Верещук: система национального сопротивления должна стать полноценным оборонительным компонентом, с которым придется считаться врагу
Киев • УНН
КИЕВ. 19 июля. УНН. Верховная Рада 16 июля окончательного приняла законопроект № 5557 "Об основах национального сопротивления", которым урегулирован вопрос национального сопротивления, территориальной обороны, сопротивления и др. Значение этого закона УНН попросил прокомментировать члена профильного парламентского комитета, председателя подкомитета по госбезопасности и обороны Комитета ВР по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Ирину Верещук.
Национальное сопротивление, территориальная оборона, движение сопротивления - это новые понятия для законодательства Украины в сфере обороны. Почему закон о национальном сопротивлении было принято именно сейчас? Это ответ на весеннее обострение на Востоке?
Принятие закона назрело давно - собственно, с момента начала российской агрессии в 2014 году. На самом деле немного странно, как мы жили все эти годы без такого закона. Ведь территориальная оборона и движение сопротивления являются очень важными составляющими сдерживания агрессии такого соседа, как Россия.
Отдельные элементы национального сопротивления у нас фактически давно существуют - имею в виду добровольческое движение, волонтерство, сопротивление на временно оккупированных территориях. Но мы уже давно нуждались в специальном законе. Не думаю, что разработка законопроекта напрямую связана с обострением на Донбассе этой весной. Потому что это не первое обострение и, наверное, не последнее.
Значимость закона о нацсопротивлении в том, что он создает новую оборонную компоненту. По сути, это новое и мощное оружие. Поэтому очень хорошо, что в конце мая Президент Зеленский внес законопроект, а в середине июля мы его уже приняли. Качество поправок к законопроекту и скорость его прохождения через парламент - это во многом заслуга Александра Завитневича как главы профильного комитета и Федора Вениславского как руководителя рабочей группы по этому законопроекту в нашем Комитете. Я рада, что мы успели проголосовать закон до парламентских каникул и не стали откладывать его на осень.
Что принципиально нового вводит этот закон для нашей обороны?
Национальное сопротивление - это новая оборонная компонента, которую следует воспринимать очень серьезно. Если несколько лет серьезно поработать над развитием системы нацсопротивления, можно получить еще один довольно весомый инструмент сдерживания агрессора. Если бы в 2014 году мы имели то, что сейчас закладывается в президентском законе о нацсопротивление, события могли бы развиваться иначе, в том числе в плане территориальных потерь.
Нацсопротивление - это создание дополнительного измерения оборонного влияния на агрессора, в какой-то степени гибридизация обороны, привнесение элементов "Афганистана" в оборонительную доктрину. То есть, защищать страну будет не только армия милитарным способом, но и все население страны различными способами. Собственно, идея нацсопротивления прямо следует из доктрины всеобъемлющей обороны, которая лежит в основе нашей новой стратегии военной безопасности.
Конечно, концепция нацсопротивления базируется на нашем горьком опыте войны с Россией. Поэтому, наверное, вполне естественно, что наша система нацсопротивления будет направлена прежде всего на сдерживание России от дальнейшей агрессии против Украины. Потому за помощью, в том числе нацсопротивления, мы хотим сделать нашу оборону асимметричной агрессии России. То есть эффективность - через асимметричность.
Сколько лет нужно, чтобы построить систему нацсопротивления?
Трудно сказать. Зависит от финансирования и политической воли. Считаю, что за года 3 можно было бы по крайней мере заложить базу, а еще через 2 года привести все в порядок.
Следует отметить, что система нацсопротивления нуждается, так сказать, в постоянном "поддержании формы". Это не самолет, который купили и поставили в ангар. Это постоянная системная работа с военным личным составом и гражданским населением. Это довольно громоздкая система и кропотливая работа. Но хорошая новость в том, что в сочетании с военно-патриотическим воспитанием, это может давать не только, собственно, оборонный эффект, но и положительный социально-политический эффект.
Считается, что хорошим является опыт Польши по развитию сил территориальной обороны. Используем мы польский опыт?
Я бы сказала, что, собственно, польский опыт и является нашей основной моделью. Законопроект готовился на основе изучения опыта таких стран, как США, Великобритания, Франция, Финляндия и ряда других стран НАТО. Но наиболее репрезентативным с точки зрения структуры, масштаба и направлений отражения возможной агрессии является польский опыт создания территориальной обороны и национальной обороны в целом.
Но мы только начинаем строить систему нацсопротивления. Впереди очень много работы. На старте мы находимся в менее выгодном положении, чем Польша, которая давно является членом НАТО, имеет лучшую экономику и пользуется финансовой и технической поддержкой партнеров по НАТО. Например, польские войска территориальной обороны за четыре года своего существования были укомплектованы личным составом в количестве более 25 тыс. человек, а объем финансирования составил 180 млн долларов США в год. В конце концов, Польша не находилась в состоянии вооруженного конфликта с Россией.
Наше отличие в том, что мы ограничены в ресурсах и нас мотивирует не потенциальная угроза, а реальная военная агрессия со стороны России.
Если говорить о территориальной обороне, то в прошлом уже были попытки создать силы территориальной обороны, но не очень удачные ...
Да, за последние примерно пять лет было несколько попыток создания подразделений территориальной обороны. Был ряд причин, почему такие попытки были неудачными. Одна из них - собственно, законодательная неурегулированность. Были вопросы подчинения сил ТРО, оружия, финансирования, материально-технического обеспечения и тому подобное. Год назад был зарегистрирован законопроект "О территориальной обороне Украины", но он так и не был представлен на рассмотрение. Президентский закон о нацсопротивлении лучше, он более основополагающий, он рассматривает территориальную оборону как один из элементов более широкой системы национального сопротивления, четко прописывает задачи под ТРО, движение сопротивления и подготовку населения к нацсопротивлению. Закон устанавливает четкую вертикаль управления системой нацсопротивления: Президент - Командующий ЗСУ- дальше Командующий силами ТРО относительно территориальной обороны и командующий ССО относительно сопротивления, а подготовка населения к нацсопротивлению является ответственностью Кабмина.
Были опасения, что создание сил территориальной обороны повысит риски сепаратизма. Вы разделяете эти опасения?
Нет, я так не считаю. Наоборот, правильно организованная система нацсопротивления делает государство сильнее, более стойким, в том числе против проявлений сепаратизма.
Конечно, комплектование и подготовка сил ТРО должна варьироваться в зависимости от региона, так ТРО в приграничных районах с Россией или в зонах, прилегающих к ОРДЛО - это одно, а ТРО, например, в Киевской области - это другое.
Может сложиться впечатление, что нацсопротивление - это якобы привлечь все население страны на войну. Но это не так?
Конечно, это не так. Воевать будут военные. Но граждане должны помогать. В конце концов, идея нацсопротивления строится на статьи 65 Конституции, которая говорит, что защита Украины является обязанностью каждого гражданина.
Система нацсопротивления - это подготовка населения к сопротивлению, плюс ТРО, плюс движение сопротивления. Подготовка граждан к нацсопротивлению - это, по сути, военно-патриотическое воспитание населения страны. Тероборона должна работать по всей территории вне зон боевых действий, выполняя вспомогательные функции: охрана границы, охрана объектов инфраструктуры, поддержание общественного порядка, антидиверсионная работа, ликвидация последствий боевых действий и тому подобное. А движение сопротивления должно функционировать на временно оккупированной территории. Именно поэтому с движением сопротивления должны работать силы специальных операций.
Иногда даже от политиков приходится слышать нарратив, что нас должен кто-то защищать от агрессии. Помогать - да, а воевать вместо нас, украинцев, на нашей земле никто не обязан. Это наша земля и только нам ее защищать. Всеобъемлющая защита. Это наша новая военная стратегия, которую в конце марта этого года ввел в действие Президент Зеленский. Нацсопротивление не должно заменить качественные вооруженные силы, но оно должно стать полноценным оборонительным компонентом, с которым придется считаться врагу.