Налоговая реформа в Украине 2022: мировой опыт и украинские особенности

Налоговая реформа в Украине 2022: мировой опыт и украинские особенности

Киев  •  УНН

 • 50938 просмотра

КИЕВ. 21 декабря. УНН. 20 Декабря состоялась конференция “Международный и украинский опыт реформирования прямых налогов”.

Участники конференции имели немало тем для обсуждения, учитывая, что несколько дней назад Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики ВРУ анонсировал законопроект, предусматривающий снижение налогообложения доходов физических и юридических лиц, а также введение налога на выведенный капитал по польской модели. Суть проекта — снизить налоговую нагрузку путем объединения трех обязательных платежей (единого соцвзноса, налога на доходы физлиц и военного сбора) в единую ставку НДФЛ — 30%, с постепенным снижением на 1% каждый год — до 25%.

По словам председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данила Гетманцева, Комитет за два года проделал почти всю необходимую законодательную работу, связанную с введением эффективного налогового контроля. Теперь дело — за исполнительной властью. Осталось реформировать — налогообложение труда и корпоративного налога — это в планах на следующий год.

“Последние два года происходят существенные изменения, направленные на повышение справедливости налогообложения, устранение возникшего в силу тех или иных причин дисбаланса, устранение коррупционных льгот и сниженного налогообложения для крупного бизнеса. Мы выводим из тени целые пласты экономики. Годами система контролировалась несколькими лицами. Но мы усовершенствуем эту систему так, чтобы она работала на страну, а не на себя”, — пообещал председатель Комитета.

В то же время председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова подчеркнула, что Украина является одной из немногих стран, где социальные расходы занимают более половины расходов бюджета.

“Нас серьезно тяготит социальная сфера. 12% от ВВП уходит на пенсионные выплаты. Сумма расходов на социальную политику достигает 800 млрд. Это при том, что у нас есть 1,5 трлн расходной части бюджета. Нет такой страны в Европе, которая была бы обременена подобными суммами”, — отметила председатель комитета.

Профессор Университета Пенсильвании и Гарвардского университета Януш Ширмер подчеркнул, что в Украине очень высокая степень перераспределения публичных финансов, что негативно влияет на экономическое развитие страны.

“Правительство не очень эффективный распорядитель — деньги неэффективно используются, и это влияет на экономический рост. Мы видим, что в Украине один из самых высоких „размеров государства“ среди похожих на нее стран, низкий уровень инвестиций, высокий уровень задолженности и не лучшая динамика ВВП. Между тем, практика других стран показывает, что чем ниже уровень государства, тем лучше будут показатели”, — отметил Ширмер.

Советник Президента Украины, экономист Олег Устенко акцентировал необходимость выхода на уровень экономического роста в 5% ВВП.

“Чем меньше государства в жизни граждан, чем меньше перераспределение — тем больше возможностей у страны для экономического роста. Но нужно понимать глобальный контекст и не сконцентрироваться на вопросах, связанных с налогообложением и фискальной политикой. Основная задача — пытаться выйти на более высокие темпы экономического роста. Единственная возможность эффективно бороться с бедностью — это показывать рост от 5% в год. А для этого нужны не только налоговые стимулы, а в первую очередь качественная судебная система, надежная защита прав собственности, разумная монетарная политика и т.д.”, — убежден Устенко.

При этом профессор экономики Софийского университета Красен Станчев считает, что залогом экономического роста является стабильность и предсказуемость фискального процесса. Именно в этом успех и рецепт экономического процветания Болгарии.

“15 лет структура фискального государственного процесса в Болгарии стабильна. Государственные затраты не превышают 37%. Дефицит бюджета на уровне 2%, доля государственного долга — не больше 20%. В Болгарии фискальная дисциплина с 1997 года всегда профицит и курс на налоговое снижение. В 2006 году, после реформы налогообложения, Болгария была на 1 месте в мире по уровню иностранных инвестиций по отношению к ВВП. То, что тогда было сделано, до сих пор работает”, — рассказал профессор Станчев.

В ходе конференции прозвучали и пессимистические сценарии для украинского бизнеса. Президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе не взялся прогнозировать, как малый и средний бизнес отреагирует на обязательное введение РРО с 1 января 2022 года. Он не исключил, что часть предпринимателей не сможет настроиться на новые условия и будет искать новые пути в других странах с лучшими условиями для ведения бизнеса.

Представитель налогового Комитета Торгово-промышленной палаты Украины Виталий Смердов подчеркнул, что крайне важно снижение нагрузки на фонд оплаты труда и введение особого режима для самозанятых. Для детенизации последних важно, чтобы им были доступны все услуги, кроме отдельных КВЭД, в частности, подлежащая лицензированию деятельность — которые должны быть запрещены.

Данил Недвецкий, специалист по адвокации Датского Совета по делам беженцев отметил, что считает положительным направление на снижение нагрузки на фонд оплаты труда и анонсированную налоговую реформу в целом, особенно важно упрощение и уменьшение налогов для физических лиц предпринимателей, лишение их обязательной уплаты ЕСВ. В частности, это станет не только шагом вперед для украинской экономики, но и основой выработки долгосрочных решений для внутренне перемещенных лиц.

Александр Винников, эксперт СИРЭ по вопросам налоговой политики, член Наблюдательного совета Палаты налоговых консультантов Украины обратил внимание присутствующих на то, что объединение НДФЛ и ЕСВ как таковое не компенсирует субсидии Пенсионному фонду из-за демографических и макроэкономических факторов. По мнению эксперта, лучшими компенсаторами будут сокращение неэффективных государственных расходов и постепенный переход от ЕСВ как налога на работодателей к обязательному страхованию доживания до пенсионного возраста, средства которого станут источником долгосрочного капитала.

По итогам конференции ее участники пришли к общему выводу, что у Украины есть все необходимые инструменты и опыт других стран, чтобы усовершенствовать свою налоговую систему и достичь устойчивого экономического роста.

Участники дискуссии договорились о совместной работе над налоговой реформой ради ее реализации уже в 2022 году.