defence-city-novaya-model-oboronnoi-podderzhki-i-borba-aviatsii-za-budushchee

Defence City: новая модель оборонной поддержки и борьба авиации за будущее

 • 3872 переглядiв

Во время презентации проекта Программы действий Правительства Министр обороны Украины Денис Шмыгаль представил новые инструменты поддержки оборонной промышленности, среди которых ключевым является запуск специального режима Defence City. В то же время представители авиационной отрасли предостерегают: без учета авиационного направления в стратегических планах инициатива может потерять эффективность. Ведь именно авиация способна стать локомотивом послевоенного восстановления, пишет УНН.

Детали

Министерство обороны Украины вводит новые инструменты поддержки оборонной промышленности, в том числе инициативы Build with Ukraine и Build in Ukraine, а также так называемую "датскую модель". Кроме того, готовится запуск специального режима Defence City, который должен обеспечить развитие критически важных производителей ОПК.

Отметим, что "датская модель" - это механизм финансирования закупок вооружения для ВСУ через возмещение контрактов с украинскими производителями, которую в 2024 году ввели Украина и Дания. По этой схеме украинская сторона формирует детальный перечень проектов, требующих финансирования, а датские специалисты проводят детальную оценку возможностей рекомендованных компаний и анализируют их предыдущий опыт выполнения контрактов. Уникальность этого подхода заключается в том, что он не только обеспечивает оперативную поставку необходимого вооружения украинским военным, но и создает мощный стимул для развития отечественного оборонно-промышленного комплекса.

"Безопасность и оборона – среди основных приоритетов. Президент Украины Владимир Зеленский поставил четкие задачи в этой сфере, которые будем последовательно реализовывать", – заявил Денис Шмыгаль во время презентации проекта Программы действий Правительства.

В Минобороны также сообщили, что одним из ключевых приоритетов является продолжение укрепления международной поддержки, в том числе через взаимодействие с партнерами через новые инструменты PURL и SAFE. В частности, к инициативе SAFE на 150 млрд евро уже присоединились 18 стран, которые смогут совместно с Украиной участвовать в проектах закупки оружия.

Внимание будет уделено и тому, чтобы по меньшей мере 50% средств на вооружение шли украинским производителям. Для этого Минобороны будет стимулировать развитие производства и внедрять соответствующие механизмы.

Вместе с тем, когда Defence City предлагает новые инструменты поддержки для предприятий, работающих на оборону, авиационная отрасль призывает парламентариев учесть ее потребности и принять во внимание шаги, которые сегодня критически важны для того, чтобы армейская авиация летала на своих "птичках" и выполняла соответствующие задачи, авиационные предприятия могли модернизировать производство, запускать новые проекты и сохранять десятки тысяч рабочих мест.

"Defence City не сможет достичь максимальной результативности без авиации. Это не "просто отрасль", это стратегическое преимущество, которое важно не потерять. Наш призыв прост: дайте авиации шанс выжить и стать локомотивом послевоенного восстановления", – прокомментировал текущую ситуацию Президент Аэрокосмической ассоциации Украины Виктор Попов.

Глава ассоциации также отметил, что в Украине иногда звучат нарративы, будто самолетостроения уже не существует. Но это − прямая калька с вражеской пропаганды, которая десятилетиями пытается нас убедить, что мы "ничего не можем". На самом деле Украина имеет все мощности и компетенции, чтобы строить самолеты, развивать авиацию и двигаться вперед. Виктор Попов соглашается с тем, что после начала полномасштабного вторжения условия стали сверхсложными, многие предприятия потеряли производственные базы или были вынуждены релоцироваться, но подчеркивает, что потенциал сохранился, и если государство поддержит отрасль, она докажет свою силу.

Напомним

16 июля Верховная Рада Украины приняла в первом чтении три ключевых законопроекта, имеющих целью введение специального правового режима Defence City – для поддержки отечественного оборонно-промышленного комплекса. Документы предусматривают налоговые, таможенные и бюджетные льготы для участников специального режима – до 2036 года.

В то же время авиационная отрасль забила тревогу из-за игнорирования ее позиции при формировании режима Defence City, а также из-за слишком жестких критериев для резидентов, которые не смогли бы выполнить даже такие флагманы авиации как "Антонов" и "Мотор Сич".

По словам нардепа Нины Южаниной, включение основных авиационных компаний в специальный режим считается бесспорно необходимым.

В свою очередь, депутат Михаил Цымбалюк, комментируя авиацию в Defence City, заявил, что государственная поддержка важна для предприятий всех форм собственности, ведь именно в синергии они способны восстановить могущество Украины в авиастроении.

Добавим

В распоряжении УНН оказался перечень поправок к одному из законопроектов о создании Defence City, поданных народными депутатами ко второму чтению. Предлагается расширить перечень резидентов, включив предприятия самолетостроения, подпадающие под действие Закона "О развитии самолетостроительной промышленности". Это позволит официально включить в Defence City авиапредприятия, определенные Кабмином как критически важные для экономики и обороны.

Что касается порога дохода от оборонной деятельности, который является входом в Defence City, предлагается снизить требование до 40-50%, учитывать годовой, а не только квартальный доход, и включать в оборонный доход производство и обслуживание авиатехники, двигателей и компонентов. Без этого остаться вне спецрежима и потерять налоговые льготы рискуют даже гиганты вроде ГП "Антонов". Также предлагается включать в Defence City предприятия, которые участвуют в международных контрактах по экспорту военных или двойных технологий.

Кроме того, речь идет об отмене ограничений относительно наличия налогового долга, просрочки выполнения контрактов или выплаты дивидендов, поскольку в военных условиях это не всегда свидетельствует о ненадежности. На деятельность влияют обстрелы, релокация и перебои поставок. Вместо этого предлагается разрешать включение в Defence City таких предприятий при условии погашения долга в течение трех лет.

Другие поправки предусматривают расширение налоговых льгот на самолетостроение (при условии реинвестирования), таможенные преференции для критически важного импорта, государственные гарантии и страхование экспортных контрактов. Уточняются и условия возврата льгот в случае потери соответствия критериям, в частности запрет ретроспективных санкций. Высвобожденные средства должны направляться на развитие производства, модернизацию, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, внедрение новых технологий, повышение квалификации персонала и приобретение прав интеллектуальной собственности в сфере самолетостроения.

Учтет ли парламент поданные правки относительно авиационного сектора – покажет время. В то же время промедление или игнорирование потребностей отрасли может иметь критические последствия: от невозможности обеспечивать техническую исправность авиации ВСУ до окончательного упадка украинского авиастроения и оттока квалифицированных кадров.

Популярные
Новости по теме
Трамп отказал путину во встрече в москве - NYT

 • 3889 переглядiв

Курс валют на 20 августа: гривна девальвировала

 • 2394 переглядiв