Гетманцев, прикрываясь МВФ, пытается нарушить Конституцию Украины и получить полное влияние на Фонд гарантирования вкладов 17 февраля 2025
Киев • УНН
Законопроект №13007 может предоставить ФГВФЛ неограниченные полномочия и ограничить права вкладчиков. Документ противоречит Конституции и создает коррупционные риски при управлении активами ликвидируемых банков.

Председатель комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев подал на рассмотрение парламента законопроект 13007 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования отдельных вопросов деятельности Фонда гарантирования вкладов физических лиц, Национального банка Украины и институтов совместного инвестирования». Прикрываясь требованиями Международного валютного фонда (МВФ), он пытается пролоббировать значительное расширение полномочий Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) и делает его полностью «ручным». В то же время этот законопроект содержит нормы, противоречащие Конституции Украины, которые не только ограничивают права вкладчиков, но и создают потенциальные коррупционные схемы для управления активами ликвидируемых банков, пишет УНН.
Украинская сторона заключила с Международным валютным фондом Меморандум об экономической и финансовой политике, в котором Киев взял на себя обязательства внедрить ряд важных реформ. Одна из них касалась усовершенствования деятельности Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Среди прочего МВФ, например, требовал внесения в украинское законодательство изменений, которые бы позволили выбирать директора-распорядителя ФГВФЛ на открытом конкурсе.
Очевидно, после того, как глава налогового комитета Рады Даниил Гетманцев потерял контроль над налоговой службой из-за смены всего ее руководства, он начал искать новые сферы влияния. Для этого он вероятно решил воспользоваться ситуацией и взяться за «совершенствование» работы Фонда гарантирования вкладов физических лиц под видом выполнения требований МВФ. В частности, Гетманцев зарегистрировал в парламенте соответствующий законопроект, принятие которого, как утверждает нардеп, сработает на «усиление защиты вкладчиков».
Так, учитывая вызовы и во исполнение пункта 58 Меморандума об экономической и финансовой политике от 04.10.2024, который был подписан между Правительством Украины и Международным валютным фондом, по результатам проведенного Фондом и Национальным банком Украины анализа действующих механизмов вывода банков с рынка, выявлен ряд ключевых правовых и операционных пробелов, требующих безотлагательного законодательного урегулирования,
Однако детальный анализ законопроекта показывает, что на самом деле, в случае его принятия, будет подорвано доверие к финансовой системе Украины. В то же время сам документ содержит нормы, которые нарушают нарушает права человека, в частности, право на собственность, закрепленное Конституцией, и в целом противоречит отдельным положениям законодательства. Рассмотрим ключевые нарушения законодательства, которые делают законопроект Гетманцева юридически ничтожными.
Лишение вкладчиков судебной защиты и права на собственность
Статья 41 Конституции Украины предусматривает: «Каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Никто не может быть противоправно лишен права собственности».
Законопроект, поданный Гетманцевым, наоборот предлагает фактически лишить вкладчиков права на своевременное возмещение средств и ликвидирует прозрачные механизмы компенсации.
Например, нардеп предлагает противоправно лишать права собственности клиентов банка, находящегося в процессе ликвидации, которые пользовались услугами ответственного хранения, в случае не обращения последних в течение 60-дней с начала ликвидации. Подобная процедура противоправного присвоения чужих средств предусмотрена в законопроекте и в отношении акционеров и кредиторов, которые своевременно не обратились с соответствующим требованием.
Статья 55 Конституции Украины гласит: «Права и свободы человека и гражданина защищаются судом. Каждый имеет право обжаловать в суде решения, действия или бездеятельность органов государственной власти».
Однако, очевидно и в этом случае Основной Закон для Гетманцева - не указ. Ведь по его предложениям Фонд гарантирования вкладов физлиц может получить право единолично управлять активами банков без возможности судебного пересмотра своих решений.
Гетманцев предлагает ограничить для участников процесса ликвидации банка сроки для обжалования в судах решений ФГВФЛ до 1 месяца. Это противоречит общим принципам гражданского законодательства и создает предпосылки для злоупотреблений ответственными должностными лицами. Юристы указывают, что на подготовку качественного иска в суд нужно значительно больше времени, чем 1 месяц.
Таким образом, предложенные изменения фактически узаконивают механизм принудительного отчуждения собственности, который невозможно обжаловать в суде. Это является прямым нарушением Конституции и прав человека.
Кроме ограничения прав вкладчиков, законопроект предусматривает значительное расширение полномочий Фонда гарантирования вкладов физлиц и Национального банка Украины. Например, они смогут выводить банки с рынка по собственному желанию, опираясь на «свои» критерии, которые можно менять в любой момент.
ФГВФЛ получит возможность действовать бесконтрольно, принимая решения без необходимости юридического обоснования. Таким образом, суды фактически устраняются от процесса контроля над его решениями. Уничтожение судебного надзора над деятельностью фонда является серьезным отходом от принципов верховенства права. Это может привести к тому, что активы ликвидируемых банков будут распределяться непрозрачно, что создает значительные коррупционные риски.
Нарушение Закона Украины «О предотвращении коррупции»
Законопроектом, авторства Гетманцева, предлагается существенно расширить полномочия ФГВФЛ - в то же время документ не предусматривает эффективных механизмов контроля за его деятельностью в разрезе коррупционных рисков.
Кроме того, нардеп хочет разрешить Фонду передавать активы банков без открытых конкурсов и оценки их рыночной стоимости, создавая очевидные предпосылки для коррупции. Ведь таким образом ФГВФЛ сможет продавать имущество банков, находящихся в процессе ликвидации, по заниженным ценам аффилированным с бывшими собственниками компаниям.
Таким образом законопроект нарушает:
- Статья 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции»: «Государственные органы должны обеспечивать прозрачность своей деятельности и предупреждать коррупционные риски.»
- Статья 5 Закона Украины «О предотвращении коррупции»: «Государственные решения должны приниматься с учетом антикоррупционных механизмов и прозрачности процедур.»
- Статья 11 Закона Украины «О предотвращении коррупции»: «Должностные лица обязаны избегать конфликта интересов и не могут принимать решения, способствующие незаконному обогащению.»
Как уже упоминалось, Гетманцев предлагает депутатам проголосовать за отсутствие реального контроля за действиями ФГВФЛ. Ведь не будет проводиться эффективный аудит деятельности Фонда из-за ограничения возможности госорганов вмешиваться в его деятельность, в том числе и с целью проверок.
Также в случае принятия Радой законопроекта Гетманцева, значительно возрастет риск «ручного управления» банковской сферой в целом. Поэтому эта инициатива создает идеальные условия для коррупционных схем, поскольку ФГВФЛ получает практически неограниченные полномочия в процессе ликвидации банков без надлежащего контроля со стороны государства, общества и судебных органов.
Очевидно, что МВФ не ставил целью такое категорическое сужение прав вкладчиков, акционеров и кредиторов ликвидируемых банков и одновременно безграничное расширение возможностей Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Так что инициатива Гетманцева идет полностью в разрез с требованиями МВФ. Более того, такие изменения могут негативно повлиять на евроинтеграционные процессы, ведь, как известно, в Европейском Союзе ценятся права и свободы человека и соблюдение государственными учреждениями и чиновниками законов.
Поэтому если этот закон будет принят, Украина рискует оказаться в ситуации, когда кредиторы и вкладчики будут лишены эффективных механизмов защиты своих прав. Это, в свою очередь, может повлечь массовые иски в Европейский суд по правам человека и дополнительные расходы из бюджета Украины.
Принятие этого закона также создаст серьезные риски для стабильности банковской системы Украины. Потеря доверия к институту гарантирования вкладов может привести к массовому оттоку депозитов, что негативно повлияет на экономику в целом. Кроме того, такие изменения в банковском секторе будут отпугивать инвесторов, что значительно ухудшит инвестиционный климат в стране.
В условиях войны и экономической нестабильности необходимо не узурпировать полномочия, а наоборот - усиливать механизмы защиты прав граждан и создавать предсказуемую финансовую систему.