Восемь шагов для устойчивого развития энергетической сферы: Буславець о вызовах области

Восемь шагов для устойчивого развития энергетической сферы: Буславець о вызовах области

Киев  •  УНН

 • 34017 просмотра

Энергетическая отрасль была и остается тригерною точкой украинской экономики.

КИЕВ. 11 января. УНН. Не успел начаться 2021, как стало известно о возобновлении импорта электроэнергии из Беларуси (читай с РФ). Это вызвало волну критики и недовольства.

Разобраться в том, что же происходит в энергетической сфере читателям УНН поможет кандидат технических наук, Заслуженный энергетик Украины, и.о. министра энергетики в апреле - ноябре 2020 Ольга Буславець.

Предлагаем вашему вниманию первую из цикла статей Ольги Буславець, в которой она очерчивает круг проблем, существующих в отрасли и указывает на жизненно необходимые шаги для ее стабильного развития.

Подходит к завершению традиционная новогодне-рождественская пауза, и настало время продолжить экспертные сообщения на тему украинской энергетики. В своих публикациях часто я сознательно стараюсь упростить формулировки / подачу материала (описание проблемы, наработанные решения, ожидаемые результаты), чтобы сделать текст более понятным для широкой общественности ... Но не в этот раз. Это сообщение прежде всего - для специалистов отрасли и тех, кто пока принимает решения в сфере энергетики. И касается он моего видения насущных проблем в электроэнергетике и путей их решения. Подавляющее большинство из которых, кстати, уже наработана за предыдущие месяцы активной работы и была готова к реализации.

Итак, ключевые восемь взаимосвязанных шагов, которые необходимы для устойчивого развития отрасли:

- Дальнейшее совершенствование механизма ПСО. Принятые в конце года изменения возможны лишь как краткосрочный мероприятие и не балансируют ситуацию на рынке. Даже при условии полной оплаты за потребленную электроэнергию и продажи Энергоатомом необходимых для бытовых потребителей объемов электрической энергии по льготной цене, действующая модель приводит к формированию задолженности Гарантированного покупателя перед электропоставщиков на уровне 300-400 млн грн ежемесячно. А с учетом финансового небаланса Энергоатома, прирост долгов в рамках ПСО (при условии его неизменности) ежемесячно составлять около 1 млрд грн.

Необходимо комплексное решение, которое сбалансирует ситуацию в целом по всему года и заложит основу стабильной работы рынка на последующие 2-3 года. Министерством свое время на основании сценарного моделирования было просчитано большое количество вариантов такого сбалансирования, которые, в том числе, предусматривали постепенное, в несколько этапов, уменьшение перекрестного субсидирования. При этом, ключевым условием таких расчетов было гарантированное обеспечение безубыточной деятельности всех участников механизма ПСО - государственных энергетических компаний, поставщиков универсальных услуг, производителей из альтернативных источников.

- Продолжение совершенствования законодательства, определяющего правила работы рынка электроэнергии. Речь идет как о внесении изменений в Законы Украины, так и к вторичному законодательства. В частности, принятие Закона о прозрачности оптового энергетического рынка для предотвращения злоупотреблений (REMIT) разработанных Минэнерго законопроектов "О внесении изменений в Закон Украины" О рынке электрической энергии "" (№ 3657 от 15.06.2020, с изменениями - совершенствует конкурсную процедуру на строительство новой генерирующей мощности, запрещает импорт из РФ и Беларуси, регулирует другие проблемные вопросы работы участников рынка), "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии на рыночных принципах" (дает право производителям электрической энергии из альтернативных источников энергии выходить из балансирующей группы гарантированного покупателя и свободно продавать электрическую энергию на рынке, получая соответствующую компенсацию). По вторичного законодательства, то это, прежде всего, изменение правил ценообразования на балансирующем рынке, что заставит производителей и других участников рынка соблюдать коммерческих графиков купли-продажи электрической энергии, совершенствование порядка проведения электронных аукционов по двусторонним договорам. При этом, показательным должно быть введение единых правил для всех, а не создание привилегированных условий работы для отдельных ФПГ - хрестоматийным примером чего является так называемая "зеленая металлургия".

- Временный запрет импорта электроэнергии из Российской Федерации и Беларуси. О необходимости такого шага я говорила неоднократно, приводила аргументы. Более того, разработанный Министерством соответствующий законопроект еще с лета прошлого года находится на рассмотрении в Верховной Раде. Отдельно отмечу, что речь не идет о блокировании перетоков электрической энергии, которые обеспечивают стабильность параллельной работы энергосистем и получения аварийной помощи, ведь пока мы еще синхронизированы с энергосистемой РФ и РБ это необходимо для безопасности поставок электрической энергии украинским потребителям. Считаю, что по этому поводу нужна четкая позиция Минэнерго как органа, который формирует государственную политику в сфере электроэнергетического комплекса Украины. Особенно в условиях перехода (с нового года) импорта электроэнергии из Беларуси, которое уже вызвало удивление и непонимание со стороны наших европейских партнеров. Хочу еще раз подчеркнуть, что следование краткосрочным интересам трейдеров и отдельных промышленных потребителей в среднесрочной перспективе поставит под угрозу энергетическую безопасность нашей страны, в том числе - будущее присоединение ОЭС Украины в европейской синхронной зоне ENTSO-E!

- погашение старых и новых долгов, накопленных на рынке электрической энергии. Суммарный объем накопленных долгов перед производителями электрической энергии превысил 60 млрд грн. Причем, из них 27 млрд - за весь период функционирования предыдущей модели рынка единого покупателя, а остальные - сформированы в течение 2020 году из финансовую разбалансированность нового рынка. Общая задолженность перед государственным Энергоатомом - около 23 млрд (с учетом долгов ОРЭ и Укрэнерго за балансирующую энергию), перед ВИЭ - более 25 млрд. В условиях вымывания оборотных средств говорить приходится, к сожалению, не об устойчивом развитии генерации и дальнейшее привлечение инвестиций, а о возможных дефолтов энергогенерирующих предприятий. Механизмы известны. Для "старых" долгов - имплементация принятого ЗУ 719-IX (требует принятия ряда уже разработанных и представленных в ВРУ законопроектов, а также - нормативно-правовых актов, проекты которых давно подготовлены). Для новых - привлечение нетарифных долговых инструментов (кредитных средств, ОВГЗ, "зеленых" облигаций), или финансирования из специального фонда бюджета. Первый шаг в этом направлении уже сделаны - через государственные гарантии НЭК "Укрэнерго" привлечено более 10 млрд кредитных средств. В то же время, ключевым условием дальнейшего финансирования долгов является, во-первых, - гарантия их возврата, а во-вторых - не создание новых, требует финансово сбалансированной работы рынка (т.е. реализации шага № 1).

- Запуск конкурса на строительство высокоманевренных генерации. Актуальность этого вопроса уже давно перезрела, ведь развитие новых балансирующих мощностей - это не только о безопасности поставок электрической энергии. Это путь к настоящей декарбонизации. Наличие высокоманевренных генерации с быстрым стартом и широким диапазоном регулирования позволит оптимизировать режимы ОЭС, увеличить долю ВИЭ в безопасный способ и поднять "базу" Энергоатома в профицитный период (теплое время года). Это естественный путь к плавному сокращению доли угольной тепловой генерации, которая в дальнейшем будет ориентирована на покрытие роста нагрузки в холодное время года в экономически присущих режимах (база / полупик). Один из моих последних шагов как руководителя Министерства - отработка с ЦОИВ и представление в Кабинет Министров проекта усовершенствованного порядка проведения конкурса на строительство нового поколения, который позволит ускорить процедуру проведения конкурса, повысить ее эффективность и упростить участие инвесторов в торгах. Надеюсь, что порядок в ближайшее время будет принято и объявлено соответствующий конкурс.

- Решение проблемы с "зелеными" производителями и обеспечения устойчивого развития ВИЭ. Это производная задача, которая лежит на стыке уже перечисленных шагов. Путь, которым следует двигаться, на самом деле уже проложена. При этом, титаническими усилиями с обеих сторон - как от власти, так и инвесторов, и при активной помощи Секретариата Европейского сообщества. Меморандум и закон, который имплементирует, не только снизил цену "зеленой" электроэнергии для потребителей на 2 млрд евро к 2029 году (жаль, что в Минэнерго не так, как в Нафтогазе, и никаких миллионных премий за эту работу никто и не получил) . Законом остановлено стремительный рост СЭС по "зеленому" тарифу (что усиливало финансовую нагрузку на рынок в будущем), введена ответственность за небалансы, усовершенствована аукционную систему поддержки. Кроме того, на выгодных условиях договоренность о реструктуризации до 31.12.2021 года накопленного долга - без процентов, без привязки к курсу евро. И все это - без каких-либо дополнительных обязательств вроде продления срока действия "зеленого" тарифа (только своевременная текущая оплата отпущенной электроэнергии и так предусмотрено действующим законодательством)! Начиная с августа прошлого года Минэнерго и Правительством условия Меморандума целом выполнялись, и последним шагом должно стать погашения части накопленной задолженности, под которую были привлечены кредитные средства. Как и долги НАЭК "Энергоатом", на пропорциональной основе, кстати.

Хотелось бы предупредить об опасности призывов к простым решениям типа "взять и поделить", то есть не выполнять заключенные договоренности. На самом деле, такие соблазны стояли и раньше, когда ситуация была значительно хуже. Но было принято взвешенное решение достичь урезание "зеленого" тарифа не в одностороннем порядке, а на компромиссных началах путем переговоров. И Украина на всех уровнях, от Министерства до Президента, на самом деле гордилась этим достижением, позиционируя это как историю успеха. Срыв выполнения достигнутых договоренностей будет иметь далеко идущие последствия. И здесь речь не только о массовых судебные позывы и международные арбитражи (в действительности они будут не скоро завершены и без гарантии 100% положительного результата для инвесторов). А о стремительное ухудшение инвестклимата (кроссекторально, а не только в сфере энергетики), замораживание инвестирования в электроэнергетический комплекс, в строительство новой генерирующей мощности, которая необходима энергосистеме. Никто Украины в обозримом будущем больше не поверит и, по большому счету, будет прав.

- Запуск "зеленых" аукционов, который позволит существенно снизить стоимость произведенной из ВИЭ электроэнергии и согласовать темпы роста (а также - технологии и территориальное размещение этих объектов) с возможностями энергосистемы. Первые аукционы в 2021 году позволят определить реальную рыночную цену "зеленой" энергии и дадут четкий сигнал на продолжение выполнения Украиной Энергетической стратегии и своих международных обязательств. К сожалению, в последнее время процесс организации аукционов приостановился, а квоты так и не были представлены на утверждение в Кабинет Министров Украины. Кроме непосредственного запуска аукционов следует продолжить совершенствование условий и правил их проведения, в частности - предусмотреть возможность установления требований к наличию балансирующих мощностей и необходимого графика генерации. Эти нормы уже включены в разработанный в конце года Минэнерго законопроект о переходе от "зеленого" тарифа модели FIP.

- четкое выполнение плана синхронизации ОЭС Украины с ENTSO-E. Надо быть готовым, что чем ближе мы будем к цели, тем больше будет сопротивление как со стороны РФ, так и внутренних сил, не заинтересованных во внедрении европейских правил и усилении конкуренции. Нужна активная позиция профильного Министерства и политическая воля государственной власти Украины в целом.

И в завершение. На самом деле, все, что нужно для выполнения этого плана пока есть - наработанные решения, эффективная, сформированная за предыдущий период команда высокопрофессиональных специалистов ... Теперь все зависит от позиции нового руководства Министерства.

Из того, что на сегодня имеется в публичном доступе - есть отдельные правильные решения. Однако раздается все больше тревожных колокольчиков, связанные с отсутствием четкого понимания, а главное - действенного плана, что дальше делать с импортом, с ПСО, с "зелеными". Тормозятся даже готовые решения - не утверждаются квоты поддержки ВИЭ, изменения в порядок проведения конкурса на строительство нового поколения ... Обостряются также и оперативные проблемы - стремительное срабатывания запасов угля на складах приобрело угрожающие масштабы! И при условии содержания в течение нескольких недель настоящих морозов, это может вылиться в веерные отключения потребителей из-за нехватки мощности (или в стремительное увеличение импорта электроэнергии). Однако, действенных инициатив по этому поводу Министерством пока не предлагается. По меньшей мере, необходимо срочное созыва Антикризисного энергетического штаба для подготовки комплексного решения на уровне Правительства.

В дальнейшем я планирую более подробно остановиться на определенных направлениях, а также предоставлять экспертную оценку тем или иным решением. Моя цель - не огульное критика (никогда этим не занималась), а предотвращение ошибок, которые угрожают энергетической безопасности Украины или безопасности поставки электроэнергии потребителям. И наоборот - помощь в реализации правильных, пусть и не всегда популярных инициатив.

Продолжение следует ...