В Украине неизвестное количество авто ездит с просроченными газовыми баллонами - эксперты
Киев • УНН
КИЕВ. 6 октября. УНН. Некачественные газовые установки в авто - это угроза не только для водителя, но и для окружающих людей, а также инфраструктуры. Об этом заявляют эксперты, комментируя дискуссию по усилению контроля за ГБО, информирует УНН.
С прошлого года все переоборудованные авто в Украине должны проходить двойной контроль: испытания и сертификацию. Таким образом в стране убрали целый теневой рынок "гаражной" установки непонятного газового оборудования и его сертификацию "на бумажке".
"Нефтегазовая Ассоциация (НАУ) положительно оценивает усиление контроля за эксплуатацией автомобилей на ГБО, ведь из-за некачественного или неправильно установленного газобаллонного оборудования в опасности оказываются не только водители, но и пешеходы и окружающая инфраструктура. Ранее некоторые автовладельцы устанавливали газобаллонное оборудование на сомнительных станциях техобслуживания, которые в свою очередь имели право выдавать Акты технической экспертизы на свое же оборудование. В связи с этим были частые случаи возгорания и взрывов ГБО, установленного с техническими нарушениями. Это происходило и на АЗС, и во время дорожного движения", - отмечают в Ассоциации.
Сейчас допуск к эксплуатации переоборудованных транспортных средств осуществляется только путем проведения фактических специальных испытаний и оформления сертификата на соответствие требованиям действующих в Украине правил, нормативов и стандартов, который выдает определенный орган по оценке соответствия, рассказывают в НАУ. Но проверке подлежит только вновь установленное оборудование.
"Проверить тех, кто ранее установил себе в авто ГБО будет возможно в случае введения обязательного периодического технического контроля", - сообщают в Ассоциации и добавляют, что было бы не лишним устанавливать на транспортные средства с ГБО и опознавательные знаки, которые можно заметить невооруженным взглядом.
"Также предоставить полномочия Нацполиции осуществлять проверки таких автомобилей. Это повысило бы ответственность владельцев таких транспортных средств и безопасность окружающих", - подчеркивают в Ассоциации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Группа Коломойского" объявила войну Криклию из-за ликвидации схем с "гаражной" установкой ГБО.
Пока же контроль остается неполноценным и не в полной мере объективным, говорит главный аудитор по сертификации и оценке соответствия продуктов нефтепереработки "Промстандарт" Александр Лютый.
"Контроль за ГБО нужен. На рынке достаточно непроверенного и неконтролируемого ГБО, в том числе которое уже давно эксплуатируется. Мы имеем много дублирующих регламентирующих процедур - это контроль СТО, аккредитованные испытательные лаборатории и органы по оценке соответствия, все эти финансовые затраты несет потребитель и это является главной проблемой на сегодня. Но экономить на безопасности - плохой опыт, поэтому контроль должен быть объективным и беспристрастным, в то же время потребитель должен понимать, за что платит. Авторитетные сервисные станции, которые уважают себя и свое имя – все проводят по нормам законодательства. У них современное сертифицированное оборудование от известных компаний, обученный персонал, государственные разрешения на выполнение газоопасных работ, наличие собственной лаборатории или сотрудничество с независимыми аккредитованными лабораториями", - сообщает Лютый.
К добросовестным себя причисляет СТО Profigas. Ее директор Евгений Устименко рассказывает, что от новых правил рынок вначале сильно "лихорадило", но сейчас острым остается только вопрос цены.
"Наша компания – крупнейший импортер ГБО. Весь этот год рынок ГБО лихорадило, сначала негде было делать сертификаты, а в лабораториях никто не знал, какие нужны документы. В принципе на сегодня стоит остро только вопрос цены сертификации. Для многих 2,5-3 тыс. грн – это решающий фактор идти на переоборудование авто или нет", - говорит он.
Идти на переоборудование своего авто или нет - дело каждого, но в любом случае, стоит помнить, что газ - это взрывоопасно, а поэтому контроль точно лишним не будет, уверен экс-президент "Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.
"Любые меры, направленные на повышение контроля за эксплуатацией ГБО, включая сервисные интервалы и сертификацию компаний, которые его устанавливают - лишними не будут. Потому что это довольно опасная штука. Если бензин и дизель горят, то газ еще и взрывается. А сегодня ГБО устанавливают чуть ли не в детсадах. Я это (усиление контроля - ред.) приветствую как участник рынка. Отдельно, по моему мнению, еще надо решить вопрос утилизации жидких остатков, которые остаются в баллонах автомобилей, а там чрезвычайно канцерогенное вещество, которое сегодня просто сливается в канализацию. У меня, например, нет уверенности, что те остатки собираются в отдельные емкости и затем отдаются на утилизацию. И говорить об экологии будет очень оптимистично", - отмечает Косянчук.