Сегодня годовщина со дня катастрофы самолета МАУ в Иране: хронология расследования

Сегодня годовщина со дня катастрофы самолета МАУ в Иране: хронология расследования

Киев  •  УНН

 • 24755 просмотра

КИЕВ. 8 января. УНН. Ровно в 6.14 (по иранскому времени) 8 января 2020 года под Тегераном был сбит Boeing 737 рейса PS-752 компании "Международные авиалинии Украины", пишет УНН.

В результате авиакатастрофы погибли все, кто находился на борту: 176 человек, из которых 167 пассажиров и 9 членов экипажа. Все члены экипажа и двое пассажиров - граждани Украины. Большинство пассажиров были гражданами Ирана и Канады. Среди пассажиров было 24 несовершеннолетних, из них 19 детей до 12 лет.

Сразу после падения самолета МАУ сообщили, что борт был исправным также в компании исключили ошибку пилотов. Однако иранская сторона практически три дня настаивала на том, что причиной трагедии, вероятно, стал технический сбой, приведший к возгоранию двигателя. В течение этого времени появились снимки разведывательных спутников, которые подтвердили запуск двух ракет "земля - воздух", также видео запуска ракет иранскими военными.

Уже 11 января президент Ирана Рухани признал, что самолет был случайно сбит ракетами, выпущенными Корпусом стражей Исламской революции. Иран объяснил ошибку человеческим фактором.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Навсегда в небе: появились фото экипажа украинского Boeing

Что предшествовало трагедии

Трагическим событиям предшествовало обострение в отношениях между США и Ираном. За несколько часов до авиакатастрофы украинского самолета Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) запретило американским авиакомпаниям осуществлять пассажирские и грузовые перелеты в воздушном пространстве над Ираном и Ираком, а также над водами Персидского и Оманского заливов. В FAA заявили, что обострение ситуации на Ближнем Востоке представляет потенциальную угрозу для американской гражданской авиации. Это решение FAA объявили вскоре после ракетных ударов Ирана по военным базам США в Ираке.

Ситуация начала обостряться еще в конце 2019 года, а именно 27 декабря Иран провел ракетную атаку базы США вблизи иракского города Киркук. После этого американские военные нанесли удар по объектам шиитской организации "Хезболла" в Сирии и Ираке.

В ответ на это, сторонники организации атаковали американское посольство в Багдаде, а в ночь на 3 января 2020 США начали спецоперацию по ликвидации иранского генерала Касема Сулеймани. Именно его официальный Вашингтон обвинил в подготовке нападения на посольство. В ответ на убийство Сулеймани Иран атаковал военные базы США в Ираке. Именно это предшествовало катастрофе самолета МАУ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве появится мемориал жертвам трагедии PS752: каким он будет

Расследование

Сразу после падения самолета иранские власти направила на место катастрофы следственную группу. Украина также сразу заявила о намерении направить экспертов на место трагедии. До 11 января Иран настаивал на том, что причиной трагедии стала техническая неисправность самолета, что привело к возгоранию двигателя и после распространения пламени привело к потере управляемости борта. Версия теракта была отвергнута практически сразу.

В начала расследование возник скандал вокруг бортовых самописцев: СМИ сообщили, что Иран отказывается передавать самописцы компании Boeing в США. Однако официальный Тегеран опроверг эту информацию, хотя позже представитель иранской группы, которая занималась расследованием, сообщил, что регистраторы поврежденны и планов отправлять их в другую страну на расшифровку нету.

9 января Bellingcat опубликовали видеоматериалы атаки самолета ракетой с привязкой к местности.

10 января украинские эксперты получили доступ к самописцам и деталям самолета.
В то же время спецслужбы США заявили, что самолет был сбит иранской системой ПВО российского производства Тор-М1.

11 января президент Ирана Рухани признал, что самолет был сбит ракетами, выпущенными иранскими военными из Корпуса стражей Исламской революции.

16 января иранская сторона согласились передать Украине тела погибших украинцев и привлечь к расшифровке черных ящиков украинских специалистов. Идентификация тел погибших украинцев была проведена в Иране, после чего их 19 января транспортировали в Украину.

20 января в Украину прибыл министр инфраструктуры Ирана Мохаммад Эслами с которым были проведены переговоры на высшем государственном уровне, в частности, и о передаче бортовых самописцев.

25 января МИД Ирана сообщил, что виновный в сбивании самолета находится в тюрьме.

29 января Канада официально обратилась к "Международных авиалиний Украины" с просьбой ускорить выплату обязательных финансовых компенсаций родственникам жертв авиакатастрофы в Тегеране.

30 января Украина заявила о готовности привлечь экспертов из Ирана, Франции и Канады к процессу расшифровки "черных ящиков" и настаивает, чтобы процесс расшифровки бортовых самописцев происходил в Украине. Кроме того, было заявлено, что Украина не видит надлежащей реакции со стороны Ирана в вопросе расследования трагедии.

2 февраля стало известно, что в диспетчерской службе аэропорта Тегерана изначально знали, что лайнер МАУ был сбит ракетой. Эта информация содержалась на обнародованных в СМИ записях переговоров между диспетчером и пилотом местной авиакомпании.

После обнародования этих записей Иран заявил о прекращении сотрудничества с Украиной в вопросе расследования. Однако уже 4 февраля Иран заявил, что сотрудничество будет продолжаться.

15 февраля на встрече министра МИД Украины Вадима Пристайко с его иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифа представитель иранской стороны заверил, что страна не будет проводить самостоятельной расшифровки самописцев, но и передавать их для расшифровки другим странам отказывается. Однако тогда же появилась информация, что расшифровку могут провести во Франции.

17 февраля Украина заявила о том, что будет вести переговоры с Ираном по выплатам компенсаций семьям погибших, а также настаивать на полном и всестороннем расследовании обстоятельств трагедии и не согласится, если виновным будет назван только рядового солдата.

19 февраля Иран в очередной раз заявил, что ящики не будут переданы на расшифровку в другую страну.

29 марта Иран временно приостановил расшифровку бортовых самописцев из-за пандемии коронавируса в мире.

23 мая представители Ирана заявили, что в катастрофе виноват оператор ракетной системы, который, вероятно, не общался с командным центром, нарушил правила открыв огонь "без разрешения".

3 июня вновь появилась информация о возможной передаче бортовых самописцев Франции.

18 июня представители Ирана заявили о готовности отдать Украине "черные ящики" сбитого самолета МАУ, если у нее есть необходимое оборудование. Позже в июне Иран официально запросил технической помощи в расшифровке самописцев.
В июле украинская сторона стала настаивать на проведении переговоров по компенсационных выплат семьям погибших.

18 июля Франция заявила, что получила "черные ящики".

23 июля Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции завершило анализ самописцев, результаты подтвердили факт внешнего вмешательства в работу самолета. Расследование продолжается.

30 июля у Киеве начался первый этап переговоров с Ираном касательно сбитого украинской "Боинга".

Переговоры с тех пор продолжаются.

В августе иранская сторона заявила, что не будут платить компенсацию владельцу самолета - МАУ, ведь судно не было застраховано иранскими компаниями. В то же время выплаты семьям погибших будут осуществлены.

17 августа заместитель министра иностранных дел Евгений Енин считает, что расследование катастрофы самолета МАУ в Иране может длиться от 5 лет, если к нему привлекут международные суды.

23 августа Иран обнародовал данные бортовых самописцев.

Бортовой самописец прекратил запись полетных данных в 6:14 утра по местному времени из-за попадания обломков первой ракеты в самолет. До взрыва самолет летел в обычных условиях.

"Черный ящик" успел записать все звуки из кабины пилотов в течение 19 секунд после взрыва первой ракеты. Первая ракета нанесла серьезные повреждения самолету, но двигатели не выключились. Экипаж из трех человек пытался до последнего управлять самолетом. Разговор пилотов свидетельствовала о проблемах с электричеством, инструктор полетов дал указания включить вспомогательный блок питания. Все разговоры пилотов свидетельствовали, по выводам экспертов, об их физическом здоровье в момент полета. В то же время, из-за того, что запись прекратилась через 19 секунд после попадания в самолет первой ракеты, эксперты не смогли оценить влияние второй ракеты на катастрофу.

В конце августа появилась информация, что в Иране в рамках расследования катастрофы, были допрошены десятки военных.

20 октября был проведен второй раунд переговоров Украина-Иран.

25 ноября стало известно, что президент Ирана включил в проект бюджета на 2021 год 200 млн евро из Фонда национального развития на компенсации за катастрофу МАУ.

В начале декабря появилась информация о том, что иранская сторона намерена подготовить и передать Украине отчет о результатах расследования. Однако 7 декабря Украина заявила, что ничего не получала. А 9 декабря появилась информация, что правительство Ирана отозвало предложение президента о закладке в бюджете на 2021 год 200 млн евро на выплаты семьям погибших в авиакатастрофе.

15 декабря свой отчет по расследованию обнародовала Канада. Также канадская сторона заявила, что не верит в человеческую ошибку.

22 декабря появилась информация о якобы обнародование Ираном окончательного отчета по расследованию. Тогда же иранская сторона заявила, что готова выплатить семьям погибших в катастрофе по 150 тыс. долларов.

В то же время Украина получила проект отчета только 31 декабря. Теперь есть два месяца на комментарии по отчету.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: МАУ покажет фильм-расследование о сбивания рейса PS752 над Тегераном