Сытость, устойчивость и унифицированность: какой должна быть реформа обеспечения армии питанием и справится ли с ее проведением Умеров

Сытость, устойчивость и унифицированность: какой должна быть реформа обеспечения армии питанием и справится ли с ее проведением Умеров

Киев  •  УНН

 • 575068 просмотра

КИЕВ. 17 ноября. УНН. Недавно Минобороны Украины создало госпредприятие “Государственный оператор тыла”. Оно будет отвечать за обеспечение военных питанием. Ожидается, что полноценно функционировать эта институция начнет с 1 декабря 2023 года, тогда же ожидается проведение первых закупок на поставки во втором квартале 2024 года.

Заявлено, что “Оператор тыла” будет анализировать рынок, цены, контактировать с производителями и поставщиками, принимать решения по тендерным закупкам.

Возглавил структуру Арсен Жумадилов. Интересно, что еще до своего назначения на этот пост Жумадилов высказался за необходимость отказа от системы Каталогов (окончательное внедрение, которой произошло только в 2020 году). Жумадилов даже представил определенное видение реформирования системы питания, когда занимал должность руководителя проектной команды Офиса по поддержке изменений при Министерстве обороны. В концепции, которую представил Жумадилов в июле этого года, предполагалось разделение товарной и сервисной составляющей.

“Сервисная будет заключаться в том, чтобы формировать партии и развозить их по местам доставки, а товарная составляющая — закупать продукцию питания для нужд армии”, — пояснил он.

Речь идет о возврате к старой системе закупок, действовавшей до начала введения Каталогов — когда отдельно закупались продукты, отдельно услуги по доставке, а отдельно услуги по приготовлению? Пока до конца непонятно. То, что в июле предлагал Офис поддержки изменений в лице Жумадилова, основывалось на директивах ЕС и стандартах многих стран НАТО. Среди прочего тогда Жумадилов рассказал о необходимости создания независимой структуры, которая будет заниматься закупками, а также минимизации человеческого вмешательства в процессы закупок и одновременно определенной коллегиальности в принятии важных решений.

Была ли наработанная Офисом поддержки изминений концепция, которую коротко озвучивал Жумадилов, полностью принята новым руководством МОУ — нам неизвестно. Но судя по созданию “Государственного оператора тыла” и тому, что его возглавил именно Жумадилов, — можем предположить, что сдвиги в сторону изменений системы обеспечения солдат питанием — уже стартовали.

А они назрели. Система, внедрение которой началось в 2017 году и завершилось в 2020 году, оказалась не слишком эффективной. Подтверждением тому стали многочисленные коррупционные скандалы, известные едва ли не на весь мир яйца по 17 гривен, гнилые овощи и рассказы солдат об однообразном рационе, состоявшем в основном из хлеба и тушенки, и того, чем побалуют волонтеры. Солдаты, как люди подневольные, не очень-то жаловались и ради справедливости заметим, что не в каждом подразделении ситуация была настолько вопиющей. Но можем сказать точно, что из 406 заявленных в Каталогах позиций солдаты не видели и половины.

Эксперты отмечают, что большинство нарушений касались переплат за отдельные группы товаров, а также создания в этой сфере определенных монопольных групп, которые, в частности, могли играть на тендерах, выставляя подставные компании. Военный эксперт Владислав Селезнев отмечает, что предыдущему руководству Минобороны удалось нивелировать некоторые слабые места и укрепить систему поставок питания для военных. Но вызовов перед нынешним министром обороны Рустемом Умеровым осталось еще многое.

Есть ли рыба в мутной воде?

“В каталоге есть 406 позиций, эти позиции охватывают все потребности военного. Но вопрос в том, что поставщики подчас завышали цены на одни позиции, занижали на другие, и предлагали пакетные поставки для подразделений ВСУ. И там что-то закупалось очень дешево, а что-то дорого, например, красная рыба — очень дешево, потому что на самом деле никто ее не закупал, а в суммарном показателе общая стоимость такого комплекта для снабжения войска, выглядела вполне приемлемо. Но по такой схеме тогда и вылезали эти яйца по 17”, — говорит военный эксперт Сергей Згурец.

Каталоги, как оказалось, таят возможность для подтасовок. И недобросовестные поставщики легко могут ловить рыбу в мутной воде, а солдаты — той рыбы и не видели.

Еще одной заметной лазейкой для злоупотреблений является сам процесс снабжения питанием — от вопросов логистики до вопроса контроля качества.

Попытки МОУ во времена прошлого руководства, повлиять на систему и разрушить схемы коррупционного заработка и злоупотреблений, не носили характер полноценной реформы, а скорее косметических изменений. Большинство схем, заложенных еще в начале перехода на каталожную систему в 2017 году, сохранялось и они давали возможность получать свои барыши разным звеньям в системе обеспечения военных продовольствием.

Эксперты говорят, что в кратчайшие сроки изменить что-то довольно сложно.

Какой должна быть реформа системы питания военных?

Менять систему нужно — в этом большинство экспертов единодушны. Она должна быть устойчивой к любым неблагоприятным условиям (война, блекауты, теракты и т.п.) и оперативно реагировать на вызовы, новые обстоятельства, а солдат не просто сыт, а накормлен сбалансированной пищей (максимально насколько это возможно в зависимости от места дислокации подразделения — в тылу или на передовой).

“У солдата, по крайней мере, у того, кто находится не непосредственно на линии фронта, а в тылу — перед ротацией, перед заменой, должно быть право выбора в пище. Не еда бочкового разлива, как в советской армии, а должен быть выбор нормальной, сбалансированной пищи. Это очень важно”, — отмечает военный эксперт Олег Гетьман.

Эксперт Владислав Селезнев добавляет, что система должна быть унифицирована для всех структур силового блока — не может продовольственная корзина в ВСУ существенно отличаться по стоимости от аналогичной, например, для пограничников.

Экзамен для Умерова

Вызовы, возникшие перед новым министром обороны Рустемом Умеровым — очень серьезные, а обстоятельства для перемен — не самые благоприятные. Но реагировать и пытаться поправить ситуацию придется. Ведь вопрос не только в общественном недовольстве, но и в поддержании обороноспособности страны в состоянии полномасштабной войны.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что для Умерова реформирование и укрепление системы обеспечения армии питанием — не просто принципиальный, а личный вызов. И так или иначе — вносить изменения в систему доведется. И будет он делать это еще и под пристальным глазом Офиса Президента, где понимают важность назревшей проблемы.

“Это точно будет реализовано, потому что чрезвычайно высокие требования со стороны ОП к команде Умерова, невероятный по уровню контроль со стороны общества за деятельностью господина Умерова — не только по направлению продовольствия, но и другим направлениям логистического обеспечения. Очень много вопросов. И всегда очень немедленная реакция общества, если где-то происходят какие-то сложности. Буквально на днях я видел сведения в определенных пабликах, что есть некоторое промедление с поставками вещевого имущества, и уже начинается огласка, недовольство. И господин Умеров будет вынужден реагировать. Поэтому я убежден, что у Умерова нет другого пути, чем со своей командой обеспечивать весь кейс потребностей МОУ, в том числе — продуктовый”, — считает Селезнев.

Не все эксперты берутся делать однозначно оптимистичные прогнозы в успешности действий команды нового министра, особенно в том, что успехи будут быстрыми. Но то, что определенные шаги продемонстрированы МОУ, в том числе и созданием “Государственного оператора тыла”, вселяет надежду. Сдаст ли Умеров и его команда этот экзамен — покажет время.