Звуки войны: как помочь ребенку не бояться сирены и громких взрывов

Звуки войны: как помочь ребенку не бояться сирены и громких взрывов

Киев  •  УНН

 • 353784 просмотра

КИЕВ. 10 октября. УНН. Уже пятый месяц многие украинские дети вместо успокаивающей колыбельной слышат громкие звуки сирены или колоколов, извещающих о воздушной тревоге. Минздрав спросил у детского и семейного психолога, автора книг по детской психологии Светланы Ройз о том, как успокоить ребенка и научить его правильно реагировать на звуки воздушной тревоги, передает УНН.

Детали

Бояться того, что на самом деле пугает, – нормально. При этом дети ориентируются на нашу реакцию и на то, как мы им объясняем происходящее, какие действия предлагаем. Поэтому мы должны знать, как действовать в подобных ситуациях. Поэтому ниже – советы от Светланы Ройз.

Как успокоить ребенка во время громких звуков сирены или взрывов

Чтобы помочь ребенку справиться со страхом и научить его реагировать на громкие звуки, такие как сирена или грохот, психолог советует действовать по такому алгоритму:

1. Нормализация

Взрослый фиксирует и объясняет ребенку ситуацию: я вижу, что ты боишься. Да, это же очень громкий и неприятный звук, который на самом деле пугает. Но когда мы слышим сирену – это значит, что наши ВСУ зафиксировали угрозу и сейчас ее обезвреживают. Этот звук сообщает, что о нашей безопасности заботятся. И нам нужно позаботиться о себе – поэтому мы идем в безопасное место.

2. Поддержка

Важно дать ребенку сигнал о поддержке: я с тобой и буду с тобой все время. А дальше – предложить действие: хочешь, я возьму тебя на руки/обниму, а ты возьмешь свою игрушку? Беспомощность – травматична, поэтому ребенок должен чувствовать, что может повлиять на что-то: держать игрушку, заботиться о животном, взять воду, считать шаги – это даст ему ощущение своей силы.

3. Завершение

После того, как угроза миновала, следует обязательно подчеркнуть это. Скажите ребенку: Все прошло. Мы в безопасности. Спасибо, ты был (была) таким смелым, крепким. Мы слышали так много громких звуков (их можно назвать), но мы справились».

Акцентируйте внимание ребенка на его силе. Можно сказать, что гордитесь его стойкостью и тем, как он заботился о своей игрушке, младшем брате или сестре, о себе самом, четко выполнял ваши указания и т. д.

Можно поиграть в терапевтическую «игру»: растереть уши и представить, что из них «высыпается» в ладонь или на землю то, что им мешает. Можно представить себя собакой, которая только что вышла из воды и стряхивает с себя всю воду.

Далее «строим» мостик к следующим действиям: для этого спрашиваем у ребенка о том, что будем делать дальше, когда выйдем из укрытия.

Простые «практики», чтобы снять напряжение аудиального канала

Светлана Ройз также посоветовала несколько приемов, которые помогут отвлечься и снизить напряжение, связанное с громкими звуками. Используйте их в соответствии с ситуацией, возможностями и предпочтениями ребенка. Поэтому вы можете предложить ребенку:

Петь песни.

Послушать аудиосказку в наушниках.

На каждую сирену проговаривать дразнилки на российскую армию – обесценивание и проявления вербальной агрессии (разрешенные родителями) помогают детям отреагировать эмоции.

Помассировать уши (как будто мы делаем массаж ушей слонику) и простучать зону за ушами.

Применить дыхательные практики с громким выдохом (можно делать выдох с открытым ртом).

Поиграть в слоника, который обмахивается ушами: прикладываем ладони к ушам – открываем – закрываем.

Поиграть в «насекомые» – одну из «псевдоагрессивных» игр: представляем, что в помещении много комаров и ловим их, хлопая громко в ладоши, но не касаясь других игроков, а рядом с ними.

Вызывать зевоту: проводим пальцами от козелка уха до челюстного сустава и предлагаем ребенку зевнуть.

Сосать леденец, сухофрукт или жевать жевательную конфету или резинку.

Если позволяют обстоятельства – пускать мыльные пузыри, чтобы стимулировать мощный выдох.

Добавим

По предварительным прогнозам Минздрава, из-за влияния войны в психологической поддержке будут нуждаться около 15 млн украинцев, среди которых и дети.