Запрос на языковые курсы и желание вернуться домой: как интегрируются более 7 млн ВПЛ в Украине и за рубежом - исследование
Киев • УНН
КИЕВ. 17 февраля. УНН. Украинцы, которые из-за войны вынужденно покидают свои дома, в новых громадах начинают все с нуля. И если базовые потребности - расселение, питание, быт - обеспечиваются, то непосредственно с интеграцией ситуация не везде одинакова. Но благодаря активности общественного сектора и реализации проектов, которые поддерживают как украинские, так и иностранные доноры, есть истории успешной интеграции ВПЛ. Об этом говорится в презентации исследования* об интеграции ВПЛ в Украине и за рубежом, которое провели ОО “Горизонт перемен” и БФ “МХП – Громаде”, передает УНН.
Какие факторы замедляют интеграцию ВПЛ в Украине
Важным фактором, который замедляет интеграцию ВПЛ в громады, являются психологические факторы: большинство из них воспринимают переезд и проживание в другом месте как временное явление, люди стремятся как можно скорее вернуться домой. Поэтому не хотят строить новые связи в новых условиях. Однако такие настроения чувствуют работодатели, которые с осторожностью принимают людей на работу, понимая, что те могут в любой момент уехать.
“Люди надеются вернуться в собственный дом, несмотря на неопределенность, вызванную войной, или оккупацией. Поэтому они могут сознательно или бессознательно игнорировать все возможности для интеграции в общество. Даже сопротивляться им, потому что психологически для них это станет отказом от мечты о возвращении к прежней жизни“, – рассказывает Виктория Феофилова, руководитель ОО «Горизонт перемен».
Интеграция ВПЛ как важный элемент развития громад
Среди интеграционных мероприятий, направленных на получение новых знаний или навыков, первое место занимает запрос ВПЛ на языковые курсы.
“Фактически, язык начал объединять украинцев с Востока и Запада, Севера и Юга. В громадах многие стремятся улучшить свое владение украинским языком - и это является важным фактором интеграции, потому что именно языковой вопрос называют чаще всего как причину напряжения между переселенцами и местными жителями. К примеру, языковые курсы с сертификатами об окончании “Філіжанка мови по-рівненськи”, разговорные клубы на украинском языке, просмотр и обсуждение кино на украинском”, - сообщила Виктория Феофилова.
Чтобы облегчить процесс адаптации ВПЛ в громадах, представителям местной власти стоит изменить фокус и увидеть новые возможности от приезда новых людей в города и села. Ведь каждая семья – это и налогоплательщики, и опыт, и развитие. Громада тоже получает разными способами преимущества для себя от совместной жизни и работы. Поэтому здесь важен системный подход: от разработки полноценной программы интеграции с понятными показателями эффективности до работы с каждым отдельным запросом человека. Это даст возможность выявить именно те потребности, которые дадут отдельному ВПЛ новый старт.
“Восстанавливать громады нужно не после войны, а уже сейчас. И это – не только о гуманитарной помощи, гигиенических товарах или подарках. Это – о комплексном подходе, когда громада объединяет вокруг определенных вызовов предпринимателей, меценатов, общественный сектор. Например, создает условия для открытия новых бизнесов, предоставляя за минимальную арендную плату помещения под производство, помогая работающим родителям пристроить ребенка в садик или школу – и таким образом дать им возможность учиться или работать. Все это в комплексе формирует локальную экосистему, от результатов работы которой выигрывают все”, – отмечает Татьяна Волочай, директор Благотворительного фонда “МХП - Громаде”.
Практики интеграции украинских ВПЛ в Европе
В ЕС среди главных вызовов интеграции украинских переселенцев стали: языковой и юридический вопрос, а также организация быта и работы с детьми. Каждая страна имеет собственные успешные кейсы, из которых можно выделить определенные закономерности. В Польше, Великобритании, Германии (странах, куда больше всего уехало украинцев) местные активисты и власти сразу предлагают курсы по изучению языков. От разных образовательных хабов до индивидуальных занятий. Это позволяет преодолеть первый барьер. Далее – легализация и помощь по юридическим вопросам. Также важным аспектом стала помощь по уходу за детьми (или пристройка в сады/школы) и организация совместных ивентов, взаимодействий с местным населением. Ибо праздники, мастер-классы или другие активности, организованные только для украинцев, наоборот, стигматизируют и сепарируют людей. Вместе с тем взаимодействие с местным населением помогает преодолеть социальный барьер.
Стратегия интеграции ВПЛ: комплексный/системный подход
Перед громадами стоит сверхзадача, ведь нужно системно работать сразу в нескольких направлениях, таких как информационная поддержка ВПЛ, психологическая и юридическая помощь, культурные и образовательные мероприятия, а также вопросы трудоустройства - создание новых рабочих мест, перепрофилирование и развитие предпринимательства.
С началом полномасштабного вторжения рф в Украину вопрос интеграции ВПЛ приобрел сверхважное значение. 16 февраля 2023-го новую Стратегию государственной политики по внутреннему перемещению обнародовали в Минреинтеграции. Она предусматривает 5 основных стратегических целей: способность государства реагировать на вызовы по поддержке внутреннего перемещения, безопасная эвакуация людей из опасных районов, удовлетворение их гуманитарных потребностей, содействие адаптации ВПЛ на новом месте жительства, интеграция ВПЛ в новых громадах, поддержка безопасного возвращения к покинутому месту жительства и реинтеграции человека.
На местном уровне пока лишь некоторым громадам удается системно охватывать все эти направления. Ведь это – вызов и для бизнеса, и для местной власти, и для всех жителей. Но в большинстве громад по крайней мере пытаются внедрять отдельные элементы комплексного подхода, чтобы как можно эффективнее помогать переселенцам интегрироваться. Потому что поддержка друг друга во время войны – тоже наш общий вклад в победу.
*Методология: исследование в открытых источниках, онлайн опрос, информационные запросы в органы местного самоуправления всех областей Украины и интервью 10 отдельных представителей общественных организаций. В результате получено 49 ответов на информационные запросы и сформировали базу из 120 интеграционных активностей на основе этих ответов, опроса и исследования открытых источников.