"Дарница" молчит, отрасль протестует: что не так с поправками к законопроекту №11493 по регулированию фармрынка? 26 декабря 2024
Киев • УНН
"Дарница" молчит, отрасль протестует: что не так с поправками к законопроекту №11493 по регулированию фармрынка?

Скандальные правки к законопроекту №11493 по регулированию фармацевтической отрасли вызвали шквал критики со стороны профессиональных ассоциаций и представителей рынка. Заявленная цель изменений - совершенствование регулирования, однако в реальности они могут привести к повышению цен на препараты и нанести серьезный ущерб доступности лекарственных средств. Кроме того, эксперты видят в этих поправках лоббирование интересов только одного производителя - фармацевтической компании "Дарница". Об этом пишет УНН.
Объединение организаций работодателей: риск дефицита лекарств и удар по производителям
Объединение организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (ООРММП) обратилось к председателю профильного комитета Михаилу Радуцкому с просьбой приостановить рассмотрение законопроекта №11493. В ассоциации заявили, что изменения могут негативно повлиять как на физическую доступность лекарственных средств вплоть до рисков возникновения дефицита в чрезвычайно сложное время полномасштабной военной агрессии врага и длительного гуманитарного кризиса, так и на производственную сферу в целом.
"Ассоциация просит отложить запланированное рассмотрение Комитетом законопроекта № 11493 до момента обсуждения и проработки всех предложений и инициатив с деловым профессиональным сообществом и профессиональными экспертами", - говорится в обращении.
Американская торговая палата: необходимо провести экономическую оценку
Компании-члены Американской торговой палаты в Украине не поддерживают обсуждаемые поправки к законопроекту №11493 о регулировании оптовой и розничной торговли лекарственными средствами, поданные народным депутатом Юлией Тимошенко.
"Прежде всего, Палата просит о проведении экономической оценки, анализа влияния на рынок и пациента для расчета и перед возможным установлением любых порогов по продаже лекарственных средств", - говорится в заявлении организации.
Компании-члены считают, что для изменений в регулировании, которые влияют на всех участников фармацевтического рынка и пациента как конечного потребителя, необходимо предусматривать переходный период - не менее года для обеспечения бесперебойных поставок лекарств.
"Важно обратить внимание, что в странах - членах ЕС отсутствует практика ограничения для закупок дистрибьюторами и закупка лекарственных средств через электронный каталог, что свидетельствует о несоответствии предложенных изменений евроинтеграционному направлению государства", - отмечают в Палате.
СУП: защита национальных производителей
Союз украинских предпринимателей (СУП) выразил обеспокоенность, что поправки, которые сейчас обсуждают нардепы, могут быть вредными для национальных производителей. Ассоциация призывает к широкому обсуждению проблем рынка, прежде чем принимать изменения.
"Сейчас ко второму чтению законопроекта №11493 поданы предложения, которые, в случае их принятия в качестве закона, могут оказаться вредными для национальных производителей лекарств и негативно повлиять на физическую доступность лекарственных средств", - говорится в заявлении.
ЕБА: инициаторы не предоставили основательные расчеты
Европейская Бизнес Ассоциация (EBA) считает неприемлемым внедрение таких масштабных изменений между парламентскими чтениями.
"Разработчиками законодательных изменений не предоставлены основательные расчеты и экономический анализ уровня и динамики цен, влияния предлагаемых изменений на всех участников экономических отношений - производителей, оптовых и розничных продавцов, пациентов. Также авторами изменений не указано, как можно исключить риски возникновения дефицита лекарственных средств, которые являются существенными", - заявили в организации.
Ассоциация просит учесть ее позицию, чтобы избежать быстрых решений, которые могут привести к дефициту лекарств и снижению доступа украинцев к лекарствам, и продолжить диалог с бизнесом.
Ассоциация производителей инновационных лекарств: некоторые нововведения могут содержать коррупционные риски
Ассоциация производителей инновационных лекарств (APRaD) обратила внимание на то, что авторы законопроекта не проводили основательные расчеты и экономический анализ последствий внедрения предложенных изменений для всех участников фармацевтического рынка. Также эксперты отмечают необходимость переходного периода во избежание дефицита.
Проанализировав предложения к законопроекту №11493, эксперты APRaD подготовили замечания и предложения, отметив, что некоторые термины, формулировки и положения:
- являются неточными и нарушающими принцип правовой определенности, что может порождать правовые конфликты и быть основой для злоупотреблений со стороны властных институтов, а также создавать коррупционные риски;
- требуют разъяснения и доработки, поскольку широкая трактовка может иметь следствием квалификации любых действий добросовестных хозяйствующих субъектов как нарушения;
- находятся в фокусе регулирования отдельными законами в сфере рекламы и защиты конкуренции;
- не отражают системы корпоративных отношений международных фармацевтических компаний, где во многих случаях изготовитель не является основателем аффилированных компаний.
AIPM Ukraine: предлагает другие пути для снижения экономического давления
Ассоциация представителей международных фармацевтических производителей AIPM Ukraine считает, что регулирование стоимости разрешенных рекламных и маркетинговых услуг, связанных с реализацией препаратов конечному потребителю, нужно поручить Кабмину, а не регулировать через закон.
Эксперты Ассоциации предлагают рассмотреть другие возможные способы снижения экономической нагрузки на украинских пациентов.
1. Ускорение развития современных стандартов лечения для наиболее распространенных нозологий на основе принципов доказательной медицины и доступность этой информации для врачей и пациентов позволят:
- существенно снизить полипрагмазию;
- предоставить четкие приоритеты расширению программы реимбурсации "Доступные лекарства";
- сформировать базу для расширения перечня жизненно важных препаратов и стать основой его трансформации в единый положительный перечень лекарственных средств.
2. Дальнейшее расширение программы реимбурсации "Доступные лекарства" в амбулаторном сегменте является существенным фактором снижения экономической нагрузки на пациента и контроля за ценами на реимбурсируемые препараты.
3. Ускорение и расширение полноценного внедрения оценки медицинских технологий для современных препаратов/технологий лечения и адекватное государственное финансирование механизма договоров управляемого доступа для обеспечения доступа пациентов к такому лечению.
4. Дополнительными источниками финансирования потребностей пациентов в фармакологической терапии также могут быть:
- включение необходимых лекарственных средств в стандарты оказания помощи, финансируемые Национальной службой здоровья Украины (для госпитального сегмента);
- пересмотр ограничений на закупки необходимых препаратов за счет средств регионов и громад.
Стоит отметить, что фармсообщество неоднократно указывало, что предложенные поправки могут лоббировать интересы только одного крупного игрока - фармкомпании "Дарница". В то же время сам производитель воздерживается от публичных комментариев по инициативам, что порождает сомнения - это молчаливая поддержка или просто стратегия избегания публичности.
Так, скандальные поправки к законопроекту №11493 продолжают оставаться ТОП-темой среди профессионального сообщества - отовсюду раздаются призывы к прозрачному обсуждению, учету интересов отрасли и избеганию поспешных решений, которые могут нанести ущерб рынку. В то же время вопрос возможного лоббирования интересов отдельных компаний, таких как "Дарница", остается открытым.