+13°
2 м/с
48 %
752 мм
Переменная облачность, в ближайшие 2 часа осадков не ожидается
Блокировка накладных и рисковый статус: Кравченко рассказал о четких решениях вместо хаоса

Блокировка накладных и рисковый статус: Кравченко рассказал о четких решениях вместо хаоса

Киев • УНН

 • 9696 просмотра

Государственная налоговая служба вывела почти 10 тысяч предприятий из "рисковых" и уменьшила блокировку налоговых накладных до 0,39%. Начаты изменения в механизм приостановки регистрации накладных.

Для облегчения работы украинского бизнеса Государственная налоговая служба, в частности, с начала года вывела почти 10 тысяч предприятий из "рисковых" и уменьшила уровень блокировки налоговых накладных до 0,39%. Об этом сообщил председатель ГНС Руслан Кравченко в колонке для "Экономической правды" и рассказал о будущих планах, передает УНН.

Во время войны украинскому бизнесу приходится работать в сверхсложных условиях. Постоянные обстрелы, потеря активов, релокация, дефицит квалифицированных кадров. Это лишь часть проблем, с которыми ежедневно сталкиваются предприниматели. Наряду с этим немало их жалоб касаются налоговых вопросов 

- написал Кравченко.

Он отметил, что налоговая служба часто воспринимается как орган, усложняющий работу.

Изменить ситуацию вполне реально. Главное – изменить подходы в отношениях между налоговой и налогоплательщиками. Стать для них не преградой, а настоящим партнером. С первого дня на посту председателя ГНС слышу от бизнеса о наиболее наболевшем: остановке регистрации налоговых накладных и отнесении предприятий к категории рисковых. Это острые вопросы, потому что они влияют на экономическую активность бизнеса 

- рассказал Кравченко.

По его словам, в конце 2024 года было зарегистрировано более 316,2 млн налоговых накладных. Остановлена регистрация 2,3 млн налоговых накладных.

СМКОР: ожидания и реальность

Кравченко отметил, что отсеивание фиктивных сделок, борьба с уклонением от уплаты налогов, обеспечение равных условий – именно для этого была создана система мониторинга соответствия налоговых накладных критериям оценки степени рисков (СМКОР). Это автоматизированный инструмент детенизации и увеличения бюджетных поступлений. Она автоматически выявляет рисковые операции и останавливает налоговые накладные.

Налоговая служба предлагает 6 ключевых изменений в систему мониторинга накладных - Кравченко03.03.25, 14:41 • 22667 просмотров

Ситуацию ухудшил недостаток качественной коммуникации и четких и прозрачных правил. Порой бывает непросто получить доступный ответ, почему накладная заблокирована или почему компания попала в рисковый список. Как доказать свою добропорядочность, до конца мало кто понимает. Со стороны выглядит как произвол: остановка без причин, без объяснений, без возможности защитить себя. Так справедливая система работать не должна 

- написал Кравченко.

Глава Государственной налоговой отметил, что живая коммуникация с бизнесом способствовала выявлению проблем и побудила к изменениям.

Простая и предсказуемая система – это то, к чему стремятся все. Бизнес должен четко знать алгоритмы ее работы, критерии рискованности и порядок действий в случае блокировки накладной. Речь идет о комплексе решений: прозрачные правила, оперативная коммуникация, понятные объяснения. Такой подход позволит избегать коррупционных рисков 

- пояснил Кравченко.

Конкретные шаги к изменениям

По словам Кравченко, чтобы качественно изменить систему недостаточно анализа – нужны системная работа и диалог с теми, кого она затрагивает. Вместе с командой он встретился с предпринимателями Житомирщины, Днепропетровщины, Львовщины, Николаевщины и Одесщины.

Такая коммуникация будет во всех регионах, потому что только настоящий диалог дает понимание правильности изменений. Задача налоговой – не усложнять жизнь бизнесу, а способствовать его прозрачной и эффективной работе. На встречах бизнес четко ставит вопрос: почему работающие компании внезапно оказываются в тупике и кто поможет исправить ситуацию? 

- сказал Кравченко.

Налоговая уменьшила количество предприятий, которые были отнесены к рискованным - Кравченко17.03.25, 18:30 • 70197 просмотров

Кравченко перечислил и рассказал о конкретных шагах:

Шаг первый. Модернизация коммуникации. Для помощи плательщикам в каждом регионе мы создали консультационные центры. Всего их 29, в каждом – пять-десять специалистов. Они оперативно консультируют о том, как работает СМКОР, как подавать таблицы данных, как исключить компанию из перечня рисковых, как разблокировать налоговую накладную. Консультационные центры работают просто, доступно, понятно;

Шаг второй. Максимальное информирование о необходимости подачи таблиц данных плательщика НДС. Ее отсутствие – одна из главных причин остановки налоговых накладных, особенно у производственных и аграрных предприятий, предприятий по оказанию услуг. Такая таблица подтверждает реальность хозяйственных операций;

Шаг третий. Принятие решений комиссий по вопросам налоговых рисков – на основании комплексного анализа. Система определения рискованности должна быть объективной. Комиссии принимают решения только после всестороннего анализа деятельности предприятия;

Шаг четвертый. Уменьшение бюрократии. Налоговая при решении вопросов должна запрашивать четко определенный перечень документов. Бизнес массово жаловался, что приходится подавать сотни страниц документов, часто не связанных с операцией или деятельностью предприятия. Больше никаких "многотомников";

Шаг пятый. Исполнение решений судов. Многие спорные вопросы можно решить в досудебном порядке. Если же решение суда вступило в силу – его надо выполнять;

Шаг шестой. Четкие видеоинструкции. Мы создали ролики с разъяснениями, чтобы предприниматели понимали каждый шаг. В них доступно объясняется, как проходят налоговые накладные и расчеты корректировки в СМКОР, по каким критериям определяют рисковых плательщиков и что делать в случае попадания в этот список.

Мы открыты к изменениям, но они должны основываться на тщательном анализе и понимании сути дела. Каждый участник процесса должен знать последовательность и логику своих действий и получать понятную обратную связь 

- отметил Кравченко.

Результаты вместо слов

Председатель налоговой сообщил, что с начала 2025 года количество заблокированных налоговых накладных сократилось почти вдвое.

Если в начале января этот показатель достигал 0,76%, то в середине марта он составляет 0,39%. В начале года с блокировкой столкнулся каждый шестой предприниматель, теперь – каждый восьмой. В то же время список рисковых предприятий с начала 2025 года сократился почти на 10 тыс. 

- рассказал Кравченко.

Он отметил, что за цифрами стоят люди, их труд, возможность вести бизнес, содержать персонал. Некоторым, чтобы избавиться от статуса "рисковый" понадобился не один год.

Например, одно из предприятий, производящее продукты нефтепереработки, по его словам, включили в категорию рисковых в сентябре 2023 года.

Все из-за операций с контрагентами, которые оказались "рисковыми". После судебной тяжбы и выигранного дела предприятие повторно попало в риски по новым причинам. Почти год оно не оспаривало это решение. Избавиться от статуса "рисковое" решили в феврале 2025 года. Положительное решение получили благодаря четкому соблюдению рекомендаций налоговой 

- рассказал Кравченко.

Кравченко подчеркнул, что безусловно, есть примеры, когда остановка регистрации налоговых накладных вполне оправдана. Например, одно из предприятий декларировало выращивание зерна и масличных культур. Компания подала на регистрацию десять налоговых накладных по реализации подсолнечника. Регистрация остановлена из-за отсутствия товара.

Анализ деятельности предприятия показал, что 99% его лимита в 2024-2025 годах сформированы благодаря горючему, а в 2024 году при реализации на 14,5 млн грн в бюджет уплачены лишь 7,7 тыс. грн. В предоставленных ГНС документах не было подтверждений наличия техники, обработки земли или складских остатков зерна. Также выявлены запасы товаров, не связанные с сельским хозяйством. По итогам проверки ГНС отказала в регистрации налоговых накладных 

- рассказал Кравченко.

Также Кравченко привел другой пример. Одно из ООО оказывает грузо-экспедиционные услуги. Подало четыре налоговые накладные, регистрацию остановили из-за отсутствия товара на складе.

Выявили и другие проблемы: отсутствие работников для заявленного объема услуг, директор руководит 21 предприятием, налоговый кредит сформирован благодаря приобретению растворителей, газа и горючего, хотя декларируются услуги перевозки.

Кроме того, в налоговой и финансовой отчетности не отражена собственность: автомобили, склады, офис, техника. Уплачены 110 тыс. грн налогов при обороте 55,7 млн грн. В регистрации налоговых накладных было отказано 

- сообщил Кравченко.

Кравченко: ГНС поддерживает бизнес Харьковщины, уменьшая количество заблокированных налоговых накладных21.03.25, 17:47 • 17755 просмотров

Что дальше

Кравченко пояснил следующие шаги.

Первый шаг. ГНС уже инициировала изменения в механизм остановки регистрации налоговых накладных. Свои предложения изменений в постановление правительства №1165 передали в Минфин. Сейчас прорабатываем их со специалистами министерства. Прогнозируем, что изменения сократят количество заблокированных накладных. Ключевых изменений шесть:

⦁ увеличены лимиты для признака безусловной регистрации накладных по объему поставки в текущем календарном месяце (второй признак). Предельный объем поставки вырастет до 1 млн грн, а на одного контрагента – до 100 тыс. грн. Изменено условие по количеству плательщиков, где руководитель может занимать аналогичную должность (сейчас три, планируется пять). Операции с небольшими суммами (до 10 тыс. грн) будут регистрироваться без задержек, сейчас лимит составляет 5 тыс. грн. Лимит объема таких операций в текущем месяце увеличится до 3 млн грн (сейчас 500 тыс. грн);

⦁ упрощены признаки безусловной регистрации налоговых накладных по экспортным операциям для предприятий, работающих на территориях с угрозой боев, но где активных боев пока нет. Планируется также более быстрая обработка накладных по таким операциям, если коды УКТВЭД таких операций совпадают с кодами в таблице данных налогоплательщика и он не внесен в перечень рисковых;

⦁ меньше бюрократии после исключения плательщиков из перечня рисковых. Накладные будут подлежать автоматической регистрации, если компания имеет положительную налоговую историю и выполняются другие определенные условия;

⦁ усовершенствован механизм автоматического учета таблиц данных плательщика – снижение потребности подавать документы для учета таблицы;

⦁ изменения отдельных показателей положительной налоговой истории – больше предприятий смогут воспользоваться такими показателями. В частности в первом показателе лимиты объема операций увеличены с 1 млн грн до 3 млн грн, на одного контрагента – со 100 тыс. грн до 500 тыс. грн, изменено условие в части количества плательщиков, где руководитель может занимать аналогичную должность (сейчас три, планируется пять);

⦁ изменен критерий рискованности операций по представлению расчетов корректировки налоговых обязательств при возврате товара от неплательщика налога на добавленную стоимость. Не будет считаться риском представление такого расчета корректировки в течение 90 дней (сейчас 30). Это уменьшит вероятность блокировки расчета корректировки при возврате товара от неплательщика.

Второй шаг. ГНС конкретизировала перечень оснований для рассмотрения вопроса отнесения плательщика к рисковым. Государственная налоговая служба обновила справочник кодов налоговой информации. Их используют комиссии ГНС при рассмотрении вопросов о соответствии плательщика критериям рискованности налогоплательщика.

Третий шаг. Есть еще одни предложения по совершенствованию организации работы СМКОР: изменение в порядке взаимодействия между структурными подразделениями ГНС всех уровней и комиссиями территориального и центрального уровней. Это предусмотрено в порядке остановки, утвержденном постановлением №1165. По словам, Кравченко предлагаются следующие изменения:

⦁ обмен информацией по вопросам остановки регистрации НН/РК между структурными подразделениями территориального и центрального уровней;

⦁ оперативный обмен информацией по вопросам остановки регистрации НН/РК между соответствующими подразделениями территориальных органов ГНС;

⦁ подготовка и предоставление комиссией центрального уровня комиссиям территориальных органов информации по результатам анализа рассмотренных жалоб для обеспечения единого подхода при рассмотрении комиссиями аналогичных вопросов;

⦁ анализ решений, принятых комиссиями регионального уровня, и предоставление результатов такого анализа территориальным комиссиям для учета при рассмотрении вопросов.

"Работаем над тем, чтобы система налогового администрирования Украины была более прозрачной и эффективной" - Кравченко20.03.25, 12:28 • 9755 просмотров

Эффективная работа СМКОР связана с наполнением бюджета и является одним из оперативных инструментов, который предотвращает схемы и уклонение от уплаты налогов. Это повышает налоговые поступления и способствует наполнению бюджета. Например, в январе-феврале ГНС перевыполнила установленные показатели поступлений на 22 млрд грн (+16,5% к плану). Положительную динамику двух месяцев планируем сохранить и в марте 

- подытожил Кравченко.
Tesla
$269.80
Brent
$72.79
Bitcoin
$87,436.90
S&P 500
$5,696.51
Газ TTF
$41.10
Золото
$3,074.86
Ethereum
$2,024.54