Эксперты: кейс Scania раскрыл проблему привилегийованого отношение государства к иностранным компаниям
Киев • УНН
КИЕВ. 20 июля. УНН. Северный апелляционный хозяйственный суд удовлетворил апелляционную жалобу дистрибьютора шведских грузовиков Scania Украины относительно решения суда первой инстанции в пользу украинской компании "Журавлина". Вместе с тем кейс Scania раскрыл ряд проблем, когда такие государственные инстанции как Антимонопольный комитет, судебная и правоохранительная система, народные депутаты работают исключительно в интересах иностранного инвестора. Именно в таких условиях вынужден сейчас выживать украинский бизнес и противостоять пагубной для него тенденции, отмечают эксперты, сообщает УНН.
Так, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает, что уголовное преследование со стороны дистрибьютора шведских грузовиков Scania-Украина своего оппонента — украинской компании “Журавлина” достаточно распространенная ситуация, ведь любой может написать заявление в правоохранительные органы, манипулируя этим.
“Любой гражданин может написать заявление. (...) Такое бывает, но следователи должны сами анализировать это, проверять, манипуляция это и вестись на нее, или нет и не подыгрывать именно недобросовестной конкуренции. У любого конфликта есть своя история, судебное дело, особенно, если были большие конфликты. Следователь должен это проверить, подумать и понять, не пытаются ли его использовать”, - объясняет Бортник.
Политтехнолог Виктор Бобиренко отмечает, что судебная ветвь власти и правоохранительные органы часто становятся объектом манипуляций в Украине, особенно со стороны крупных международных компаний, которые защищены мощным политическим лобби.
“Обычно такие вещи используются как тактический ход. Это делается, к сожалению, в государстве Украина: правоохранительные органы и судебные можно использовать для каких-то своих тактических успехов. Будем откровенны, но во всем остальном мире преимущественно следят за репутацией, а мы имеем ситуацию, когда одна и та же компания (Scania — ред.), которая в Европе пытается держать репутацию, здесь подстраивается под местные реалии”, - разъясняет политтехнолог.
В тот самый момент, Scania остается неприкосновенной для государственных органов, Антимонопольного комитета и т.д. через мощную политическое лобби ее интересов на высшем уровне.
“Никто не захочет задеть иностранную компанию, потому что есть посольство, если это европейская страна, они встанут на защиту”, — отмечает Бобиренко.
Что было раньше
Северный апелляционный хозяйственный суд удовлетворил апелляционную жалобу дистрибьютора шведских грузовиков Scania Украины и отменил решение суда первой инстанции в пользу украинской компании “Журавлина”. Сразу после этого оппонентов Scania “взялись” правоохранительные органы: с владельцем компании “Журавлина” Олегом Политыло связался следователь и попросил появиться для объяснений по поводу якобы фальсификации документа.
Примечательно, что адвокат Scania Станислав Иена еще в марте угрожал владельцу компании “Журавлина” уголовным преследованием. Олег Политыло убежден, что уголовное преследование связано с попытками Scania заставить отказаться “Журавлину” от защиты своих интересов в кассационной судебной инстанции.
Справка: Scania VS “Журавлина”
Судебные процессы между дистрибьютором шведских грузовиков Scania и украинским предприятием “Журавлина” продолжаются вот уже около девяти лет.