Как “взлететь” в сложные времена: Руководитель Украэроруха рассказал о вызовах и антикриз “в небе”

Как “взлететь” в сложные времена: Руководитель Украэроруха рассказал о вызовах и антикриз “в небе”

Киев  •  УНН

 • 43030 просмотра

В отличие от авиаперевозчиков, государственный “Украэрорух” как провайдер не может остановить свою деятельность даже на минуту

Авиационная сфера едва ли не больше всего пострадала от коронакризиса во всем мире. Однако для авиации Украины сложные времена начались еще задолго до пандемии — с аннексии Крыма, боевых действий на Востоке Украины и “зеркального” закрытия воздушного пространства между Украиной и РФ. Внешние и внутренние факторы, в частности постоянные судебные тяжбы с крупнейшим авиаперевозчиком страны МАУ — стали серьезным вызовом для нового руководства госкомпании “Украэрорух” — национального аэронавигационного провайдера Украины.

В интервью УНН назначенный осенью прошлого года руководитель "Украэроруха" Андрей Ярмак рассказал про беспрецедентные антикризисные меры и сложные управленческие решения, которые пришлось воплотить для поддержки операционной деятельности, модернизации инфраструктуры, увеличения воздушных трасс и успешной защиты государственной компании в судах.

Вы не новичок в авиасфере. Сейчас тяжелый период?

Действительно, вся моя карьера связана с авиацией. Еще будучи студентом авиационного университета, работал в хендлинговой компании, предоставляющей услуги по наземному обслуживанию в аэропорту "Борисполь". Далее получил хорошую школу в ведущей группе авиакомпаний Европы Lufthansa Group, в частности на должности руководителя ее представительства во Львове, а также регионального менеджера по продажам. Работа Операционным директором Донецкого аэропорта, который в то время был одним из трех крупнейших аэропортов страны, и руководство отделом авиационного транспорта Министерства инфраструктуры позволили мне получить хороший опыт как в части деятельности авиакомпаний и аэропортов, так и государственного регулятора. К тому же в разные периоды развития - от стремительного роста отрасли до глубокого кризиса, который сейчас переживает не только украинская, но и мировой авиация.

Сложные времена в авиационной сфере Украины начались задолго до карантина и были связаны с событиями в Крыму и на востоке страны, что привело к потере для Украины нескольких аэропортов, аэронавигационной инфраструктуры, резкого уменьшения пассажиропотока и транзитных полетов в воздушном пространстве Украины, что также отразилось на доходах предприятий авиационной отрасли, в том числе и того, которое сейчас возглавляю я.

Однако перед самыми сложными испытаниями мы оказались в 2020 году, в период пандемии. Например, в последние недели марта и в течение всего апреля количество полетов в воздушном пространстве Украины уменьшилась более чем на 95%, а 4 районных диспетчерских центра Украэроруха течение нескольких недель входили в европейский список центров с самым большим падением авиатрафика.

Такой форс-мажор нуждался в быстрых решениях?

Мы оказались перед беспрецедентным вызовом, для которого нет готовых решений. Все решения надо было принимать оперативно и взвешенно. Поэтому важнейшим достижением моей команды считаю обеспечение функционирования предприятия в сложное для него время. К сожалению, испытание не закончилось. До сих пор действуют ограничения на пересечение границы в Европу для наших граждан, а в связи с распространением пандемии снова ограничен въезд иностранцев в нашу страну. Эти факторы очень сдерживают мобильность населения авиационным транспортом. Вскоре авиационная отрасль войдет в низкий сезон, зиму, с традиционно невысоким спросом на авиаперевозки и труднопрогнозируемым дальнейшим продолжением карантина правительствами стран. Стресс-тестирование на финансовую устойчивость предприятия продолжаются.

Как Ваша команда восприняла такой стресс?

Любой сложный этап - это новые возможности развития. Для нас это период пересмотра бизнес-процессов, новых решений в технологиях и оборудовании, активных переговоров с авиакомпаниями об использовании воздушного пространства страны. В отличие от авиаперевозчиков, провайдер ни на день, ни на час не может останавливать свою деятельность, ведь является частью критической инфраструктуры для государства, а также частью паневропейской аэронавигационной системы. Кроме того, в структуре Украэроруха функционирует Объединенная гражданско-военная система организации воздушного движения, регулирующего использование воздушного пространства в интересах всех пользователей, в том числе и обеспечивает функции обороноспособности государства.

Украэрорух имеет бюджетное финансирование?

Украэрорух не финансируют из государственного бюджета - мы живем только за свой счет, полученный в качестве платы за аэронавигационное обслуживание. Потому как компания, которая работает в сегменте В2В, хорошо понимаем все последствия пандемии для участников авиарынка. С начала весны количество полетов драматически уменьшилось, как и поступления за оказанные услуги. Мы оказались перед угрозой потери возможности поддерживать операционную деятельность.

Поэтому уже с середины марта ввели ряд антикризисных мер, которые сократили операционные и эксплуатационные расходы до минимально возможного уровня и мобилизовали силы и ресурсы, чтобы обеспечить бесперебойную работу стратегического предприятия. Параллельно пришлось идти на непопулярные меры для коллектива - режим вынужденного простоя, переход на неполное рабочее время и прочее.

Однако сокращение расходов при фактическом отсутствии поступлений ситуацию полноценно не могло спасти. Чтобы обеспечить поддержание ликвидности, мы начали активные переговоры с финансовыми институтами, и благодаря органу управления - Министерству инфраструктуры - в рекордные сроки (в течение 4 месяцев) привлекли кредитное финансирование ЕБРР на выгодных для предприятия условиях.

Несмотря на кризис, мы продолжили модернизацию собственной аэронавигационной инфраструктуры. Недавно во Львовском региональном подразделении мы ввели в эксплуатацию новую автоматизированную систему управления воздушным движением, которая повысит эффективность работы и безопасность полетов в западной части воздушного пространства страны.

Кроме этого, в конце прошлого года мы заказали за кредитные ресурсы два новых локатора, которые будут установлены в следующем году, и остальное современного оборудования, которое улучшит качество предоставляемых услуг, оптимизирует бизнес-процессы и уменьшит операционные расходы на их функционирование.

Наша основная деятельность - это предоставление аэронавигационных услуг. Однако в течение длительного времени компания осуществляла непрофильную деятельность - по большинству направлений преимущественно убыточно. Одним из таких кейсов был проект нашей авиакомпании - "Украэрорух". На самом деле это единственная в Украине авиакомпания, во флоте которой - специально оборудованные самолеты-лаборатории, выполняющие летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения и светосигнального оборудования. Однако в последние годы этот проект для предприятия был убыточным.

Какова судьба этого «балласта» в настоящее время?

Мы вдохнули в авиакомпанию вторую жизнь. Один из самолетов вернули с технического обслуживания, которое длилось более года, подписали договоры на выполнение летных проверок практически во всех аэропортах Украины, провели структурные изменения в команде. Сейчас один из самолетов находится в ЮАР, где осуществляется работа в рамках международного контракта, второй - работает в Украине. Уже есть наработки по заключению соглашений с аэропортами Молдовы, Армении и других стран.

Украэрорух активно способствует восстановлению работы Ужгородского аэропорта. Украина уже парафировала соглашение со Словакией об использовании части ее воздушного пространства. Это соглашение позволит восстановить полноценную работу аэропорта Ужгорода и позволит выполнять заход на посадку самолетов по приборам. Команда нашего профильного министерства провела большую работу в согласовании всех положений проекта договора. А Правительство нашей страны делегировало право подписания договора - Министру инфраструктуры. Для обеспечения работы в рамках этого процесса наше предприятие проходит сертификационную проверку EASA (Агентства Европейского Союза по безопасности полетов), а также осуществляет согласование со словацким провайдером условий технического взаимодействия.

EASA, кстати, недавно подтвердила высокий уровень безопасности полетов, которую гарантирует Украине над Черным морем и расширила маршруты? Как Вам это удалось?

Считаю обновленную публикацию EASA, в которой было увеличено с двух до шести воздушных трасс, рекомендованных для безопасного выполнения полетов над открытым морем в пределах Симферопольского РПИ (район полетной информации - ред.) - весомым достижением команды Украэроруха. Это большая победа на международном уровне в отстаивании национальных интересов Украины и хороший пример эффективного взаимодействия Министерства инфраструктуры, Госавиаслужбы и МИД на пути нормализации воздушного движения над Черным морем, где управление воздушным движением делегированы Украины.

Наверное, переговоры были не из легких, но что это значит для государства и пассажиров?

Получить это решение было сложно. Более 8 месяцев длились переговоры с международными институтами по пересмотру соответствующего информационного бюллетеня по безопасности полетов. Это были непростые переговоры, ведь в последнее время вопрос безопасности полетов и международной политики тесно переплетаются.

В результате опубликованного бюллетеня EASA рекомендует авиакомпаниям использовать все 6 предложенных воздушных трасс при планировании полетов над частью Черного моря, где управление воздушным движением делегированы Украине.

Вывод европейского регулятора по безопасности полетов основывается на успешных результатах введенных специальных процедур выполнения полетов (Safety Case), который подтвердил отсутствие случаев негативного влияния на безопасность полетов над открытым морем в Симферопольском районе полетной информации. В частности, с августа 2015 года до августа 2020 украинские и иностранные авиаперевозчики осуществили в этой зоне почти 100 тысяч рейсов. За все время не было идентифицировано никаких инцидентов и операционных последствий, связанных с безопасностью полетов.

Сейчас мы проводим активную работу с авиакомпаниями, авиационными властями и посольствами стран для имплементации предоставленных рекомендаций. Мы проанализировали использование воздушного пространства над открытым морем и определили потенциально привлекательные для эксплуатантов участки маршрутов обслуживания воздушного движения под ответственностью Украины, которые позволят авиакомпаниям снизить расходы на топливо и уменьшить время пребывания в полете, что означает также меньший уровень выброса СО2.

Надеемся, что в ближайшее время наша работа даст свой результат и мы увидим увеличение интенсивности полетов в воздушном пространстве над Черным морем под ответственностью Украины.

Большая часть собственности Украэроруха осталась на оккупированной территории, и были предъявлены соответствующие претензии РФ. Как дела обстоят сейчас?

После временной оккупации Крыма и начала военных действий на территории Восточной Украины в 2014 году предприятие потеряло большую часть активов. По нашим оценкам, это примерно 1 млрд гривен. Перечень потерянных Украерорухом объектов направлено в Министерство инфраструктуры как органа управления и в Министерство юстиции для консолидации позиции и подготовки коллективного иска к Российской Федерации.

Дополнительно к утраченному имуществу, начиная с 2014 года, из-за потери транзитных потоков в этой зоне недополученные доходы предприятия составляют более 20 млрд гривен.

Насколько реально восстановление воздушного пространства Украины - РФ в ближайшей перспективе?

На сегодня этот вопрос находится в политической сфере и плоскости сферы безопасности. До 2014 года доходы от транзита авиакомпаний РФ составляли от 20 до 25 миллионов долларов в год. От вынужденных "облетов" также страдают и авиакомпании. Однако решение этого вопроса возможно только в дипломатической плоскости с учетом национальных интересов нашего государства.

Судебные тяжбы между Украерорухом и МАУ стали уже традиционными. Недавно Украэрорух выиграл значительный спор у МАУ, чего добилась госкомпания от МАУ?

На самом деле все судебные споры можно условно разделить на два кейса. Первый - это взыскание задолженности за уже оказанные услуги по аэронавигационному обслуживанию. За последние три года эта сумма составляет более 1 млрд. Второй кейс - споры, которыми авиакомпания пытается затянуть процесс взыскания с неё этой задолженности.

На сегодня нашей командой фактически выиграна все споры, которые входили во второй кейс.

Так, постановлением Северного апелляционного хозяйственного суда было удовлетворено нашу апелляционную жалобу об обязательствах МАУ заключить договор о предоставлении услуг по аэронавигационному обслуживанию на 2019 год, то есть фактически авиакомпания до сих пор осуществляла полеты без договора и пыталась заключить договор на "эксклюзивных" для себя условиях, поставив себя в привилегированное положение по отношению к другим авиакомпаний на рынке. Мы этого не допустили.

Другим судебным решением, вынесенным 21 августа 2020 года Хозяйственным судом Киевской области было отказано МАУ в иске к нам про якобы дискриминационные условия.

Позиция авиакомпании в этом процессе заключалась в том, что положение договора по аэронавигационному обслуживанию содержало, по их мнению, дискриминационные условия, что стало одним из механизмов отсрочки уплаты долга государственному предприятию.

Решением суда подтверждено соответствие положений договора по предоставлению аэронавигационного обслуживания нормам действующего законодательства Украины и международным нормативно-правовым актам.

Суд, отказывая МАУ в удовлетворении исковых требований, согласился с позицией Украэроруха о невозможности создания привилегированного положения для одного перевозчика за счет других участников рынка авиационных пассажирских перевозок.

Фактически этими судебными решениями были разблокированы судебные процессы по взысканию с авиакомпании задолженности, которую мы надеемся в ближайшее время получить.

Если говорить в целом, тарифы Украэроруха соответствуют европейским и покрывают работу госкомпании?

Украина с 2004 года является членом Европейской организации по безопасности аэронавигации (Евроконтроль) вместе с еще 42 странами Европейского региона. Соответственно, тарифная политика, которую проводит Украина в лице Министерства инфраструктуры, полностью регулируется нормативными документами этой организации.

База расходов Украэроруха является основной составляющей национальной базы расходов Украины, на основе которой Мининфраструктуры рассчитывает ставки платы за аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Украины. Основным принципом является необходимость полной компенсации затрат провайдера аэронавигационного обслуживания на предоставление всего комплекса услуг и возможность предсказания средств на инвестиции в развитие аэронавигационной системы страны.

По результатам тщательного анализа, проведенного Евроконтролем в 2019 году, база затрат Украэроруха и соответствующие тарифы на услуги по аэронавигации, рассчитанные Министерством инфраструктуры Украины, были признаны соответствующими Принципам этой организации.

В этом году Украэрорух инициирует перед Мининфраструктуры вопрос о возможности установления отдельной ставки платы за услуги по аэронавигации в воздушном пространстве над нейтральными водами Черного моря, где право обслуживания делегированы Украине Международной организацией гражданской авиации. Цель - увеличить транзитные потоки в этой зоне с учетом последних рекомендаций EASA.

Какова Ваша миссия в этой должности?

Трансформация компании у провайдера аэронавигационного обслуживания европейского образца, который гарантирует безоговорочную безопасность полетов, имеет эффективную функционально-организационную и технологическую инфраструктуру и европейский уровень зарплат для высококвалифицированных специалистов.

Время и ситуация на рынке требуют обновления стратегии развития предприятия, включая внутренние бизнес-процессы. Мы стремимся быть конкурентоспособными для всех пользователей воздушного пространства, использовать эффективные процедуры обслуживания воздушного движения и модернизировать устаревшее оборудование.

Это сложный и длительный путь, но мы его должны пройти как для успешного дальнейшего развития нашего предприятия, так и для укрепления позиций нашей страны на международном уровне.