Тень над финансами: почему новый закон о факторинге бьет по доверию к банковской системе
Киев • УНН
Почему новый закон о факторинге бьет по доверию к банковской системе.

Новый закон о факторинге, инициированный Даниилом Гетманцевым, незаметно меняет правила игры в банковской сфере: под видом борьбы с агрессором государство получает право доступа к конфиденциальной финансовой информации граждан, что угрожает не только доверию к банкам, но и будущему donate-культуры в Украине, пишет УНН.
В финальной версии проекта закона №12306 о факторинге, инициированного председателем налогового комитета Даниилом Гетманцевым, самая интересная деталь - новая поправка, в документах она указана под номером №251. Суть поправки в том, что на период действия военного положения и 2 года после его завершения государство обязало банки, по запросу, предоставлять доступ ко всем конфиденциальным данным клиентов и их финансовым операциям. При том, что ранее эти данные подпадали под норму "банковская тайна".
Начнем с того, что формально новый закон вводит точечную и ограниченную норму только для Министерства юстиции, только в делах, связанных с агрессором. Однако в нем нет четких гарантий того, что полученная информация будет использоваться исключительно по назначению. Нет гарантий и относительно того, что причину проверки "не притянет за уши" и не будет трактовать в собственных интересах исполнительная ветвь власти. Как сейчас, так и в перспективе 10 лет.
Кроме того, в законопроекте №12306 не предусмотрено механизма дальнейшего контроля за предоставленной информацией; нет обязательств по уничтожению данных, если они не были использованы в деле.
Вследствие этого возникает риск несанкционированного распространения информации, включая возможную передачу в правоохранительные и органы контроля.
В рамках подготовки материала редакцией УНН дополнительно были получены комментарии от нескольких государственных банков, включая "Укргазбанк". На вопрос о том, как проходили налоговые проверки в условиях действия законодательства:
Мы передавали копии контрактов с заштрихованными или скрытыми элементами - суммами, именами, реквизитами. Это позволяло налоговым органам проводить проверки без прямого доступа к банковской тайне
С помощью этого закона государство "оголяет" банковский сектор. Ведь, несмотря на имеющиеся ограничения, найден формальный способ обойти прямое раскрытие информации, обеспечивая при этом прозрачность для проверяющих.
Еще одна важная сторона влияния закона - donate-поступления. Анализируя причинно-следственные связи, ожидается, что новый закон о раскрытии банковской тайны, к сожалению, может уменьшить donate-поступления в украинские фонды. Которые закрывают много имеющихся пробелов в финансировании: и реабилитации военных, и обороны государства, и социальной поддержке наиболее незащищенных слоев населения. И, конечно, открытие доступа к банковской тайне без прозрачных рамок может привести к падению доверия к банковской системе в целом. Это может затронуть всех: граждан, бизнес и общественные организации.
Ведь теперь, при наличии формального повода, даже финансовые потоки зооволонтерских организаций, теоретически, могут оказаться в фокусе интереса на основании "угрозы" национальной безопасности.
Таким образом, принятый закон легализует ранее неформальную практику, но открывает правовой прецедент для расширения доступа к конфиденциальной информации. В условиях отсутствия действенного контроля за использованием таких данных речь идет не только о борьбе с агрессором, но и о переосмыслении границ банковской тайны в Украине.
Ключевым вопросом остается: будет ли этот инструмент работать на защиту государства, или станет новым способом давления на бизнес и банковскую сферу?