Как следует подавать российско-украинскую войну после победы и что должны писать в учебниках: мнение УИНП

Как следует подавать российско-украинскую войну после победы и что должны писать в учебниках: мнение УИНП

Киев  •  УНН

 • 399284 просмотра

КИЕВ. 4 мая. УНН. Российско-украинская война, как бы долго она ни продолжалась, когда-нибудь дойдет до своего логического завершения. Тогда, после победы Украины, возникнет вопрос об освещении этих исторических событий в украинском обществе и всем мире, отображении их в истории и документировании в архивах. О видении соответствующей работы УНН спросил Украинский институт национальной памяти.

Освещение событий российско-украинской войны после ее завершения

Такое освещение, считают в УИНП, должно происходить с использованием:

  • достоверных, проверенных источников;
  • свидетельств очевидцев, участников событий, защитников Украины, пострадавших;
  • с учетом материалов следствия по военным преступлениям, совершенным на территории Украины, и материалов допросов российских военных, российского военно-политического руководства, которое в тот момент предположительно будет находиться под стражей и относительно которого будут продолжаться судебные процессы в международных инстанциях;
  • с широким использованием российских приказов, документов, подтверждающих преступный характер этой войны, с привлечением информации о международных решениях, материалов из международных документов и т.д.

"То есть это должен быть всеобъемлющий анализ с использованием наглядных материалов (фото, видео), артефактов народного творчества (живопись, песни, поэтические произведения), чтобы у людей могло сложиться максимально полное представление о ходе этой войны, ее решающем значении для будущего Украины, для нашей истории, понимания нашей идентичности", - говорится в ответе Института.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "У меня украли мой Бердянск": письмо из оккупации

Агентство поинтересовалось, начат ли учреждением сбор соответствующих материалов – в УИНП на это отмечают, что еще до полномасштабного вторжения Институт начал несколько масштабных проектов, ведь "российско-украинская война началась не в феврале 2022 года, а в 2014-м, с аннексии Крыма".

В частности, это цифровой онлайн-архив устной истории и Виртуальный музей российской агрессии. Оба проекта будут развиваться и наполняться и станут одними из ключевых источников для восстановления хронологии и понимания событий этой войны, отмечают в Институте.

"В первые два месяца после полномасштабного вторжения мы приложили усилия, чтобы стабилизировать деятельность института и перевести его на работу в условиях военного времени. Значительная часть сотрудников УИНП воюет в составе защитников Украины. Некоторые были под временной оккупацией, часть – выехали в другие города, но продолжили работать. Итак, институт не прекращал работу с первого дня войны. Мы обезопасили каналы коммуникации института, формировали и распространяли важный контент, чтобы показать исторический контекст этой войны и поддержать Министерство культуры и информационной политики и Министерство обороны Украины в распространении достоверной информации. Приобщались к фиксации хода событий, в частности, запустили интерактивную карту полномасштабного вторжения", - рассказывают в Институте.

Как отметили в учреждении, хотя сбор материалов силами Института тоже начат, пока трудно говорить о системной программе. Очевидно, что необходима большая государственная программа, которая будет направлена ​​на хранение материалов и документирование событий.

Так, сейчас правительство обоснованно минимизирует все программы, кроме оборонных. В то же время, в Институте видят параллельные общественные инициативы по документированию – с этими инициативами учреждение планирует контактировать и консолидировать усилия.

Относительно соответствующего плана предстоящей работы, в УИНП отметили, что после ответа на первые вызовы определяют приоритеты деятельности на время войны. Это, прежде всего, документирование событий; работа с мемориализацией, в частности увековечение памяти жертв войны, увековечение героизма защитников, помощь и консультация органов местного самоуправления по таким инициативам.

Третье большое направление – осмысление событий войны и противодействие российским агрессивным мифам, которые используются для усугубления позиции Украины, атаки на украинскую государственность и суверенитет и т.д.

"Мы продолжим держать в фокусе декоммунизацию и будем уделять значительное внимание процессу деколонизации. Сейчас мы переоцениваем ресурсы в результате сокращения бюджета и после согласования с министерством сосредоточимся главным образом на указанных приоритетах", - говорят в УИНП.

Стоит ли установить памятную дату 24 февраля?

В Институте отмечают, что в Украине уже установлена ​​памятная дата 26 февраля – это День сопротивления оккупации в память о событиях оккупации Крымского полуострова, с которых началась российско-украинская война. В УИНП уверены, что здесь "есть определенные параллели".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Украине 9 мая может стать Днем Европы: профильный комитет ВР поддержал законопроект

Впрочем, говорят в Институте нацпамяти, окончательно принимать решение о той или иной памятной дате будет возможно только после победы в этой войне.

"Только тогда мы поймем окончательно, каково место той или иной даты в календаре государственных празднований и чествований. Хотя, несомненно, 24 февраля должно быть днем ​​траура по всем тем жертвам, которые принесло и продолжает приносить полномасштабное вторжение", - сообщили УНН в Институте.

Освещение российско-украинской войны в учебных материалах

"Такое освещение должно быть научным, объективным, достоверным с соответствующим акцентом на значении этой войны в борьбе Украины за свою независимость. Конечно, наше государство является независимым с 1991 года, но в этой войне мы отстаиваем и утверждаем эту независимость. Также учебные материалы следует насытить ссылками на культурную репрезентацию событий, визуальными образами, примерами возникшего в это время народного творчества. Максимально учитывать документы и свидетельства этого периода", - считают в УИНП.

И добавляют: окончательный формат и границы должны определять именно авторы учебников, независимые историки и специалисты.