета класса "воздух — воздух" ближнего радиуса действия — ред.), которые в современной версии 40 км они, вероятно, достигают своей цели. От нее очень трудно уйти. Но она не самая дешевая, она за 100 тыс. почти там и некоторые варианты наиболее дальнобойные, они там вообще 300 тыс. долларов стоят

— отметил Криволап.

Ракета АИМ-9

Ранее УНН писал, что украинскому пилоту истребитель F-16 удалось уничтожить сразу 6 крылатых ракет. Четыре ракеты сбиты ракетами "воздух-воздух", а две — авиационной пушкой.

Впервые в истории истребитель F-16 уничтожил сразу 6 крылатых ракет07.01.25, 14:10 • 24474 просмотра

Также он отмечает, что одной функцией F-16 в нынешних условиях является прикрытие союзных самолетов.

Когда наши МиГ-29 летают с французскими бомбами, то F-16 с нашей стороны их прикрывает. То есть F-16 вылетают, проверяют пространство, потом туда на малых высотах заходят МиГ-29, бросают бомбу, разворачиваются, и на малых высотах уходят

— говорит Криволап.

К сожалению, в конце августа Украина потеряла один самолет F-16. Истребитель F-16 потерпел крушение, вероятно, из-за ошибки пилота, а не вражеского огня. Инцидент произошел во время массированного российского ракетного обстрела Украины.

В Украине разбился американский истребитель F-16: СМИ обнародовали первые детали29.08.24, 17:49 • 22284 просмотра

Как отмечалось выше, в начале февраля ВС ВСУ получили первые французские истребители Mirage 2000-5F — модификация Mirage 2000C, в котором заменено большинство дисплеев в кабине несколькими большими многофункциональными дисплеями и модернизирован интерфейс самолета для использования целеуказательных контейнеров и широкого спектра управляемого оружия "воздух — воздух", а также обновлен радар для наведения и предоставления информации для ракет MICA.

Mirage 2000-5F

Криволап отметил, что основным преимуществом этого самолета будет установка на него ракет Storm Shadow/SCALP-EG.

Французы доработали эту опцию и сейчас мы имеем возможность в полном виде использовать эти ракеты. То есть основная функция миражей сейчас будет — это "таскать" SCALP, хотя они могут выполнять задачи и по, ну, те же самые, по сбитию крылатых ракет и "шахедов", причем, вот сейчас там калибры начали летать очень низко. Почему? Потому что россияне получили, видимо, от китайцев очень хорошие цифровые карты, так называемый 3D mapping. И они имеют возможность летать сейчас близко. Потому что раньше калибры мы там "душили" с помощью РЭБ, а сейчас, ну, они находят дырки между РЭБ, там проскакивают и на больших высотах проходят

— отметил Криволап.

Дело в том, что ракета "Storm Shadow/SCALP-EG" является классом "воздух-поверхность", то есть она запускается с воздушного носителя. Однако партнеры сначала передали Украине ракеты, а потом уже подумали о носителях.

Ракета Storm Shadow/SCALP-EG на Су-24

До этого пуск ракет осуществлялся с самолетов Су-24, однако, по словам эксперта, этот самолет был "исключительно самолетом, который перевозил эту ракету".

Но Су-24 в этом использовании был исключительно самолетом, который перевозил эту ракету, и нажимал на кнопку "пуск". Вся подготовка ракеты делалась на земле, а при наличии Mirage можно будет изменить, или задать цель прямо из кабины пилота. Это существенная доработка, существенное увеличение наших возможностей в этом вопросе

— говорит Криволап.

В декабре 2023 года спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат заявлял, что Швеция рассматривает возможность передачи Украине истребителей Gripen. В конце мая Украина и Швеция подписали соглашение о безопасности, которое среди прочего предусматривает передачу шведских самолетов.

Швеция рассматривает возможность передачи Украине истребителей Gripen - Игнат 10.12.23, 13:15 • 104241 просмотр

"... в сфере авиации передача Швецией самолетов ASC 890 обеспечит для Украины возможности воздушного наблюдения, управления и контроля, что значительно повысит оперативный эффект украинской противовоздушной обороны. Эта передача углубляет сотрудничество участников в авиационной сфере. Швеция в сотрудничестве с международными партнерами будет продолжать прилагать усилия, чтобы сделать возможной потенциальную передачу Украине самолетов JAS 39 Gripen, включая обучение, в соответствующий момент времени, принимая во внимание прогресс в интеграции других западных истребителей в состав Вооруженных Сил Украины", — говорится в соглашении.

В июле 2024 года министр иностранных дел Швеции Тобиас Бильстрем заявлял, что решение о приостановке передачи Украине шведских самолетов Gripen принял сам Киев, а не Стокгольм. Это связано с тем, что сейчас происходит реализация других западных истребителей — F-16.

Заместитель руководителя Офиса президента Украины Игорь Жовква тогда заявлял, что Украина не отказывалась от шведских истребителей Gripen.

Это тема, которую мой президент постоянно поднимает перед руководством Швеции. И так было еще до вступления Швеции в НАТО. По понятным причинам, тогда они не были готовы давать никаких обещаний, поскольку финализировали свое членство в Альянсе. Сейчас страна в НАТО, и мой президент снова общается с премьер-министром Швеции, а наше министерство обороны — с соответствующими органами Швеции. Эти истребители так же хороши, как и F-16, и мы движемся в этом направлении

— говорил Жовква.

Эксперт Константин Криволап отмечает, что основная функция самолета дальнего радиолокационного обнаружения ASC 890, известного как Saab 340 AEW&C, который Швеция обещала передать Украине, — это обнаружение вражеских целей.

Saab 340 AEW&C

По его словам, на самолетах Saab 340 такая себе балка вдоль фюзеляжа, а не "грибок", как на российских А-50, которые Украина сбила в январе прошлого года.

Силы обороны уничтожили российский самолет А-50 и воздушный пункт управления врага Ил-22 - Залужный15.01.24, 12:40 • 30323 просмотра

По его словам, самолеты Saab 340 для обнаружения целей должны летать вдоль линии наблюдения, потому что он видит либо слева 120 градусов, либо справа 120 градусов.

Справка: на самолете по сравнению с традиционными радарами круглой формы на самолетах дальнего радиолокационного обнаружения, таких как E-3 Sentry, у Saab 340 AEW&C радар системы Erieye неподвижен и расположен продольно, такая конструкция уменьшает сопротивление воздуха, но имеет слепые зоны впереди и позади самолета. Зона сканирования составляет 120 градусов с каждой стороны самолета. Радар может отслеживать корабли, самолеты и ракеты на расстояниях до 300 - 400 км при полете на высоте 6000 м.

Кроме того, он подчеркнул, что такой самолет в некоторых моментах не может летать сам по себе, то есть ему нужно прикрытие.

Прикрытие нужно, если он очень близко летает от линии боевого соприкосновения. Вот сейчас у россиян есть на Су-35, на Су-30 ракета М-37М (российская ракета класса "воздух — воздух" большой дальности — ред.), они заявили, что она бьет 300-400 км, в это я не очень верю, а вот поражение нашего самолета МиГ-29 на расстоянии 230 км было зафиксировано. Поэтому, если он там будет приближаться на такое расстояние, то надо ему прикрытие. А так, если он летает не приближаясь там на 300 км к линии боевого соприкосновения или к границе, то его достать невозможно. Если не будет проведена специальная какая-то там тактическая операция, когда там что-то такое сделают, чтобы там кого-то обмануть и иметь возможность ракетой его поразить

— сказал Криволап.

Также эксперт отмечает, что шведские самолеты JAS 39 Gripen одного класса, как и F-16 и Mirage.

JAS 39 Gripen

Просто F-16 было сделано очень много и они основные в НАТО. А шведы, когда они производили Gripen, то они не были в НАТО. Gripen очень хороший самолет, у него есть как свои такие хорошие качества, так и не очень. Например, есть у него такая возможность обслуживаться там, куда он садится. То есть он может сесть где-то на автобане, куда подъезжает машина со специально обученными людьми, она ее быстренько за 20 минут обслуживает, он поднимается и летит дальше. Но когда надо делать более-менее какой-то серьезный регламент или какой-то ремонт, то надо самолет отправлять на завод, где я его буду там обслуживать. Ну, и количество этих самолетов значительно меньше, чем количество F-16. Ну, в моем рейтинге он второй после F-16

— добавляет Криволап.