Александр Кацуба: У бизнеса два требования к государству - прозрачность и предсказуемость правил игры

Александр Кацуба: У бизнеса два требования к государству - прозрачность и предсказуемость правил игры

Киев  •  УНН

 • 1281145 просмотра

Но и бизнес должен быть честным перед самим собой

КИЕВ. 27 июля. УНН. На прошлой неделе в бизнес-сообществе резонансом стал поход предпринимателей в Офис президента для диалога с властью. Поводом стало несколько громких скандалов, когда правоохранительные органы совершали действия, которые бизнес считал давлением со стороны государства. Так и родилась очередная попытка построить коммуникацию “власть – бизнес”, чтобы обеспечить бизнесу права и безопасность со стороны государства.

Что по этому поводу думает бизнес УНН спросил у Александра Кацубы — украинского предпринимателя, эксперта в сфере энергетики, владельца компании АЛЬФА ГАЗ.

Далее приводим полный ответ представителя бизнес-сообщества.

Бизнес возмущается беспорядком на таможне (традиционным), блокировкой налоговых накладных, немотивированным интересом к себе со стороны нацполиции, прокуратуры и других силовых ведомств, большим количеством проверяющих органов, которые мешают эффективно работать. Большинство этих проблем давние и существуют не менее 10 лет. Но мы каждый раз ждем, что после какой-то точки Ч “такого больше не будет”, мы проснемся в другой стране и больше никакие проблемы бизнеса не будут касаться.

Примерно то же самое постоянно происходит вокруг налоговой системы. Последние 15-20 лет украинский бизнес постоянно находится под влиянием двух парадигм – с одной стороны нам постоянно предлагаются радикальные налоговые реформы, которые невозможно воплотить в жизнь, а с другой – постоянно находятся желающие внедрить новые административные ограничения и правила, которые бы позволили собирать налоги лучше и полнее. Или просто создавать новые поводы расширять штат налоговой.

В общем, главное, что все годы независимости вызывало скепсис предпринимателей к государственной системе, – неизвестность. Потому что правила игры менялись стабильно. И это была едва ли не единственная стабильность в отношениях “бизнес – государство”. Причем изменение правил было привязано к ситуативной конъюнктуре, к фамилии руководителя правительства или президента, к балансу сил между крупнейшими финансово-промышленными группами. С 2014 года к этому всему добавились  внешние факторы безопасности. Оккупация Крыма. Война на Донбассе. Пандемия коронавируса. И с 24.02.2022 – полномасштабное российское вторжение. Большинство украинских предпринимателей присоединилась к тому, чтобы максимально поддержать страну в противостоянии агрессору. Государство тоже сделало несколько шагов навстречу. Мораторий на проверки. Временное снижение налогов. Но шло время и некоторые из привычных практик вернулись. И это – в условиях, когда украинская экономика и украинское общество находятся под наибольшим давлением в истории независимости. Конечно, это является следствием того, что некоторые государственные институты – налоговая, таможня, часть правоохранительных органов – до сих пор не реформированы. Кроме того, государственные экологи, государственные геологи, архитектурная инспекция, ГСЧС, госслужба по вопросам безопасности пищевых продуктов, НКЦБФР (фондового рынка нет, а нацкомиссия – есть), госслужба труда, пенсионный фонд и еще примерно два десятка государственных учреждений и ведомств могут проверять, контролировать или деструктивно влиять на работу бизнеса.

Как предприниматель я работал в почти десятке отраслей – от аренды бизнес-офисов до добычи газа и от финансовых услуг до сложного производства. Конечно, за 20 лет сотни раз сталкивался с проверяющими, контролирующими и фискальными службами и органами. И в основном – из-за того, что 1 января каждого нового года (а иногда и 1 июля, дважды в год) менялись какие-то правила, нормы, стандарты. Не скажу, что у нас каждый раз требовали взятки, но юристы и менеджмент каждого бизнеса тратили кучу времени на все эти процедуры.

И сейчас все это имеет продолжение. Предприниматели надеялись, что большая война полностью перезагрузит отношения бизнеса и государства. Но этого пока что не произошло. Никто не отрицает необходимости платить налоги. Никто не отрицает необходимости контроля. При правильном диалоге бизнес, учитывая экстраординарные условия, в которых мы сейчас находимся, даже готов будет платить больше.

Бизнес не должен страдать от злоупотреблений налоговой или силовиков, он должен работать. Расходы на юристов и бухгалтеров высокие, потому что постоянно надо подстраиваться под новации, о которых никто не просил и которые не несут никакой пользы. Всем следует брать пример с Национального банка, который в последние годы стал островом стабильности в вопросах регулирования и контроля, а все новации преимущественно упрощают жизнь бизнеса. Как минимум, это справедливо для рынка финансовых услуг и страхового рынка.

От государства ему нужно два четких шага навстречу:

  • Прозрачность коммуникации. Власть (парламентское большинство, президентская команда, Кабинет министров, минфин, налоговая, таможня) должна говорить “одним голосом”. Бизнес должен понимать и публично слышать, как государство видит экономическое развитие, как – налоговую систему, что делается, чтобы правоохранительные органы защищали закон, а не охотились за отдельными предпринимателями. Очень трудно верить в позитивные перспективы, когда ты видишь, как разные представители власти посылают бизнесу разные сигналы: налоговая реформа и резкое снижение налогов, дополнительное “закручивание гаек” и возвращение проверок в двойном объеме, обыски и уголовные дела с сомнительным бэкграундом, обещания реформ и благоприятных условий для восстановления. Этого не должно быть. Возможно, нужно создать информационную платформу взаимодействия бизнеса и инвесторов с государственной системой, чтобы избегать подобных кейсов.
  • Предсказуемость правил. Лучшее, что можно сделать и во время, и после войны – это не менять налоги или как минимум администрирование налогов, директивы, правила проверок, не создавать новые регуляционные органы и постепенно ограничивать влияние старых. Не должны к бизнесу, где работает 20 человек, приходить 25 контролирующих органов. Это – нонсенс. Но это все еще часть украинской реальности. Никто и никогда в здравом уме не требует превратить страну в огромный офшор с нулевыми налогами и отсутствующим регулированием, нужны лишь Понятность и Стабильность директив, законов, управленческих и регуляторных практик.

  • Большинство представителей украинского бизнеса готовы инвестировать в страну прямо сейчас, готовы работать в любых внешних обстоятельствах, но хотят видеть в государственной системе своего партнера, с которым вместе развивается экономика и страна. С которым вместе нужно будет восстанавливать страну и обеспечивать украинское экономическое чудо после победы над врагом.

    А что надо со стороны бизнеса. Очень просто – придерживаться тех самых принципов, которых мы как сообщество требуем от государства. Не называть уклонение от налогов борьбой за либертарианские ценности, а невыполнение нормативов при застройке признаком свободного рынка. Поэтому со стороны бизнеса тоже необходима прозрачность и готовность играть с государством “в открытую”.

    Механизмом, который может построить это прозрачное взаимодействие, является цифровизация. Технически несложно как получать сведения о работе бизнеса, так и прозрачно и автоматически платить налоги и выполнять другие обязательства перед государством. Нужна лишь политическая воля и взаимное доверие, чтобы начать этот процесс. И быстро достичь необходимого результата.

    Такие шаги навстречу позволят сделать страну инвестиционно привлекательной по-настоящему. Потому что то же фактически много лет требуют от украинского государства и иностранные инвесторы. Именно это они видят в Польше. И – как результат – 96% иностранных инвесторов изъявляют желание инвестировать в Польшу снова и 88% опрошенных компаний намерены увеличить или сохранить тот же уровень расходов на инвестиции в Польше. Мы должны стремиться к такой же цифре. К такому же уровню прозрачности, понятности и простоты.

    Может ли Украина пройти этот путь. Могут ли бизнес и власть начать взаимодействовать стабильно цивилизованно. Да. У нас, по большому счету, просто нет другого выбора. Уверен, это осознание придет и к власти, и к бизнес-сообществу.