Банкротство “УЗ” как результат западных реформ: почему Набсовет и НАБУ только усугубили положение стратегического перевозчика

Банкротство “УЗ” как результат западных реформ: почему Набсовет и НАБУ только усугубили положение стратегического перевозчика

Киев  •  УНН

 • 41157 просмотра

Высшее руководство страны успело дернуть “стоп-кран” за шаг до банкротства стратегического перевозчика страны — “Укрзализныци”

Немаловажную роль в спасении национальной компании сыграла профильная Временная следственная комиссия парламента, чей аудит по сути стал основой инициативы СБУ и в дальнейшем решения СНБО о назначении там временной администрации в лице министра инфраструктуры Александра Кубракова. При этом аутсайдерами в этом процессе стали “детища” западных реформаторов, а именно Набсовет и антикоррупционеры, которые не только не удержали от бедствия компанию, но и своей бездеятельностью, похоже, этому всячески способствовали.

Рекордные убытки

В 2020 году “УЗ” зафиксировала рекордный убыток — 12 млрд грн, из которых большая часть ( 8 млрд грн) — потери на грузоперевозках. И причина тому не коронавирус — ездить грузовые поезда стали ни чуть не меньше — а человеческий фактор. В августе прошлого года “УЗ” возглавил Владимир Жмак, которого связывают с Михеилом Саакашвили. Вместе с ним в управление нацкомпании зашел бывший руководитель грузинской железной дороги Иракли Эзугбая, обвиненный на родине в многомиллионных хищениях, но возглавивший при этом в Украине самое прибыльное направление “УЗ” — грузоперевозки. Именно Эзугбая и принял решение снизить тарифы “УЗ” на перевоз грузов. Это было крайне невыгодно для “УЗ” и напротив — прибыльно для тех, кто эти грузы перевозит по украинской железной дороге, в том числе “Индустриальной группе Грузии”, на которую работал Эзугбая.

Причем схема убытков “УЗ” была видна практически сразу, в связи с чем народные депутаты подняли вопрос проверки конфликта интересов у Эзугбая. Но антикоррупционеры сигнал проигнорировали. Ни НАПК, ни НАБУ не отреагировали на призывы политиков и только лишь спустя время сообщили, что таки да, необоснованные тарифы на грузоперевозки за последние два года нанесли ущерб “УЗ” в размере 17 млрд грн. Но даже эти подсчеты не стали основанием для активных действий в поиске виновных по сей день.

Ничтожный меморандум НАБУ

В октябре 2020 года “УЗ” и НАБУ подписали меморандум о совместной борьбе с коррупцией. При том, что по словам директора бюро Артема Сытника, этим направлением уже не первый год занимался спецотдел детективов.

“В “Укрзализныце”, к сожалению, ситуация плохая... У нас целый отдел работает по “Укрзализныце”, — сказал Сытник в 2017 году.

С тех пор ситуация не только не улучшилась, но даже ухудшилась. В прошлом году НАБУ и САП направили в суд только одно дело по “УЗ” и то пятилетней давности. И это при том, что по данным самих же детективов, ущерб от коррупции на закупках “УЗ” в прошлом году составил целых 8 млрд грн. Итого, как минимум 25 млрд грн “УЗ” потеряла из-за необоснованных тарифов на грузоперевозки и коррупции на закупках.

Бесполезность существования спецотдела в НАБУ объяснили во Временной следственной комиссии Рады: вместо того, чтобы заниматься поиском коррупции на железной дороге, детективы отдела занимаются другими делами, совершенно несвязанными с “УЗ”.

Ранее УНН писал, что главный “железнодорожный” детектив НАБУ Денис Гюльмагомедов, который несет ответственность за борьбу с коррупцией в “УЗ” согласно меморандуму, в прошлом году был увлечен тренингами фонда “Возрождение” Джорджа Сороса, лекциями в Clubhouse и расследованием “Роттердам+”, которое в этом году САП закрыл в четвертый раз из-за отсутствия доказательной базы ущерба.

Однако бездеятельность НАБУ и ничтожность меморандума могут объясняться и другими факторами, не раз обсуждаемыми в СМИ. Дело в том, что Дениса Гюльмагомедова связывают с первым заместителем директора бюро Гизо Углавой, который вместе с Саакашвили покинул Грузию и обосновался в Украине. Может ли Углава и подчиненный ему Гюльмагомедов расследовать возможные злодеяния “грузинской команды” Саакашвили в “УЗ”, в том числе, но не исключительно Владимира Жмака и Иракли Эзугбая — вопрос риторический, но не менее парадоксальный для НАБУ, которое в свете таких факторов рискует утратить свой статус независимого правоохранительного органа и встать в один ряд с политически заангажированными, нуждающихся в перезагрузке.

“Здесь вопрос в НАБУ. Нужно бы провести определенный аудит, потому что выглядит так, что организация работает, но не приносит условно средства в государственный бюджет, хотя должна это делать”, — комментирует политолог Тарас Семенюк.

Экономист Александр Охрименко в свою очередь полагает, что коррупция добралась уже и до самих антикоррупционеров.

“В НАБУ создавали такое большое количество отделов, но никогда это не дало положительного результата. Пока есть государственная корпорация (УЗ — ред) — там будет коррупция. И в государственном антикоррупционном учреждении тоже есть коррупция”, — считает эксперт.

“Закат” корпоративного управления

Реформа корпоративного управления, которая заключается во вводе Набсоветов в национальные ( государственные) компании, похоже, максимально себя дискредитировала на примере “УЗ”. Первое, что вспоминается при упоминании членов Набсовета — это непомерные зарплаты и премии, такой себе “пир во время чумы”. Но не зарплатами едиными. Набсовет считают пособниками решения, согласно которому “УЗ” должна отдать российскому Сбербанку 131 млн долларов.

О манипуляциях с кредитами “УЗ” упоминал Президента Владимир Зеленский. В свою очередь глава парламентской ВСК Юлия Гришина сообщила о сомнительных финансовых операциях с евробондами на сумму долга перед VR Global Partners.

В целом парламентская ВСК в своем заклчении прямо указывает, что плачевное состояние “УЗ” обусловлено двумя причинами: некомпетентными кадрами в правлении и Набсовете, а также масштабной коррупцией. Обе с “западными” корнями. С кадрами не справились международные HR-агентства, которые были привлечены для поиска членов Набсовета и управления, а с коррупцией — НАБУ, САП и НАПК. Что в общем ставит под сомнение как реформу корпоративного управления, так и целесообразность содержания антикоррупционеров при которых парадоксально масштабируется коррупция.

“Управление („УЗ“ ред) является неэффективным, несистемным и, можно сказать, деструктивным. Это видно по отчету ВСК. Коррупция в УЗ достигает огромных масштабов. И, к сожалению, пока эти две причины вместе будут существовать, мы не увидим никаких улучшений в сфере существования УЗ”, — сообщила глава парламентской ВСК Юлия Гришина в одном из своих комментариев.