Блокировка счетов украинцев: адвокат рассказал, в каких случаях это могут сделать банки, и как доказать законность операций
Киев • УНН
В Украине возросло количество блокировок банковских счетов из-за подозрительных операций, нецелевого использования, криптовалюты и снятия наличных. Адвокат Игорь Ясько объяснил, как доказать законность операций и обжаловать блокировку.

В Украине увеличилось количество обращений от украинцев по поводу блокировки счетов банками. Основными причинами этого являются выполнение подозрительных или нетипичных операций для вашего финансового профиля, использование счета не в соответствии с заявленной целью, операции с криптовалютой, обмен валют или активное снятие наличных.
В комментарии УНН адвокат юридической компании "Winner" Игорь Ясько рассказал, в каких случаях банки могут заблокировать счета и как доказать законность операций.
Основные причины блокировки счетов
Как объясняет Ясько, основными причинами блокировки счетов являются:
- выполнение подозрительных или нетипичных операций для вашего финансового профиля – например, регулярные поступления от многих лиц, крупные или частые переводы без четкого объяснения их назначения;
- использование счета не в соответствии с заявленной целью: предпринимательская активность без зарегистрированного ФЛП, поступление крупных сумм без подтвержденных источников;
- операции с криптовалютой, обмен валют или активное снятие наличных;
- нарушение банковского договора, отсутствие обновленных клиентских данных, наложение ареста по судебным решениям, просрочка финансовых обязательств или неуплаченные налоги.
Рада поддержала усиление финмониторинга политически значимых лиц17.10.23, 13:04 • 351104 просмотра
Какие операции банки считают подозрительными
По словам Ясько, операции, которые банки могут считать подозрительными, могут быть: крупные или частые переводы непонятного происхождения, особенно, если суммы резко превышают задекларированные доходы.
Также операции с валютами, криптовалютой или ценными бумагами малоизвестных компаний.
Факт, что назначение платежа содержит "товар", "услуга", "валюта", "крипта" и т.д. – это триггеры для дополнительной проверки. Нетипичное поведение клиента: изменение стандартной активности, немотивированное нервничание или непонятные объяснения цели операций
Как обжаловать блокировку и доказать законность операций
При блокировке счетов адвокат советует официально обратиться в банк с запросом о причине блокировки и предоставить подтверждающие документы относительно легального источника средств (договора, накладные, банковские квитанции).
Требовать письменный ответ и мотивировку – банк обязан предоставить объяснения согласно закону. Обжаловать решение банка можно через жалобу в НБУ и через судебную процедуру, если права нарушены – такие кейсы уже есть
Имеет ли клиент право требовать объяснения причин блокировки
Клиент имеет полное право требовать у банка мотивированный письменный ответ относительно причин блокировки счета или проведенных операций. В соответствии с законом о защите прав потребителей и Постановлением НБУ банк обязан информировать клиента об основаниях таких действий
По его словам, банк должен уведомить клиента в случае блокировки счета из-за подозрительных операций, требования предоставить документы или при аресте счета по указанию государственного органа.
Уведомление направляется преимущественно через SMS, email или личную встречу, в зависимости от политики банка.
Для защиты своих прав всегда требуйте официального объяснения действий банка, сохраняйте финансовую прозрачность и не избегайте доказательства легального происхождения средств. Если блокировка необоснованна – обжалуйте действия, применяя инструменты жалобы и судебной защиты
Кроме того, Ясько отмечает, что за последнее время увеличилось количество обращений украинцев по поводу блокировки счетов, а основной блокировщик - ПриватБанк.