Двойные стандарты: лоббист восстановления декларирования нардеп Радина не спешит открывать доходы или что не так с проектом закона о декларациях в условиях войны

Двойные стандарты: лоббист восстановления декларирования нардеп Радина не спешит открывать доходы или что не так с проектом закона о декларациях в условиях войны

Киев  •  УНН

28 июля 2023, 11:56  •  355451 просмотра

КИЕВ. 28 июля. УНН. Законопроект о восстановлении декларирования фактически канализирует общественный протест на фоне коррупционных скандалов во власти, а к некоторым инициаторам проекта, как, например, нардепу Анастасии Радиной, есть вопросы относительно того, почему они не подавали декларации, когда декларирование было необязательным. Такое мнение в комментарии УНН высказали эксперты.

Детали

Вчера ВР поддержала за основу с доработкой Проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины об определении порядка представления деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, в условиях военного положения, инициированный рядом нардепов.

Законопроектом предлагается вернуть е-декларирование с рядом ограничений в связи с действием военного положения. Напомним, что после объявления военного положения декларирование для чиновников стало необязательным, реестр деклараций — закрытым.

Фактически общество не видело деклараций чиновников за 21-22 год. И вот теперь декларирование возвращается, однако, как объяснили УНН эксперты — не все так просто.

Так, одним из инициаторов законопроекта и наиболее активным его “промоутером” выступила нардеп Анастасия Радина, которая, как свидетельствует информация обнародованная Движением “Честно”, не подавала деклараций за 21 и 22 годы. Хотя могла это сделать, как три десятка других нардепов. Не подавала деклараций Радина и за времена своей общественной антикоррупционной деятельности, на что обратил внимание юрист Ростислав Кравец.

Цитата

“Меня тоже удивила госпожа Радина. Все антикоррупционеры, в том числе и она, не декларировали себя раньше. Хотя им никто не запрещал это делать. И Радиной, которая воплощает бидось (так юрист назвал бывших общественных активистов, которые позиционировали себя как борцы с коррупцией и под этими лозунгами прошли в ВР, в частности от партии „Голос“ — ред.) в ВР, тоже никто не запрещал, и она это не сделала”, — заметил Кравец.

Он добавил, что ситуация вокруг декларирования показывает, что такие как Радина действуют не в интересах Украины, и назвал их “государственными изменниками”.

Политолог Никита Трачук отметил, что подобная ситуация, когда политик громко заявляет об одном, а поступает совсем по другому — типична для украинского политикума. Действия же Радиной он расценивает, как нарушение политического этикета.

“Если законно говорить — она закон не нарушала. А с моральной точки зрения - это своего рода ее политический этикет и политическая ответственность. Это довольно странно и ее избиратели должны увидеть это и дать свои оценку непременно”, — считает политолог.

Что касается самого законопроекта, то частичное открытие информации в декларациях для общего доступа Ростислав Кравец расценивает как подыгрывание врагу, ведь там можно будет увидеть некоторые данные, например, о родственниках. Однако, как считает политолог Никита Трачук, возвращение декларирования и частичное открытие информации в них может быть продиктовано двумя факторами: попытка канализировать недовольство общества и шаг на встречу международным партнерам.

Цитата

“Мне кажется, что это делается в контексте того, что общество, мягко говоря, у нас сегодня немного нервное, учитывая  ситуацию. И усталость от войны, и это тяжёлое контрнаступление, и постоянные скандалы в депутатском корпусе — как этот, например, последний абсолютно дерзкий поступок господина Аристова. И мне кажется, что такие вещи делаются с целью канализации общественного протеста, общественного негатива для того, чтобы продемонстрировать, что вроде бы: "нет, всё у нас нормально, всё делается, депутаты вроде бы под контролем общества" и так далее. Но как это часто бывает — под красивой обёрткой кроется не совсем то, как бы оно собственно должно было быть. Это первый момент.

А второй момент — мне кажется, что это возможно является таким элементом коммуникации с нашими международными партнёрами, западными союзниками. Ведь если мы вспомним, то электронное декларирование было с самого начала инициативой не нашей, это нам предложили такое сделать”, — считает эксперт.

В то же время, Кравец отмечает, что западные партнеры уже давно увидели неэффективность процесса декларирования и проверок деклараций в украинских реалиях.

“За годы декларирований мы увидели, что декларации ничего общего с борьбой с коррупцией не имеют. Мы видим последний отчет, который предоставили международные эксперты о деятельности НАПК, и он неудовлетворительный. Фактически, НАПК для оправдания своих космических зарплат начинает гоняться за какими-то мизерными нарушениями закона, при этом мы видим миллиардные сделки, на которые никто не обращает внимания”, — считает Кравец.