Зеленскому предлагают разрешить "ускорять" правосудие своими решениями: в ВР внесли законопроект

Зеленскому предлагают разрешить "ускорять" правосудие своими решениями: в ВР внесли законопроект

Киев  •  УНН

 • 18521 просмотра

КИЕВ. 23 июня. УНН. В парламент внесен законопроект № 5672 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Украины", которым предоставляется право президенту Украины принимать политико-правовое решение до решения суда - как исключительное уголовно-правовое мероприятие. Об этом сообщается на сайте Верховной Рады Украины, передает УНН.

Авторами проекта указаны народные депутаты от "Слуги народа" Николай Стефанчук и Иван Калаур.

Детали

Проектом закона предусматривается внесение изменений в Уголовный кодекс Украины, а именно:

  • предлагается дополнить статью 49 частью шестой: "6. Давность не применяется в случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления на временно оккупированной территории Украины".
  • предлагается дополнить Общую часть УК Украины разделом XV-1 "Политико-правовое решение", предусматривающим статью 108-1 с аналогичным названием - "политико-правовое решение".

Предлагается прописать в законодательстве, что "в целях обеспечения своевременной и эффективной защиты прав человека - ускоренного решения вопросов, связанных с агрессией России против Украины (относительно возвращения на Родину лиц, содержащихся или привлекающихся к уголовной ответственности или осужденных на территории государства-агрессора, возврат таких лиц с временно оккупированной территории Украины), Президент Украины может принимать политико-правовое решение как исключительную уголовно-правовую меру".

Политико-правовое решение, как утверждают инициаторы законопроекта, имеет своей задачей правовое обеспечение процедуры обмена лиц, которые:
1) содержатся или привлекаются к уголовной ответственности или осуждены на территории государства-агрессора;
2) содержатся или привлекаются к уголовной ответственности или осуждены на временно оккупированной территории Украины,

на лиц, привлекаемых к уголовной ответственности на территории Украины (в частности лиц, задержанных или арестованных), - до принятия украинским судом приговора или иного окончательного решения по делу о совершенном ими общественно опасном деянии.

При этом положения настоящей статьи, как предлагается, будут распространяться на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые на законных основаниях защищали независимость и территориальную целостность Украины, в частности принимали участие в антитеррористической операции (АТО) или операции Объединенных сил (ООС).

О принятии политико-правового решения, как предлагается, Президент Украины издает указ, которым предусматривается обмен соответствующих лиц.

Депутаты также отметили, что политико-правовое решение является временным уголовно-правовым мероприятием. Нормы, его регулирующие, как предлагается, будут подлежать отмене после восстановления территориальной целостности Украины и потери актуальности проблемы обмена указанных лиц.

Мотивация авторов законопроекта

Авторы законодательной инициативы утверждают, что путь к освобождению от уголовной ответственности, или осуждения и освобождению от наказания - для обмена - обычно долгий. Кроме того, круг лиц, которые могут быть освобождены от уголовной ответственности или наказания, ограничен. Значительные ограничения по освобождению осужденных от наказания предусматривают также и законы Украины об амнистии, указывают инициаторы законопроекта.

А принятие этого проекта закона, по их мнению, "позволит в правовых рамках обеспечить процедуру обмена" до принятия решения украинским судом.

Справка

Статьей 6 Основного Закона государства прямо предусмотрено, что "государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную". Судебная власть - независимая и самостоятельная ветвь государственной власти, которая осуществляется судами. Обособленность судебной ветви в системе разделения государственной власти проявляется прежде всего в принципах независимости судов и судей.

К слову

Президент Владимир Зеленский заявляет, что в течение трех лет полностью завершит судебную реформу в Украине. Юристы из фонда DEJURE проанализировали стратегию судебной реформы от Офиса Президента и пришли к следующим выводам:

  • Стратегия - преимущественно имеет общие формулировки, что можно достаточно широко трактовать (как в сторону реформ, так и в сторону консервирования статуса кво), не содержит четких критериев достижения целей стратегии, которые бы могли свидетельствовать о ее успешном или не успешном выполнении, зато обильно усеяна классическим украинским канцеляритом вроде "улучшение", "усовершенствования", "расширение", "обеспечение соблюдения", "оптимизация" и т.д.
  • Положения стратегии по формированию Высшей квалификационной комиссии судей сформулированы слишком обще и не обеспечат нового качества органа даже при условии формального выполнения их.
  • Стратегия определяет, что "в перспективе" ВККС должна быть подчинена Высшему совету правосудия. Это противоречит положению о независимости ВККС. Также не указано, при каких условиях должно произойти такое подчинение.
  • Полномочия Высшего совета правосудия отозвать судей из отставки (которые прошли квалифоценивание и соответствуют добродетели) - ранее аналогичным положением хотели вернуть на должности всех нечестных судей, ушедших в отставку, потому что не хотели проходить квалификационное оценивания.
  • Полномочия ВСП назначать председателей судов, если сами судьи длительное время их не выбирают - возвращение к печально практике, существовавшей до 2014 года. Тогда судебная система управлялась из Высшего совета юстиции, через которую сформировали "вертикаль судебной власти". Председатели судов должны иметь исключительно представительские функции, или же эта должность должна быть ликвидирована вообще.
  • Полномочия ВСП согласовывать бюджетные запросы на финансирование судов - еще одна возможность контролировать суды путем зависимости их от Высшего совета правосудия, которая сможет вознаграждать лояльные суды щедрым бюджетом и наказывать независимых. Система бюджетного планирования должна сохранить независимость каждого суда.