"Ручной" Фонд гарантирования вкладов против вкладчиков. Что задумал Гетманцев
Киев • УНН
Законопроект №13007 ограничивает доступ к информации, права кредиторов и акционеров, лишает права обжалования решений ФГВФЛ в суде и игнорирует обязательства перед МВФ. Это может привести к потере финансирования.

Законопроект №13007 относительно деятельности Фонда гарантирования вкладов физических лиц, инициированный председателем комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниилом Гетманцевым, может радикально изменить архитектуру системы защиты вкладчиков в Украине. Вместо того, чтобы сделать украинцев более защищенными, им предлагают ограничить доступ к информации, значительно сократить права кредиторов и акционеров, а также лишить права обжаловать в суде решения ФГВФЛ. Ко всему законопроект еще и игнорирует обязательства Украины перед Международным валютным фондом (МВФ), пишет УНН.
Разворот на 180 градусов
Зарегистрированный Гетманцевым законопроект предусматривает внесение изменений в законодательство, регулирующее деятельность Фонда гарантирования вкладов физических лиц и Национального банка. Председатель налогового комитета парламента подает его под "соусом" выполнения требований Меморандума с МВФ.
Однако за ширмой регуляторных уточнений скрывается фактическая перепись правил работы системы гарантирования вкладов и отход от принципов демократии, которые так ценятся в Европейском Союзе, США и во всем цивилизованном мире.
Законопроект Гетманцева предусматривает усиление роли Нацбанка в руководстве Фондом. Таким образом, ФГВФЛ станет полностью зависимым от решений регулятора. К слову, сейчас представители НБУ входят в состав Административного совета Фонда, который, в частности, назначает и увольняет руководство учреждения.
Кроме того, нардеп предлагает лишить украинцев доступа к публичной информации о деятельности ФГВФЛ. То есть проконтролировать законность решений Фонда общественность больше не сможет.
Не менее одиозным выглядит предложение Гетманцева по сокращению сроков на обжалование решений Фонда гарантирования вкладов до 30 дней. С ограничением доступа к публичной информации получается комбо эффект, ведь вкладчики сначала не будут знать о решении, которое будет их касаться, а когда узнают – не смогут его обжаловать, потому что сроки будут пропущены. К тому же, не всегда 30 дней достаточно для подготовки качественного иска в суд, говорят адвокаты. Юрист Дмитрий Касьяненко считает такое ограничение прямым нарушением гражданского законодательства, а правозащитник Арсен Маринушкин – манипуляцией, направленной на избежание ответственности Фонда.
Гетманцев также предлагает разрешить Фонду самостоятельно разрабатывать внутренние регуляции без согласования с Министерством юстиции. То есть соответствие нормативных актов ФГВФЛ действующему законодательству больше никто не будет проверять.
Но и на этом фантазия законотворца не исчерпалась. Он предлагает разрешить ФГВФЛ изымать средства акционеров банка, находящегося в процессе ликвидации, за нарушение процедур сотрудничества с Фондом, что нарушает право граждан на свободное владение имуществом. То есть им ограничат сроки обращений и в случае их пропуска активы останутся Фонду. Выглядит как надежная коррупционная схема, не так ли?
Вместо гарантий – зависимость от НБУ
Как отмечает юрист Юлиан Хорунжий, законопроект фактически игнорирует права кредиторов и сосредотачивает все внимание на интересах Фонда.
"Прочитав текст законопроекта, создается впечатление, что о кредиторах в принципе забыли. Процедура вывода банка с рынка создана исключительно для Фонда гарантирования вкладов, чтобы удовлетворить его требования и потребности", - отметил Хорунжий во время дискуссии на YouTube-канале Ukraine Economic Outlook.
Член комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Нина Южанина также сомневается в прозрачности работы Фонда гарантирования вкладов физлиц.
Учитывая всю информацию, которую я получала во время наработки альтернативного проекта закона, у меня нет доверия к этой институции. И нам надо это исправлять
Риск потери финансирования МВФ
В декабре 2024 года украинская сторона взяла на себя четкое обязательство перед МВФ не изменять распределение ролей и полномочий участников финансовой системы Украины в условиях военного положения. Это обязательство подтверждено в Меморандуме об экономической и финансовой политике.
Однако предложенный Гетманцевым законопроект противоречит ранее достигнутым договоренностям.
На самом деле одним из главных требований МВФ в контексте деятельности Фонда гарантирования вкладов физических лиц является введение открытого конкурса на должность директора-распорядителя Фонда.
Кроме того, в соответствии с договоренностями, пересмотр механизмов управления ФГВФЛ должен охватить состав Административного совета, а также подотчетность ФГВФЛ, правовую защиту, функционирование структур принятия решений и внутренний контроль. Чего, кстати, в законопроекте Гетманцева нет.
От международного партнерства – к внутреннему произволу
Законопроект Гетманцева о деятельности Фонда гарантирования вкладов физлиц не только сужает права вкладчиков, но и прямо противоречит меморандуму с МВФ, дорожной карте реформ и Конституции Украины. Без прозрачного общественного контроля и механизмов независимого надзора Фонд гарантирования вкладов с легкостью может превратиться в "ручную" структуру с неограниченными полномочиями. Но возможно, в этом и был замысел законотворца?
В нынешней ситуации, когда поддержка МВФ критически важна для макрофинансовой стабильности Украины, принятие этого законопроекта может поставить под угрозу дальнейшее финансирование и в целом репутацию Украины как надежного партнера.
Позорно и традиционно стыдно, поскольку мы не впервые показываем, что мы ничего не выдерживаем и не выполняем, а обязательства на себя легко берем