Месяц, как запрещен маркетинг в фарм-отрасли: кто заработал на этом миллионы
Киев • УНН
Запрет маркетинговых договоров между производителями лекарств и аптеками не привел к снижению цен. Вместо этого, фармкомпании получили дополнительные прибыли, а пациенты не почувствовали улучшения.

Производители лекарств переложили на государство и пациентов то, что раньше платили аптекам. Запрет маркетинговых договоров позволил им не только избежать дополнительных расходов, но и увеличить прибыли - без снижения отпускных цен, пишет УНН.
Решение о запрете заключения маркетинговых договоров между производителями лекарств и аптеками, которое вступило в силу с 1 марта 2025 года, по замыслу должно было привести к снижению цен на препараты. Но вместо обещанной "справедливости для пациента" рынок получил новую волну роста цен на все лекарства, которые не вошли в так называемый список ТОП 100 от Минздрава.
При этом производители, которые лоббировали соответствующее решение, получили до 500 миллионов гривен чистой прибыли, ведь на маркетинговые договоры с аптеками они больше не тратятся, а скидки на лекарства из списка ТОП 100 они перекрыли благодаря поднятию цен на другие препараты.
О том, что эти средства осели "в карманах" фармгигантов, говорят даже депутаты профильного парламентского комитета. Как заявил член Комитета ВР по вопросам здоровья нации Юрий Заславский, заводы перестали платить 40-60% маркетинга, но при этом отпускные цены не изменились - а кое-где даже выросли в 2-2,5 раза.
Если брать справедливо, то после запрета маркетинга производителям больше не нужно платить этих 60%. Они должны были бы снизить свои цены. Даже если запретили на два месяца этот маркетинг, то вы, пожалуйста, на два месяца эту добавленную стоимость, которую вы вкладываете в стоимость лекарств, отнимите. Но они, конечно же, этого не сделали
В то же время стоит отметить, что именно производители лекарств платят меньше всего налогов среди всей фармацевтической отрасли. По данным Государственной налоговой службы, в 2024 году отечественные фармзаводы заплатили чуть больше 4,5 млрд грн налогов. Для сравнения - аптеки заплатили почти на миллиард больше (5,4 млрд грн), а дистрибьюторы - вдвое больше (9,7 млрд грн).
Это при том, что именно производители формируют 72% стоимости лекарств, а их доходы исчисляются миллиардами. Так, в 2024 году доход компании "Фармак" составил 10,7 миллиардов гривен, "Дарница" - 6,8 миллиардов гривен, "Артериум" - 5,2 миллиардов гривен, а "Интерхим" - 1,2 миллиардов гривен.
Платить меньше всех налогов при таком уровне доходов выглядит не только странно, но и вызывает закономерные подозрения в том, что заводы могут использовать "схемы" для снижения налоговой нагрузки. Такие предположения подтверждают и правоохранители, которые в конце февраля провели обыски на фармзаводах, в частности на территории "Дарницы", "Фармака" и "Артериума".
По информации Киевской городской прокуратуры, обыски проводили в рамках уголовного производства по присвоению государственных и бюджетных средств должностными лицами фармпроизводителей.
По данным следствия, должностные лица фармпредприятий, вероятно, в сговоре с дистрибьютором из западного региона, реализовывали лекарственные средства в госучреждения по завышенным ценам, после чего легализовали средства. В результате действий бюджет понес убытки в размере 3,15 миллионов гривен. Эта сумма выглядит скромно на фоне миллиардных доходов фигурантов.
Вместо выводов
Запрет заключать маркетинговые договоры между производителями и ритейлом задекларирован как "победа для пациентов". Но пока аптеки теряют рентабельность и вынуждены закрывать свои пункты, заводы наращивают сверхприбыли. Однако важно другое - главным выгодоприобретателем от регулирования фармрынка стали не пациенты, а производители лекарств.