Концессия железнодорожных вокзалов: удастся ли Украине превратить руины в привлекательный сервис

Концессия железнодорожных вокзалов: удастся ли Украине превратить руины в привлекательный сервис

Киев  •  УНН

 • 13698 просмотра

КИЕВ. 8 октября. УНН. Сегодня железнодорожные вокзалы Украины - убыточные для государства и не привлекательны для пассажиров. Сможет ли концессия, то есть передача их в управление частным инвесторам, существенно улучшить ситуацию, в комментарии УНН рассказал Глава практики недвижимости, строительства и инфраструктуры международной юридической компании Kinstellar Олег Матюша.

"Сейчас, к сожалению, железнодорожные вокзалы в Украине являются убыточными объектами. Даже такой привлекательный с коммерческой точки зрения объект как Центральный железнодорожный вокзал в Киеве за 2019 год принес Укрзализныци ущерб на сумму свыше 50 млн гривен. При этом выбор и качество услуг, которые получают посетители украинских вокзалов, оставляет желать лучшего. Это довольно странно, ведь имея тысячи квадратных метров потенциальных арендных площадей, с пассажиропотоком более 23 миллионов в год только на киевском вокзале, ситуация должна быть совсем другой", - подчеркнул Матюша.

Эксперт объяснил такое положение вещей отсутствием стратегии развития железнодорожных вокзалов и неэффективным управлением активами, что можно изменить с помощью концессии как одного из возможных вариантов.

"Реализация планов Министерства инфраструктуры о передаче в концессию отдельных железнодорожных вокзалов является одним из возможных способов преобразования убыточных объектов на успешные коммерческие локации с должным уровнем заведений общественного питания, торговли, зонами отдыха, транспортными и банковскими услугами, улучшенной логистикой. Государство может перевести на частного партнера собственные затраты на реконструкцию и содержание инфраструктуры вокзалов, получать доход в виде фиксированных концессионных платежей и платежей, привязанных к результатам коммерческой деятельности концессионера. При этом, государство не будет терять контроль и право собственности на недвижимое имущество железнодорожных вокзалов", - рассказал Матюша.

Он также отметил, что во всем мире ряд удачных концессионных проектов железнодорожной инфраструктуры работает на четких и прозрачных требованиях к концессионеру, что является важным условием успешного сотрудничества бизнеса и государства.

"В мире достаточно примеров передачи железнодорожной инфраструктуры, в том числе вокзалов, в управление частным структурам как через механизм аренды, например, в Чехии (вокзалы в Праге, Карловых Варах, Марианских Лазнях), так и путем передачи их в концессию, как, например, в США (станции транспортного коридора в Атланте), Перу и др. При этом необходимым условием для успеха таких проектов должно стать установление четких и понятных требований к концессионерам, прозрачная процедура их отбора, учета наличия опыта успешного управления аналогичными объектами вместо отбора исключительно на основе лучшего финансового предложения, подготовка проекта тендерной документации и концессионного договора с учетом положительного международного и украинского опыта", - подытожил он.

Напомним, министр инфраструктуры Владислав Криклий сообщил, что Мининфраструктуры планирует отдать в концессию семь железнодорожных вокзалов.

Ранее Министерство инфраструктуры успешно передало в концессию порты "Херсон" и "Ольвия". "Ольвия", в частности, передана катарской компаний, которая обязалась инвестировать в порт 3,4 млрд грн и еще 80 млн грн - в инфраструктуру Николаева.