Госбюджет потерял 1,3 млрд из-за поправок нардепа Железняка в Налоговый кодекс

Госбюджет потерял 1,3 млрд из-за поправок нардепа Железняка в Налоговый кодекс

Киев  •  УНН

 • 33459 просмотра

Read in English

Из-за льготы на распространение украиноязычного контента компании не уплатили 1,3 млрд грн НДС

В этом году украинские компании не уплатили в бюджет 1,3 млрд грн НДС из-за льготы на распространение украиноязычного контента. Об этом сообщают в Бюро экономической безопасности, пишет УНН.

По подсчетам аналитиков в 2023 году, пользуясь льготой на распространение украиноязычного контента, компании не уплатили 1,3 млрд грн НДС. Из них 176 млн грн налога не уплачено теми предприятиями, для которых не свойственна реализация бумажных, электронных книг или иного контента. Только 21% компаний, которые воспользовались льготой, имеют соответствующий основной КВЭД. То есть занимаются деятельностью, связанной с распространением подобной продукции.

Больше других льготу использовали ритейлеры бытовой техники и продуктовые супермаркеты. Они добавляли в чек к основному товару электронные книги на украинском языке, которые клиент в реальности не покупал.

Упомянутую льготу ввели якобы для популяризации украиноязычного контента. Автором законопроекта в 2021 году выступил нардеп Железняк и его поддержал председатель комитета по вопросам финансов и налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.

Уже в 2022-м законопроект был принят, несмотря на критику и позицию налоговой. Последняя в своих предложениях подчеркивала, что бюджетные потери от неправомерного применения льготы могут быть значительно выше, чем положительный эффект. И предлагала народным избранникам сначала провести финансово-экономические расчеты и обосновать целесообразность такой льготы. 

Аналогичный вывод сделали и в Главном научно-экспертном управлении ВРУ, отметив, что законопроект требует доработки и противоречит положениям Директивы Совета ЕС.

Однако все эти позиции были проигнорированы. Как, собственно, и многочисленные налоговые декларации, в которых в течение года льготу отмечали компании, вообще не имеющие отношения к распространению какого-либо контента. В то время, когда бюджет терял миллионы, ни по одной из них не были назначены дополнительные проверки со стороны Государственной налоговой службы.