"Топливный фронт": как Украина преодолела топливный кризис (фильм)

"Топливный фронт": как Украина преодолела топливный кризис (фильм)

Киев  •  УНН

 • 699133 просмотра

КИЕВ. 21 февраля. УНН. Не оставить врагу ни капли топлива, но обеспечить им украинских военных, спасателей, медиков, производителей продуктов питания, гражданских и т.д. – вызовы, стоящие перед операторами топливного рынка с началом полномасштабного вторжения. Как в новых реалиях удалось избежать топливного коллапса и обеспечить первую экономическую победу Украины в этой войне, рассказывает фильм «Топливный фронт», передает УНН.

С первым залпом российских ракет Украина потеряла более 90% поставок дизельного топлива и 50% бензина. Враг знал, куда бить. Он поставил себе цель оставить Украину без топлива: уничтожал нефтебазы, АЗК, единственный в Украине нефтеперерабатывающий завод в Кременчуге, заблокировал возможность морских поставок (до полномасштабного вторжения это был главный путь поставок в нашу страну светлых нефтепродуктов – бензина и дизеля). Рынок оказался в условиях отсутствия внутреннего производства и возможностей импорта топлива. Ситуация была критической.

Некоторые сети закрывали АЗК, поскольку вообще не имели нефтепродукта. На рынке фактически осталось несколько игроков. Спрос на топливо рос, очереди к автозаправкам были сумасшедшие. Более того, нужно было бесперебойно обеспечивать приоритетную заправку транспорта военных и служб критической инфраструктуры, чтобы они могли сопротивляться врагу и не остановилась экономика.

Сразу же был создан антикризисный штаб, который возглавило Министерстве экономики. «Мы собрали в группу всех основных розничных операторов рынка топлива, создали чат, где обменивались новостями в режиме онлайн. Собирались дважды в сутки. На ежедневной основе сводили баланс светлых нефтепродуктов», - рассказали в Министерстве экономики.

Одним из вызовов, с которыми столкнулись топливные сети в первые дни большой войны, была нехватка водителей топливозаправщиков. Компании выходили из ситуации по-разному: кто-то обращался к автогонщикам, у кого-то за руль сели офисные сотрудники.

«Правительство разрешило некоторое время использовать даже водителей с правами категории «В». Часть менеджмента среднего звена из Луцка сели за руль топливовозов и поехала развозить нефтепродукт по АЗК», - вспоминает управляющий директор WOG Holding BV Андрей Пивоварский.

Еще один вызов – поиск новых каналов и путей поставки нефтепродуктов.

Важным элементом в преодолении топливного кризиса стало увеличение автомобильных перевозок топлива. В Министерстве инфраструктуры Украины рассказали, что на автомобилях, которые везли топливо в Украину, были специальные пометки. Польские службы знали это и пропускали на границе наши топливовозы без очереди.

«Правительство Украины договорилось с европейцами о временном доступе в страны ЕС украинских автомобилей, которые не соответствовали нормам Евро-5. Провели фантастическую работу по либерализации перевозок. И благодаря этому большое количество людей начало самостоятельно покупать в Европе автопоезда и привозить топливо в Украину или предоставлять услуги по доставке нефтепродуктов таким компаниям как наша», - рассказал директор WOG Holding BV Андрей Пивоварский.

Такими были первые шаги по насыщению рынка топливом. Сейчас 40% нефтепродуктов в нашу страну завозят топливозаправщиками, в то время как до войны вообще не было такого канала поставок.

Украина искала новых поставщиков топлива. Правительство и операторы топливного рынка обратились к западным странам, которые быстро откликнулись на нашу потребность. «Наиболее активными в помощи Украине с топливом были Румыния, Польша, Литва, Бельгия, Германия», - рассказывает Николай Колесник, заместитель министра энергетики Украины.

Но несмотря на это, и здесь караулил ряд преград в виде бюрократических процедур, нежелания зарубежных поставщиков рисковать и везти топливо в Украину своим транспортом, расписанных на месяцы графиков перевозчиков. Более того, украинским операторам пришлось столкнуться с разной шириной путей в Европе и Украине, поэтому топливо, доставляемое по железной дороге, нужно было переливать на границе в украинские цистерны…

Все подробности о том, как консолидированные усилия государства и бизнеса дали возможность уберечь страну от коллапса на рынке топлива, – в 4-серийном фильме «Топливный фронт», который можно посмотреть на YouTube-канале ENKORR по ссылке.