Как стать миллиардером: самые прибыльные схемы экс-министра А.Клименко

Как стать миллиардером: самые прибыльные схемы экс-министра А.Клименко

Киев  •  УНН

 • 47601 просмотра

На сегодняшний день, известно лишь о части тех схем, которые были выстроены А.Клименко для получения многомиллионной прибыли — это налоговые площадки, фиктивный возврат НДС и льготное растаможивание товаров.

КИЕВ. 15 марта. УНН. Александр Клименко стал государственным служащем в 25 лет. Свою карьеру он начал в специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными налогоплательщиками города Донецка.

За 9 лет он смог сделать не только головокружительную карьеру, но и удивить всю Украину размахом роскоши рабочего кабинета, специальных комнат для релакса и “сейфа” для конфиденциальных переговоров.

Как за такой короткий промежуток времени уроженец города Макеевка стал миллиардером, редакция УНН узнала в Главной военной прокуратуре ГПУ, где проводится против него уголовное расследование, а также у бывших контрагентов и партнеров, которые по понятным причинам пожелали остаться анонимными.

На сегодняшний день, известно лишь о части тех схем, которые были выстроены А.Клименко для получения многомиллионной прибыли — это налоговые площадки, фиктивный возврат НДС и льготное растаможивание товаров.

Возврат НДС. Схема была простая и примитивная, но достаточно эффективная. На ключевых должностях по всей вертикали налоговой службы находились свои люди, поэтому схема работала как часы. Суть ее состояла в следующем:

фиктивные предприятия формировали налоговый кредит, на основании которого другие фиктивные предприятия направляли в налоговые службы декларации о праве на компенсацию НДС из бюджета. Под тщательным контролем руководства налоговых служб, начиная от начальника районной налоговой инспекции, заканчивая заместителем министра и самим А.Клименко, необходимые документы на возврат НДС подписывались без проведения надлежащих проверок в кратчайшие сроки.

Благодаря этой схеме А.Клименко удалось “вымыть” из бюджета страны более 3 млрд грн.

Деньги направлялись на счета, открытые в ПАТ “АКБ” “Капитал”, который принадлежал другу и соратнику экс- министра — Михаилу Эпелю. В дальнейшем деньги обналичивались и передавались обратно А.Клименко.

Главная военная прокуратура ГПУ считает, что по этому направлению деятельности экс-министра собрано достаточно доказательств для привлечения его к уголовной ответственности за нанесение Госбюджету ущерба в особо крупном размере.

Не особо рассчитывая на появление А.Клименко в суде по этому эпизоду, прокуроры готовятся доказать его вину в рамках заочного осуждения. Вместе с обвинительным актом в суд будет направлен и гражданский иск о компенсации ущерба на сумму 3 млрд 166 тыс грн.

Налоговые площадки. Утверждается, что именно А.Клименко был идеологом налоговых площадок или как их еще называли — программных схем уклонения от налогов, которая давала возможность предприятиям реального сектора экономики уклоняться от уплаты налогов на миллиардные суммы.

Налоговая площадка была схемой централизованного контроля с Киева всех конвертационных центров в стране. Особо активными были Донецкая, Луганская, Харьковская, Одесская, Киевская области, АР Крым и столица. Именно в этих регионах концентрировалось наибольшее количество “программных” предприятий.

Принцип работы налоговой площадки состоял в том, что предприятия перекладывали часть своих налоговых обязательств перед бюджетом на подконтрольные “программные” предприятия.

Для этого реальное предприятие оформляло бестоварную операцию о якобы купле-продаже товара или услуги, что позволяло формировать налоговый кредит с программным предприятием — “транзитером” уменьшая сумму налогового обязательства перед бюджетом.

Функцией “транзитера” было отбелить операцию. При этом, “программное” предприятие уплачивало в бюджет 1,5% от сделки, а остальное отправляла на “налоговую яму”, которая была еще одним звеном цепочки.

“Налоговая яма” — это предприятие, которое не ведет деятельности, а только выдает документы, помогая налогоплательщикам формировать завышенные расходы и налоговый кредит, минимизируя оплату налогов в бюджет.

При этом одно и тоже предприятие могло выполнять роль “транзитера”, а потом — “налоговой ямы”. Кроме того, такие программные предприятия делились по сферам “обслуживания”. Например, были программные предприятия, которые обслуживали только металлургическую отрасль, другие нефтегазовую, третьи — сельхозпредприятия и так далее.

На сегодняшний день выявлено 500 таких программных предприятий по всей Украине.

Точная сумма ущерба от существования таких налоговых площадок еще подсчитывается, но уже известно, что суммы измеряются миллиардами.

Роль налоговиков в этой схеме заключалась в том, чтобы не допустить проверки между предприятиями реального сектора экономики и “программных” предприятий и выявления сомнительных операций. Для этого в министерстве был создан координационно-мониторинговый департамент, который возглавила соратница А.Клименко — Инна Санжаревская.

Этот департамент контролировал уплату ставок комиссии за услуги программных предприятий и уровень уплаты налоговых обязательств в бюджет.

По данным налоговиков, это был чрезвычайно секретный департамент. Он находился на 6-м этаже министерства, с особым режимом пропуска через сканирование отпечатков пальцев. Вся информационная база департамента хранилась на отдельном сервере, который был не связан с сервером министерства. Этот сервер исчез вместе с А.Клименко в 2014 году.

Растаможка. Министерство доходов и сборов тщательно следило за перемещением товаров через границу, не упуская возможности получать “благодарность” от предприятий — импортеров за растаможку товаров по заниженной стоимости. Это направление деятельности экс-министра и его подчиненных сейчас активно изучается органом досудебного расследования, поэтому окончательные суммы ущерба подсчитываются, а детали схемы изучаются.

Как утверждают следователи, каждая из этих схем приносила А.Клименко стабильный ежемесячный многомиллионный доход. В дальнейшем часть денег отправлялась на легализацию (через предприятия, о которых мы расскажем позже), а частично — на покупку предметов роскоши, в том числе для спа-зоны и тренажерного зала, оборудованных прямо в министерстве.