Атака дронов-камикадзе на порт Рени: какие сделаны выводы?
Киев • УНН
Работники Ренийского порта постепенно ликвидируют последствия трехчасовой атаки вражеских дронов-камикадзе, которая произошла ночью 24 июля.
Но главное – это провести работу над ошибками. Об этом – в интервью с одним из операторов, генеральным директором ЧП «Транс-Экспо», членом совета порта Рени Юрием Онос.
- Юрий Васильевич, наверное, ночь 24 июля была одной из самых страшных в вашей жизни, потому что в порту Рени, на двух причалах работал ваш коллектив. Что было с людьми во время атаки дронов-камикадзе?
В тот период я, к сожалению, находился в Одессе. В порту на перегрузочном комплексе ЧП «Транс-Экспо», как всегда, работала смена, человек десять. У причалов, которые мы арендуем, стояло под погрузку два иностранных судна.
Как всегда, была большая суматоха. Было много машин, которые выгружали зерно по прямому варианту. Грузили также зерно, накопленное в складах.
Когда началась атака, старший смены, пытаясь отвести людей, бежал сломя голову, и столкнулся с грузовиком, который летел на выход из порта. Машина его сбила, у человека поломаны три ребра. Еще один наш работник от взрыва получил контузию: к счастью, он находился в тот момент не в складе, а рядом с ним. Сейчас два наших сотрудника находятся на амбулаторном лечении, восстанавливаются. Слава Богу, никто в порту не получил смертельные ранения – это главное. А то, что разрушено, можно восстановить – при наличии финансов.
- ЧП «Транс-Экспо» нанесен, пожалуй, самый значительный урон…
Три склада с зерном разрушены, каркасы других повреждены: их можно продолжать эксплуатировать, но вид не тот. Повреждены погрузочные комплексы, думаю, что они восстановлению не подлежат, надо приобретать новые. Сумму ущерба мы еще не подсчитывали.
Но меня сегодня особо волнует то, что люди не хотят работать, люди боятся. Все ренийцы напуганы. Мне рассказывали, что ночью люди шли просто пешком с детьми, с сумками по дороге Дружбы в сторону Молдовы. У кого есть машина – уезжали.
- И что, сегодня люди увольняются из порта?
Немалый процент. Мы говорили со своими сотрудниками, а это более 35-ти человек: они хотят работать, от работы никто не отказывается, но хотят понимать, как обеспечена их безопасность. Мы говорили о том, что на комплексе всегда будут находится микроавтобусы, чтобы, в случае опасности, быстро эвакуировать смену. А сотрудники задают справедливый вопрос: «А этот ваш микроавтобус поднимется в воздух, как вертолет, и улетит?.. Да мы быстрее добежим до проходной!» И это правда. На территории второго района порта транспорта столько, что от проходной до перегрузочного комплекса я на машине еду полчаса, хотя там прогулочным шагом – десять-пятнадцать минут пройтись.
- Не понимаю, а что на территории порта нет надежных укрытий?
Я на днях давал интервью французским журналистам, они меня тоже об этом спрашивали. Но я, как один из операторов, не имею никакого отношения к инфраструктуре порта. Наверное, где-то есть укрытия, но лично я их не видел.
- Мы живем в условиях войны уже почти полтора года: неужели в порту не проходили учения: как действовать в случае воздушной атаки? По какой схеме действовать, в какие укрытия бежать или же как покидать территорию?
Инструкции и схемы есть однозначно, думаю, администрацией все это разработано, начерчено. Что касается учебных тревог… Если бы они проводились, я бы, наверное, об этом знал.
Самая большая проблема сегодня для второго района – это хаос. Операторов столько, что негде повернуться. Я понимаю, что надо всем переваливать, и как можно больше, но нужен какой-то порядок и дисциплина. Через четвертую проходную заходят грузы и на второй, и на третий районы. Возможно, трафик можно разгрузить, если открыть проходную бывшего БТО. Но это — не мои вопросы.
- Если говорить о ваших проблемах: часть складов разрушена, и много зерна осталось под открытым небом. А тут – дожди…
Мы предупредили ситуацию, накрыли зерно специальным брезентом. Но в порту ливневки практически не работают. Когда дождь – всюду лужи. Водители не видят, куда едут, что под водой – яма, люк? Это создает предпосылки для ДТП.
- Наверное, в условиях такого трафика сложно ремонтировать водостоки и дороги…
Согласен. Но надо каким-то образом это делать. Мы увидели, к чему спешка приводит: в ситуации воздушной атаки врага мы не знаем, как покинуть порт. А, может, надо подумать над тем, чтобы вместо какого-то дополнительного склада построить бункер для людей?
Будет ли ЧП «Транс-Экспо» вкладывать сотни тысяч долларов в восстановление полуразрушенного перегрузочного комплекса? Будет ли предприниматель Юрий Онос впредь помогать ЗСУ, как это делал до сих пор?
Об этом и многом другом – в репортаже.