"Я не держусь за кресло в Верховной Раде": нардеп Антон Поляков рассказал, ради чего готов пожертвовать депутатским мандатом
Киев • УНН
Народний депутат в интервью рассказал про конфликт со "Слугами народа" и про свою миссию на посту мэра Чернигова
Местные выборы-2020, которые пройдут 25 октября, некоторые политические эксперты считают чуть ли не более важными для каждого гражданина Украины, чем президентские или парламентские. Старт избирательной кампании и выдвижение все новых кандидатур на должности глав городов преподнесли политологам и действующим мэрам сюрпризы и неожиданности. Так, исключением не стало выдвижение на пост мэра Чернигова народного депутата Антона Полякова, сообщает УНН.
На парламентских выборах в 2019 году он получил полный мандат доверия от одного из черниговских округов, с помощью которого стремительно перенесся под купол Верховной Рады Украины в строй партии «Слуга народа». Политический новичок, молодой предприниматель и черниговский общественный активист быстро стал ньюсмейкером для центральных средств массовой информации. Противостояние с бывшим главой Офиса Президента Украины Андреем Богданом, сбор подписей за отставку тогда еще действующего Генерального прокурора Руслана Рябошапки, протест против голосования за отдельные резонансные законопроекты, поддержанные в обязательном порядке монобильшинством, привели к исключению нардепа из «Слуг народа». На днях Антон Поляков объявил о своем намерении баллотироваться на должность городского главы Чернигова от политической силы «За майбутнє». В интервью УНН Поляков рассказал про приветы от Богдана, свое исключение из «Слуг народа» и о просьбе вернуться назад, а также о том, знаком ли он лично с олигархом Игорем Коломойским и почему готов отдать депутатский мандат взамен на мэрское кресло.
- Давайте начнем со свежих событий. Вы недавно раскритиковали бюджет, точнее проект закона про бюджет Украины на 2021 год. Какие слабые стороны вы еще в нем видите?
В первую очередь, увеличение расходов Офиса Президента, увеличение расходов Генеральной прокуратуры, Кабмина, Аппарата Верховной Рады и всех остальных госучреждений, причем на внушительные цифры. При таком показателе инфляции у нас Офис Президента будет финансироваться почти на 40 процентов больше - на 340, если я не ошибаюсь, миллионов гривен. Скажем так, эта цифра внушительная, исходя из того, что ранее им хватало миллиарда долларов… гривен. Миллиард долларов (смеется – ред.), оговорился. Может они хотели миллиард долларов.
Исходя из этих показателей и безрезультатности действий и Офиса Президента, и Кабмина, который элементарно даже не может свою программу сделать нормальную, адекватную, а не реферат какой-то, и направить в парламент для того, чтобы мы ее утвердили. И исходя из того, что Генеральная прокуратура фактически бездействует, в чем я убедился уже на последних всех моментах, особенно на прошлой встрече с госпожой Венедиктовой, я не понимаю, зачем мы столько денег выделяем на все эти инстанции и госорганы, и при этом мы впервые за многие годы уменьшаем финансирование на оборонку. Пускают они внушительные цифры туда, но, тем не менее, не миллиард. Там идет речь о сотнях миллионов гривен, но тем не менее, это очень важный момент, показательный, потому что вы же знаете какая на самом деле ситуация. Фактически мы живем сейчас в режиме неоглашенной войны.
Затем, урезают субсидии на 2,7, если не ошибаюсь, миллиарда гривен. Вообще история с субсидией очень интересная. Изначально нас заставили жить по-европейски в плане того, что подняли тарифы и всех попросили платить и экономить. Так, в принципе, случилось. Люди за свои деньги утепляют дома, экономят, меняют там, допустим, осветительные приборы и приборы бытовые для того, чтобы они были более экономного класса. Для тех, кто не может, все равно не вытягивает с пенсией 1712 гривен, к примеру, или с минимальной заработной платой не вытягивают этих тарифов – для них придумали механизм субсидии. Я не понимаю, зачем это было делать, потому что все равно все из бюджета идет. Люди унижаются, стоят в очередях, чтобы получить эти субсидии. В итоге мы с каждым годом их еще и урезаем по общему объему. На самом деле это путь в никуда, учитывая то, что с европейскими тарифами, ведь у нас самый большой тариф на электроэнергию, это уже признали, признал Евросоюз. С этими показателями уменьшать субсидию, я считаю, как минимум неправильным. По остальным всем моментам, по медицине недофинансирования серьезные, при этом у нас пандемия, для борьбы с которой был создан фонд. И вы знаете, что он потрачен в никуда на фейковую программу «Большая стройка». Все эти моменты заставили меня раскритиковать этот бюджет однозначно.
Вот сегодня как раз встречался с обществом глухонемых. Им тоже урезают финансирование. Сегодня опять же общался на округе с некоторыми руководителя медучреждений: у них недофинансирование идет с июля месяца. Еще за июль месяц не все медработники, я отвечаю за свой округ Черниговщины (по всей Украине не мониторил ситуацию), не получили зарплату. Сейчас у нас конец сентября, они еще за июль не получили зарплату.
Плюс много служб и учреждений на следующий год уже не будут финансироваться. Под предлогом их закрытия предложено Кабмином реорганизовывать в кавычках их уже местной власти. Чем эта реорганизация закончится, мы все с вами прекрасно понимаем. Опять же, при европейских ценах мы не получаем таких доходов, наши люди не имеют таких зарплат, таких пенсий, как в Европе и при этом у них убирают те услуги, которые всегда были доступные и бесплатные.
- Почему вы были так против открытия рынка земли?
На самом деле первым камнем преткновения был как раз не законопроект о рынке земли, а так называемые антиФОПовские законопроекты, которые зайдя в парламент, сразу же были просто продавлены через комитет финансовый, вынесены в зал и были проголосованы уже в сентябре. Я имею ввиду законопроекты 1053 1073, ставшие впоследствии законами 128 ("Про застосування реєстраторів розрахункових операцій у сфері торгівлі, громадського харчування та послуг" - ред.) и 129 (Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо детінізації розрахунків у сфері торгівлі і послуг – ред.). Это те законопроекты, которые окончательно закручивают гайки малому, среднему бизнесу, которые включают механизмы тотальной фискализации, позорный кэшбэк и много других интересных новелл. Предприниматели, в том числе те, которые привели к власти и Зеленского, и партию «Слуга народа», все были в шоке. Были многочисленные митинги, были вопросы Зеленскому. На так называемом пресс-марафоне он пообещал встретиться с предпринимателями. На одном из митингов ФОПовцы заблокировали все 13 входов и въездов в Офис Президента на несколько часов. Их разгоняли впервые после Майдана слезоточивым газом, после чего некоторые предприниматели очень долгое время лечились, опять же за свой счет, благодаря нашей медреформе. Их разгоняла полиция. В конце концов к ним выпустили Давида Арахамию, который попытался сгладить ситуацию, пообещал создать реальную рабочую группу при Кабмине, которая бы урегулировала эти вопросы, в которую бы вошли и депутаты, и министр экономики, министр финансов и представители реального сектора предпринимателей, а не каких-то несуществующих ассоциаций, которые на встречах с Зеленским устраивают ему теплую ванну и рассказывать про какой-то не существующий бизнес и уход от налогообложения.
Президент не сдержал своего слова, подписал эти законопроекты и тем самым еще больше накалил ситуацию, то есть ФОПовцы выходят все большими и большими волнами, и все больше и больше негодование, и еще серьезнее кризисные ситуации сейчас в малом бизнесе.
Это следствие того, что мы обещали упростить ведение бизнеса и ни в коем случае не давить на него, улучшить условия. Допустим, в Европе бюджет как раз базируется на малом бизнесе, а у нас все наоборот. Искажение этой ситуации приведет к очень серьезным и плохим последствиям.
Затем уже были законопроекты, которые были откровенно антиконституционные. Пытались создать то же самое Бюро финансовых расследований, в котором были вопиющие нормы. И уже после голосования по БФР провальному меня вызвали в Офис Президента. Богдан, Разумков, Корниенко присутствовали при этом разговоре, то есть фактически вся, можно сказать, политическая элита руководства страны, не считая Президента Зеленского. И втроём они задавали вопросы: почему я так голосую. Собственно, у них там таблица была, сравнение, где я красненьким стоял. По количеству законопроектов, которые я проголосовал против решения фракции, их на самом деле было немного, но именно ключевые законопроекты, которые они проталкивали, - я был против них. Я четко аргументировал свою позицию по ФОПам. Там вообще вопросов не было. По БФР, как оказалось, Давид Арахамия вообще не читал законопроекта, поэтому мы начали с ним дискуссировать, и Разумков с Корниенко поддержали, сказали, что да, действительно, там есть такие вопиющие факты в этом законопроекте. Но в конструктивное русло это не вышло. После встречи я вышел и только услышал о том, что надо голосовать так, как положено. Но это давление на народного депутата, потому что я представляю интересы не Офиса Президента, не Давида Арахамии, не Корниенко, не Зеленского, а интересы народа.
После этого уже был и земельный законопроект. Когда было первое голосование по законопроекту, был звонок одному из моих коллег, потому что у меня нету номера Богдана. Был звонок, он ко мне подошёл и сказал о
том, что «тебе Богдан передал привет» и сказал, что после голосования по земле в случае негативного результата тебя исключат. Это было голосование, если я не ошибаюсь, как раз перед 15 ноября. Ну и 15 ноября в пятницу собралась фракция ночью, всех обзванивали, хотели исключить Аню Скороход. Исключили, как следствие, нас двоих. Всем писали в группах, там 15 подгрупп фракционных. В нашей группе ничего не писали. Был общий чат мажоритарщиков, в котором я открыто спросил Давида Арахамию, что происходит и пускай они к утру, если они на фракции собираются меня исключить, четко аргументируют свою позицию: почему, за что и как. Аргументации не было, доказательств не было, но присутствующие сто с копейками депутатов, то есть меньше половины фракций проголосовали. В большинстве своем это были списочники.
Впоследствии, когда я поднял вопрос о том, что нет ни программы, ни устава, ни партии, ни фракции… То есть программа партии есть – общие тезисы, устава фракция не было. То есть меня исключали не из партии, а из фракции. На основании чего, какой пункт, какое положение – этого ничего не было. Боялись того, что мы подадим в суд. Я лично не собирался этого делать, но Аня Скороход обещала подать в суд по поводу этого неправомерного решения. Они начали разрабатывать устав, начали собирать там подписи, потому что им не хватало голосов. То есть реально мажоритарщики в большинстве своем были против моего исключения, потому что были реальные кнопкодавы, были коррупционеры, которых там поймали на переписках прямо в здании под куполом - здании парламента, были там, которые вызывали девушек с низкой социальной ответственностью, сидя в парламенте. То есть много таких моментов было, всплыла история с конвертами, всплыла история с подкупом депутатов финансового комитета – они отбеливались, как могли. Но за мои убеждения и за то, что я придерживался программы, которая была изначально у нас, фактически за мои голосования меня исключили из фракции. Это краткий экскурс этой всей истории.
- Рынок земли для Черниговской области очень важен. Поэтому что дает и или что забирает этот закон у аграрной области?
Смотрите, в первую очередь хотелось бы отметить, что я не противник открытия рынка земли, но не сейчас и не в таком виде. Когда идет экономический кризис, мы реально понимаем, что мы не продадим нашу землю за такие же деньги, как сделала это Польша. А Зеленский и его команда хотели бы сделать именно так, дабы был какой-то мультипликационный эффект и действительно в экономику влились миллиарды долларов или евроинвестиций. Но на самом деле мы понимаем, что минимум в 5 раз меньше будет цена за гектар земли. Это будут не те деньги, за которые мы можем продать наше, фактически, золото, наше национальное богатство, которое прописано в Конституции. Вы же помните, что даже в военное время немцы вывозили вагонами нашу землю. Это одно из наших защищенных Конституцией богатств, которые, я считаю, вообще продавать в принципе нельзя. В аренду – пожалуйста. Можно там земельный банк, все эти вещи, можно открыть в определенных параметрах рынок земли, но не так и, повторюсь, не сейчас.
Черниговщина действительно аграрная область. У нас присутствуют сильные игроки. И вопрос в том, что, во-первых, 70 % населения – это какая бы соцслужба не делала опрос, у всех сходились эти цифры, минимум 70% украинцев были противниками открытия рынка земли. Зеленский, когда приходил, он обещал, что? Народовластие! Вот вам пожалуйста, народовластие, народ против. Людей никто не слушал.
Далее, исходя из экономики и именно позиции аграриев. Действительно, многие аграрии владеют определенными финансовыми ресурсами. Но эти финансовые ресурсы, это не так, что вот перед нами лежит палета долларов, и он как хочет, так ее и направляет. В большинстве случаев у них все в обороте. Для чего им нужны кредитные линии, короткие линии или длительные, какие-то кредиты от различных банков, - потому что они вкладывают в зерно, в посадку, в урожай, в топливо, еще в какие-то вещи, в технику. Затем манипулируют и маневрируют этими всеми денежными потоками? Для того, чтобы впоследствии предприятие было в плюсе. Сейчас, исходя из того, что рынок открывается, они могут себе позволить выдернуть какие-то средства из оборота и купить эту землю, потому что если они этого не сделают это сделает, кто-то другой благодаря связке тех законопроектов, которые были приняты вместе с земельным. Это и антибанковский, и децентрализация, но фактически это антидецентрализация, потому что одна из немногих успешных реформ последних годов реально была разрушена «слугами» за один год. Тем не менее, эти законопроекты были все в связке. Через банки иностранные, которые в неограниченном количестве могут принимать в залог за кредиты землю, можно выводить уже земельные крупные банки в неограниченном количестве. Да, там какой-то срок дается ему максимальный, который они могут держать эту землю в залоге, но тем не менее этого достаточно для того, чтобы уже настроить схемы между иностранными банками, которые позволят захватить наш земельный рынок, наш земельный банк Украины.
Затем децентрализационный закон, который позволяет «слугам» нарезать области, районы как угодно, утверждая это все в Кабмине, тем самым оказывать давление на места и руководить процессом именно землеустройства и землевыделения, выделением паев.
Затем еще был добавлен законопроект по поводу повышения налога именно для маленьких паевиков, доведение его до такой суммы, чтобы человеку не выгодно было держать этот пай и сдавать в аренду. Ему либо необходимо закупать серьезную технику для его маленького пая – это глупо, либо же ему придется отдавать пай или продавать пай. Это принуждение, это дискриминация малого бизнеса и малых фермеров и принуждение их отдавать свою землю более крупным аграриям.
Возвращаясь к крупным аграриям: подсчет, который мы делали с аграриями Черниговщины, показывал то, что им придется выдернуть из оборота своих предприятий в сумме на всех миллиарды гривен. Это те деньги, которые они могли направить на нормальную аренду. У нас есть, допустим, «Земля и воля» - крупнейшее агропредприятие Украины, по рейтингам оно после предприятий Косюка, если я не ошибаюсь, вообще второе по Украине. Там платится самая большая ставка за аренду земли паевикам, то есть паевики довольны. Руководитель предприятия заботится об окружающей инфраструктуре, дорогах, подъездах к пунктам населенным. Строятся новостройки в райцентре, которые не уступает по нормам новостройкам Киева. И при этом из пяти подъездов, последний подъезд отдает медикам или учителям для того, чтобы люди не уезжали, для того чтобы они оставались для того, чтобы они работали там, и село развивалась.
При этом сейчас все эти средства им надо будет выдернуть и не в урожай вложить, не в солярку, которая в скором времени подорожает, не в другие какие-то инфраструктурные моменты. Им придется их просто отдать за землю. Куда пойдут эти средства мы же с вами понимаем. И мы понимаем, что нет никакой гарантии, что эти средства огромные будут направлены вообще в экономику, а не выведены со страны.
Исходя из этого негативные моменты и у малых фермеров, и у крупных аграрных хозяйств. За обычных граждан, которые пытаются получить паи я вообще молчу. Потому что это все нереально, это все не работают. Ко мне в приемную приходят сотни людей, которые не могут получить положенный им по Конституции земельный пай. Во-первых, есть проволочки бюрократические и, во-вторых, есть вопросы именно по паям: какие, как, где выделять местному самоуправлению. Даже АТОшники не могут нормально получить землю.
Поэтому все это открытие рынка земли – это просто большая афера, большой пшик для того, чтобы отдать иностранцам или крупным агрохолдингам, которым идет сейчас протекция от власти и от Офиса Президента захватить наш земельный рынок.
- А когда вы говорите про антибанковские законы, вы имеете ввиду те законы, которые в СМИ окрестили «антиколомойскими» законами. Именно за шесть тысяч правок к этим законам вы получили больше всего негатива в прессе. Тогда у вас были конкретные требования, и вы говорили, что, если эти требования будут выполнены, вы отмените шесть тысяч правок. Не считаете, что это слишком радикальный метод жертвовать собственной репутацией ради того, чтобы добиться своей цели?
Мое мнение: репутация на самом деле в этом плане не должна стоить чего-то, потому что все мои действия были направлены на то, чтобы действительно была справедливость, и все понимали, что этот законопроект на самом деле не «антиколомойский» и никаким образом не повлияет на наших олигархов или крупнейших бизнесменов. Единственное, в чем он может повлиять, это в том, что возможен теперь еще один банкопад - «Гонтарева 2.0», когда при Гонтаревой более 100 банков вывелись с рынка. Кого-то по причинам адекватным, кого-то просто потому что нельзя было, чтобы эти банки работали, потому что их возглавляют инакомыслящие.
Я ни в коем случае не хочу защищать банкиров, не имея никакого отношения к банковской системе, но вследствие этого пострадали сотни тысяч наших граждан и наших предпринимателей, в том числе и ФОПов. Каким образом? Более 200 тысяч людей не смогли получить полностью свои вклады, свои сбережения, которые были в этих банках. Большая часть предпринимателей, бизнесменов не смогли вообще забрать свои деньги, которые находились на корсчетах или на депозитных счетах в этих банках, потому что они могли их забрать только после того, как временная администрация через суд все имущество распродала, все долги коллекторам попродавали. После этого шло распределения в первую очередь физлицам, а затем уже шли в порядке очереди через судебное решение именно предприниматели и бизнес. В то время обанкротился и черниговский региональный банк «Демарк», в котором у меня тоже были мои средства. И хотя я был физическим лицом-предпринимателем, ФОПовцем, но я приравнивался к юрлицу. И средства, которые были, которые я заработал и которые пришли мне по безналичному расчету через карточку, когда люди в магазине карточкой рассчитались, все эти средства я не смог вернуть. Фактически я людям отдал товар, а в «Демарке» остались мои деньги. То есть получается дважды попал. Но у меня не какие-то там миллионы были, понятно, что измерялись другим порядком цифры. Там тысячи гривен, но тем не менее для любого ФОПа это деньги, это кровно заработанные деньги.
Второго такого сценария, я думаю, экономика Украины, в том числе малый средний бизнес, не сможет перенести. И власти это тоже так просто не сойдет с рук. Этот законопроект позволял именно устроить такое в украинском языке есть хорошее слово «свавілля» в банковской системе, прикрытие всех действий Нацбанка. Фактически уже из руководителя Нацбанка делается человек уровня премьер-министра, который не подотчетен никому, и мы понимаем, что все судебные решения нивелируются. Я не знаю, в какой европейской стране из тех наших международных партнеров, которые так рьяно советовали Зеленскому принять этот закон, что он сам лоббировал этот закон, сидя в парламенте вместе с депутатами, - судебное решение в которой считается таким, чтобы его можно было не исполнять. Назовите мне любое правовое государство, в котором нивелируется судебная ветвь. Нету ни одного такого государства. Как пример, вас сейчас остановят на улице полицейский в машине, неважно нарушили вы, не нарушили. У вас забирают машину, и вы не можете оспорить это через суд. Это неправильно, это движение в никуда.
Самый интересный момент, что «слуги» запустили механизм того, что это преследование и защита интересов олигархов, в том числе Коломойского, с которым я не знаком и не виделся. Я не знаю вообще каким образом в этом законопроекте защищались его интересы, вернее не защищались, а отбирались его какие-то активы или средства. На самом деле этого не было прописано в этом законопроекте.
По факту была волна целенаправленная убить мою репутацию и каким-то образом меня унизить. Неприятные были моменты, откровенная ложь от многих средств массовой информации. Я понимал, что так или иначе, время все расставит на свои места. Вот прошло уже полгода, и теперь так называемые «антиколомойские» законы сам Марченко, наш министр финансов, на пресс-конференции называет антибанковскими. Это уже о чем-то говорит.
Закон был принят, подписан Президентом Украины, понятно, что обещанных золотых гор мы снова не увидели, нас снова обвели вокруг пальца. Банковскую систему в очередной раз поставили на колени. Что мы с вами сейчас наблюдаем: некоторые представители олигархата Украины через суд возвращают миллиарды гривен из уже государственного Приватбанка. И вот теперь хочется задать вопрос всем этим средствам массовой информации, всем этим умникам, в том числе «слугам народа», которые кричали вовсю, во все горло спорили со мной, говорили, что этот закон позволит нам защитить средства банков от олигархов. Где это все? Кто был прав, вы уже видите по факту. На самом деле все, что я говорил, это правда и просто надо было открыть этот законопроект почитать. И любой бы желающий убедился в том, что на самом деле справедливость была на моей стороне. Сейчас уже люди задаются этими вопросами: зачем вы принимали этот так называемый «антиколомойский» закон, если вы продолжаете отдавать миллиарды гривен из бюджета олигархам. Вот и все.
- Скажите, пожалуйста, почему вы пошли на местные выборы под флагом партии «За майбутнє»? Почему вы не пошли самовыдвиженцем, например?
Много партий на самом деле предлагала идти с ними, практически все фракции, которые присутствуют в парламенте, предлагали пойти вместе с ними, вступить к ним, в том числе, и сами «слуги народа» предлагали вернуться и выдвинуться от них.
- Кто конкретно вам предлагал вернуться?
«Слуги народа» - депутаты Черниговщины, мажоритарщики и списочники, которые присутствуют в парламенте. Пять депутатов. Я так понимаю это было совместное решение, но условия, которые они ставили для меня, во-первых, были неприемлемы, а во-вторых, политика «слуг народа» для меня сейчас неприемлема.
- Какие это были условия?
Мы же понимаем, что команда бы строилась их, список отстраивался бы их, для меня это неприемлемо. Второе - я понимаю, что один из списочников, который тоже был за мое возвращение, фактически руководил областным штабом на президентской и на парламентской кампании. У меня есть все основания предполагать, что были проданы округа. Я об этом писал заявление в правоохранительные органы, в антикоррупционные органы, к Зеленскому обращался, но Зеленскому на это наплевать.
Это очень важный момент – построение команды. Было предложение от «За майбутнє», но мы не рассматривали еще с ними вопрос именно кандидатства в мэры. То есть у меня первостепенный был вопрос вступления и полноценной работы в парламенте. Выступления, защита законопроектов, защита выделения средств из госбюджета на округ, на Черниговскую область, на Чернигов - эти все моменты можно делать исходя из того, как я полгода побился, как горох о стену, в одиночку, сидя в парламенте внефракционным, можно делать в команде.
Это группа, которая зашла в парламент не под каким-то флагом, не из какой-то партии: каждый зашел самодостаточной личностью самостоятельно в парламент. И уже в ходе работы в парламенте, видя этот весь беспорядок, была создана эта депутатская группа, которая захотела и в дальнейшем не дать «слугам» продолжить все эти деструктивные процессы, которые они начали в сердце нашей страны и на местах. Эта риторика для меня приемлема, эти тезисы для меня понятны, поэтому я согласился идти от них.
Почему не самовыдвиженцем? Рассматривался и такой вариант, но будучи самовыдвиженцев и победив на выборах самовыдвиженцем, у тебя не будет фактически команды. Ты будешь как голый король: что бы ты ни делал, ты не сможешь выполнить обещания, которые ты дал в предвыборной кампании, потому что тебе так или иначе надо будет приходить к консенсусу, общаться. Это и так понятно, что необходимо, но тебя не будет своих депутатов, которые будут идти с тобой в одном строю, понимать, что твоя программа действительно важна, которую мы вот вчера приняли, кстати, на съезде городской конференции, и что ее надо действительно выполнять, выполнять данные обещания людям. Поэтому для меня важно было не только выдвинуться кандидатом в мэры, но и выдвинуть команду людей, которые бы со мной вместе меняли город к лучшему. Только партия может позволить решить этот вопрос, только через партию выдвигаются кандидаты в депутаты горсовета. Поэтому было принято такое решение.
- Какая фишка вашей предвыборной кампании? Что вас качественно отличает от всех ваших конкурентов?
Отличает то, что я действительно хочу выполнять обещания, которые даю, и обещания, в том числе, те, которые давали до меня все мои предшественники. То есть все очень просто: необходимо усиливать социальную направленность бюджета города. Естественно, нельзя останавливать все инфраструктурные проекты, но необходимо провести аудит всех этих проектов, аудит траты денег и качества выполняемых работ. Не может быть так, чтобы мы в одном и том же месте раз в полгода перекладывали «золотой» асфальт, который стоит наибольшую цену в Украине, а при этом асфальтобетонные заводы по факту принадлежат действующему руководству нашего города.
Мы хотим видеть город без окраин, чтобы равны были все районы между собой: от Лесковецы до Полуботков, от Новоселок до Заречного. Чтобы все средства распределялись прозрачно и понятным образом, справедливо между всеми районами. Все наши черниговцы равны в своих правах. Нет у нас плохих избирателей или хороших. Все имеют право на то, чтобы возле их дома сделали дорогу, чтобы им провели воду, канализацию, сделали освещение на улице, утеплили дом и, самое главное, чтобы всем им сделали справедливые и обещанные уже многократно всеми предыдущими мэрами тарифы на тепло. Когда местная власть заявляет о том, что они не контролируют эти процессы, это все неправда. Есть механизм утверждения цены за гигакалорию тепла, в котором присутствует и мэрия, есть коммерческие прокладки между населением и работающая ТЭЦ, есть самый дорогой тариф в Чернигове из всей Украины на тепло, при этом у нас отнюдь не самый экономически развитый город в Украине. У людей нет возможности платить самые дорогие тарифы. При этом мы постоянно субсидируем каким-то образом сотнями миллионов гривен из бюджета города предприятия ТЕЦ. При этом нет таких качеств услуг и идет полная, простите за выражение, обдираловка людей. Можно изменить тариф, можно улучшить и уменьшить тариф, можно улучшить качество предоставления этих услуг, нужно запустить программу энергосбережения не только осветительных приборов и все остального, но и в целом домов. Для того, чтобы все домохозяйства, все квартиры, все семьи могли платить меньшую цену за тепло и за электричество.
Также необходимо запустить мусороперерабатывающий завод. Это то, что было обещано всеми предыдущими мэрами. Но почему этого не было сделано? Потому что есть мусороперерабатывающий завод маленького объема, который работает в «темную», при этом он не зарегистрирован, не оформлен и никакие налоги не платятся. Просто деньги кто-то ворует. И есть разработка газовых месторождений на свалке Масаны, где просто качают газ.
У нас есть инвесторы, в том числе украинские с юга Украины, которые уже внедрили успешные проекты в нашей стране, желающие построить в Чернигове мусороперепрабатывающий завод. Есть польские инвесторы, которые готовы вложить эти сотни миллионов долларов на построение такого завода. Количество мусора, которое находится в Чернигове позволит долгие годы получать черниговчанам одновременно и тепло, и экономию на тарифах, и какую-то компенсацию по коммунальным платежам, как это сделано в одном из городов Одесской области. В европейских странах есть города, которые и с большим количеством населения полностью обеспечивается теплом и электричеством за счет работы мусороперерабатывающего завода. Плюс – людям не будет необходимости оплачивать доставку мусора от их дома к заводу, все это уже будет делать это предприятие.
Я обращался к мэру с таким предложением организовать встречу с этими инвесторами. Он просто отказался, потому что понятно, что это никому из действующей власти не интересно. Если внедрить этот проект – это уже даст продохнуть всем нашим бюджетникам, всем людям, которые и так живут за чертой бедности, ведь мы знаем, что более больше половины украинцев живут реально за чертой бедности.
Прозрачные процессы тендерных процедур и освоения бюджета позволит, во-первых, уменьшить цену на все услуги и товары, которые закупает город и позволит развиваться другому бизнесу, не только тому, который каким-то образом приближен к власти и имеет условно бенефициаров, которые сидят в горсовете или в кабинете мэра, но и всех других предпринимателей. Вместо того, чтобы их кошмарить муниципальной охраной, которая отрабатывает, как охрана мэра и рычаг давления на бизнес.
Вместо этого дать им новый виток развития, дать им льготы, дать им гарантии на выделение под промышленное производство выделения земельных участков, подвод всех необходимых инфраструктурных и коммунальных услуг. Все эти моменты в целом должны привести к позитивному эффектом.
- Какие еще проблемы Чернигова вот такие вот острые, которые требуют решений? Какие у вас есть механизмы для их решений?
Есть острая проблема социального жилья. Эта программа не работает, выделяется десятки квартир за несколько лет. Десятки - это там восемь, девять, десять, то есть это вообще ни о чем. И выделяются не по программе льготного кредитования, и получают их, естественно, приближенные к власти семьи.
Социальное жилье уже давно как программа не работает, при этом у нас есть тысячи АТОшников, которые отстояли интересны нашей страны, вернулись в родной город и должны получить землю, а власть обязана им дать эту землю. Они не могут ее получить, хотя город много лет обещает, и вроде как бы дадим вот сейчас, или выделяются такие участки, которые, откровенно говоря, осваивать нереально.
Вот исходя из этих позиций неоднократно общаясь с представителями как раз АТОшников мы прояснили, что на самом деле большая часть из них не будет строить себе дом, потому что они не смогут себе позволить построить дом. Вы же сами понимаете, сейчас это не дешевое удовольствие. Многие из них просто нуждается в элементарном жилье для того, чтобы воспитывать своих детей, чтобы у семье был свой кров над головой. Этот вопрос опять же можно решить в процессе застройки города, когда дается разрешение на постройку каких-то жилищных комплексов, новостроек, и когда вместо того, чтобы брать в черную взятки за разрешение строить новостройки, крупные миллионные суммы у застройщиков, решить этот вопрос прозрачно и честно. Чтобы застройщики, получая разрешение, предоставляли какую-то часть квартир как раз на социалку, то есть АТОшникам, врачам, учителям, медикам, многодетным семьям, тем, кто действительно в этом нуждается. К примеру, тем, у кого был разрушен дом на Попудренко,16, и уже который год стоит разрушенным, люди живут в общежитиях и платят бешеные деньги за эти общежития. А власть, потратив около 15 миллиардов гривен за пять лет, так и не удосужилась выделить 10 миллионов гривен на эти семьи. Или улица Декабристов с затопленными домами. То есть очень много таких моментов.
Плюс можно запустить проект социальное жилье и полностью отстраивать такие комплексы со smart-квартирами, как это делают, допустим, успешно в том же Израиле или в европейских странах. Это классно работает. Это удерживает наших людей, они не думают, каким образом уехать куда-то за границу, чтобы прокормить свою семью. Они остаются в городе, работают в городе. Это как раз и будет рассвет Чернигова.
Все эти моменты можно и нужно запускать, и делать. То, что у нас схема застройки на самом деле коррумпированная, вы можете убедиться, поискав в открытых источниках, как неоднократно ловили депутатов горсовета и руководителей коммунальных предприятий ЧерниговБудИнвест на взятках 50 тысяч долларов за то, чтобы разрешить киевскому застройщику построить дом. На самом деле это процессы, которые удорожают еще больше цену квадратного метра, которую оплачивают черниговцы либо те, кто приезжают в Чернигов жить из области и покупают квартиры. Они могли бы платить меньше, либо же можно было решить вопрос именно с социальным жильём.
- То есть вы готовы пожертвовать депутатским мандатом ради должности мэра, для того чтобы впритык, вот прям на месте, менять жизни черниговчан?
Я не боюсь брать на себя ответственность, и я не боюсь взять ответственность за Чернигов в этом плане, потому что на самом деле это не просто работа народного депутата, это не только представительство интересов черниговчан, но это и исполнительная власть. Это уже непосредственно контролировать все процессы и направлять их в конструктивное русло, чтобы каждый житель Чернигова почувствовал себя в позитиве и почувствовал изменения в лучшую сторону, а не только жители центра или какие-то определенные строительные и энергетические компании. Я не держусь за кресло депутата. Понятно, что многих моих коллег это очень сильно удивляет, потому что работа мэра – это нечто более сложное и по процессам, и по всему остальному. Ни в коем случае не буду убегать от каких-то трудностей и не боюсь потерять ни значок, ни кресло в парламенте, если действительно это поможет привести в порядок город и восстановить эти процессы, благодаря которым черниговчане следующие 5-10 лет будут управлять городским бюджетом. Все они на самом деле создают этот бюджет, каждая гривна уплаченная ими в магазине, или на заправке, или на рынке – все это так или иначе облагается налогами, и все эти налоги идут в городской бюджет. Поэтому все они должны управлять бюджетом. И хотелось бы все это направить в правильное русло, чтобы последующие годы мы не отдавали миллиарды за какие-то популистские программы, на которых половина этих денег просто откровенно была попилена и выведена из страны на какие-то проекты там а-ла Германия, или еще какие-то застройки, земельные участки и все остальное.
- Ваш главный соперник, действующий мэр Чернигова, еще не заявлял официально о своем выдвижение?
Отчего же, заявил. Было выдвижение партии «Рідний дім», и Владислав Анатольевич (Атрошенко – ред.) движется в мэры.
- Как вы оцениваете эффективность его работы на этом посту за пять лет со всей его каденции?
Знаете, на самом деле, я думаю, больше тройки бы не дал
- По какой шкале?
По пятибалльной шкале больше тройки бы не дал. Есть построение процессов, в этом плане он может похвастаться тем, что есть большинство, которое голосует определенные инициативы, которые он поддерживает. Впоследствии пиляется бюджет и делается все то, что он говорит. В этом плане - да, плюс, то есть построение команды. Но результат каждому жителю города – вот это то, что должно быть, потому что можно все эти инфраструктурные проекты не останавливать, а продолжать, но провести аудит, сделать действительно прозрачные тендеры, сделать работу горсовета прозрачной, в том числе и всех комиссий, которые там заседают. Чтобы были вай-фай камеры, которые показывали бы онлайн на сайте горсовета работу этих комиссии, как депутаты у нас сейчас дерибанят бюджет, объекты и все остальное. Чтобы этого не было, чтобы это все ушло в прошлое, чтоб была полная прозрачность, и каждый житель Чернигова понимал, что их средства расходуются правильно и справедливо. А средства, которые будут освобождены, направлять на социалку в первую очередь, опять же тарифы, ТЭЦ. Этого не было сделано, в Чернигове процветает бизнес только связанный с властью. Либо же чуть-чуть дыхание есть у мелкого бизнеса, который не интересен власти. Он чересчур мелкий. Еще до такого не дошло, как при Януковиче, когда уже от крупных компаний дошли до средних. Помню, были такие моменты, когда сын Януковича проехал по трассе, остановился в ресторанном комплексе, он ему понравился, и на следующий день приезжают его люди, говорят: или вот за такую сумму вы его продаете, или мы отжимаем. До такого еще не дошло, но в среднем и крупном бизнесе деструктив. Если ты не связан с мэрией, если ты не связан с властью, то тебе продохнуть не дадут: или уезжай из города, или закрывай предприятия, или делай так, как мы говорим. Естественно, вы понимаете, чем это заканчивается. Это та же самая политическая коррупция.
Бизнес должен иметь нормальные прозрачные условия работы, у всех должны быть одинаковые условия. Это позволит подняться экономики нашего города.
- Вы говорили, что главная проблема современной черниговской власти в том, что бюджетные процесса закрыты для обычных обывателей, и бюджет распространяется совершенно не равномерно по районам и по разным государственным предприятиям. Каким образом вы хотите реализовать открытость и прозрачность бюджетных процессов для обычных черниговчан?
Процессы освоения бюджеты должны быть полностью прозрачными. К этим процессам должны быть допущены все представители гражданской общественности, все активисты, все общественные организации, все желающие поучаствовать в этом процессе инициативные группы. Должны быть по каждому серьезному проекту слушания, должны быть разные идеи, и люди должны бы быть услышаны. Нужно ли колесо обозрения возле старейший в Украине церкви, которая является визитной карточкой Чернигова в историческом центре в Детинце. Нужны ли круги, которые создают эффект бутылочного горлышка на черниговских дорогах, по которым из пункта А в Б раньше можно было за 15 минут добраться, а теперь за 30. И эти круги делаются не в соответствии с какими-то стандартами, реально создают аварийные ситуации. Делать круги по 8-10-15 миллионов гривен, или нашем же коммунальным предприятием сделать светофор за триста-четыреста тысяч гривен, а эти средства направить на социалку и на какие-то нужные городу процесс. Чтобы все средства равномерно распределялись по всем районам и была приоритетность. Чтобы не было такого, что у нас есть горожане, которые на улице оказались в связи «недолугой» работой нашей городской власти, потому что они должны были контролировать работу ЖЭКа, которые не обслуживал здание, которое разрушилось. Погибла девушка, десятки семей лишились своих кровных жилищ.
Должно быть прозрачное построение процессов в самом горсовете и процедура этих процессов. На сайте должно быть четко всегда оглашено, какие тендеры, на какие процедуры, какая, к примеру, мебель, по какой цене, у кого закупаем, если допороговая. Если это пороговая, то должн быть заранее извещен весь бизнес Чернигова опять же через сайт, через все остальные службы, донесение информации пресс-центром, возможно публикация планов расходов бюджета: что будет осваиваться бюджет на такие процедуры. Во-первых, уже тогда возникнет много вопросов у общественности по поводу того, куда деньги направляются и это уже можно будет в процессе корректировать исходя из требований наших граждан. И во-вторых, это поможет поднять качество этих услуг и закупки товаров и поможет получить конкурентную цену, потому что процессы будут освоения прозрачными. Это самое главное, что позволит избежать коррупции и распиливания нашего бюджета.
- Давайте закончим на высокой ноте: как вы видите свою миссию на посту мэра?
В первую очередь необходимо сейчас настолько поработать, чтобы все черниговцы поняли, что мы те люди, которые выполнят все обещания, которые мы прописали в нашей программе. Она на самом деле очень хорошая и очень емкая, которую я на нашем городском съезде дополнял. Более того, что мы выполним обещания, которые давали предыдущие политики местные и предыдущие руководители города. Это самое главное, что позволит людям экономить и зарабатывать для того, чтобы была возможность оплачивать все услуги и чтобы у каждой семьи был бюджет развития, а не просто бюджет проедания. Чтобы каждый житель Чернигова мог не просто наполнить холодильник и таким образом потратить всю заработную плату, но и оплатить коммунальные услуги и чтобы оставались средства на какие-то более высокие потребности, как в пирамиде Маслоу прописано: высокие, духовные моменты, отдых. Чтобы люди не задумывались, как им выжить, а не прожить эту жизнь. Чтобы городская власть думала о них, о тарифах, о энергетике, о тепле, о инфраструктуре во всех районах, о прозрачном доступе к освоению бюджета всех предприятий, о поддержке бизнеса, о социальном жилье и всех остальных пунктах нашей программы.