$42.180.02
49.230.00
Графики отключений электроэнергии

Украинская авиация во время войны: как сохранить и развить отрасль в кризисных условиях – интервью с Романом Милешко

Киев • УНН

 • 210804 просмотра

Полномасштабная война поставила украинский бизнес в беспрецедентные условия. Для авиационной отрасли это означает не только потерю доступа к инфраструктуре, но и полную остановку внутреннего рынка, необходимость релокации, адаптацию к новым реалиям и сохранение высоких стандартов на международном уровне.

Украинская авиация во время войны: как сохранить и развить отрасль в кризисных условиях – интервью с Романом Милешко

Несмотря на риски безопасности, разрушенную логистику, разорванные производственные цепочки и другие трудности, украинские авиакомпании продолжают работать, поддерживая экономику и обороноспособность страны. Один из примеров – группа компаний, которую возглавляет Роман Милешко – украинский предприниматель, антикризисный менеджер, военный авиатор в третьем поколении, почетный авиастроитель Украины, владелец группы авиационных компаний, среди которых "Авиакомпания Константа" – крупнейший в мире оператор самолетов Антонов Ан-26.

В эксклюзивном интервью для УНН Роман Милешко рассказал об опыте бизнеса в условиях войны, потерях и достижениях компаний, кадровых вызовах, репутационных рисках, получении контрактов на работу с ООН и помощи украинским военным.

Как ваши компании встретили полномасштабное вторжение? В каком состоянии они были на тот момент, как именно война повлияла на их деятельность?

Вторжение россии в Украину застало наши компании в состоянии масштабной технической трансформации. На нашей базе в аэропорту Запорожья велась работа по комплексной модернизации трех вертолетов МИ-8МТВ и двух самолетов Ан-26, проводились работы по техническому обслуживанию еще нескольких бортов.

В целом все компании нашей группы на момент начала войны находились на этапе становления, развития. Например, "Авиакомпания Константа" хотя и была организована в 1998 году, на момент приобретения в 2017-м была в предбанкротном состоянии, несколько лет не вела активной операционной деятельности, материально-техническая база находилась в упадке.

В течение нескольких лет мы инвестировали в развитие технической базы и флота авиакомпании, делая ставку на самолеты Антонов, разработанные и произведенные в Украине. К февралю 2022 года во флоте авиакомпании было уже 10 самолетов Ан-26, а штат сотрудников вырос в десять раз и составлял более 400 человек. В связи с тем, что наши заказчики нуждались в самолетах с большей дальностью полета и грузоподъемностью, "Авиакомпания Константа" начала работу по вводу во флот самолетов Антонов Ан-74. Это были очень затратные проекты. Мы неоднократно обращались за финансированием в украинские банки, но они не имели интереса к поддержке украинской авиационной промышленности. Однако, мы всегда верили в успех в Украине и все эти проекты выполнялись за счет внутренних ресурсов нашей группы компаний.

Так же и с "H3 Operations" (Эйч три оперейшнс). Это авиакомпания, которая была основана в конце 2020 года. "H3 Operations" эксплуатирует вертолеты МИ-8МТВ и начала операционную деятельность в 2021 "ковидном" году. МИ-8МТВ – это уникальный по своим характеристикам вертолет, который не имеет прямой конкуренции на мировом рынке, он производился в СССР на территории россии. Но на этом вертолете установлены украинские двигатели производства "Мотор Сич", и с 2014 года украинскими предприятиями была проведена огромная работа по организации производства и замены российских комплектующих. Мы верили в возможность полной локализации эксплуатации МИ-8МТВ в Украине и присоединились к усилиям нашей промышленности. На начало 2022 года мы были в кооперации с рядом других авиационных предприятий по налаживанию ремонта и производства всех компонентов МИ-8МТВ в Украине с последующим переходом к разработке и производству украинского тяжелого многоцелевого вертолета.

Что пришлось изменить, чтобы сохранить работу?

С началом полномасштабной войны главной задачей было продолжение эксплуатации нашего флота. Мы потеряли доступ к технической базе в аэропорту Запорожья, все пришлось организовывать с нуля за территорией Украины.

Наша работа в принципе всегда выполнялась в условиях повышенной сложности и риска. Эти навыки помогли нам в 2022. Сейчас мы работаем на двух базах, где проводим техническое обслуживание и работы на авиационной технике – в Словакии и в Южном Судане.

Наш основной заказчик – Организация Объединенных Наций. Это долгосрочные контракты, которые были подписаны еще до начала войны. За это время значительно возросла стоимость эксплуатации и административные расходы в связи с переносом большей части деятельности из Запорожья.

В 2023 году "Авиакомпания Константа" начала работу в новом сегменте среднемагистральных грузовых перевозок на самолете Боинг 737-300. Сейчас мы осваиваем этот рынок и надеемся занять там свою нишу.

Авиакомпания нашей группы "Ксена" является единственным в мире коммерческим оператором пожарных самолетов Ан-32П украинской разработки и производства и единственным в Европе коммерческим оператором самолетов такой категории. Это новое направление вызывает большой международный интерес к украинской авиационной технике.

Очень важно, что мы продолжаем работу по замене российских комплектующих. На данный момент, совместно с нашими партнерами, вышли на этап сертификации некоторых основных компонентов. Несмотря на такие вызовы, мы не подвели наших заказчиков и достойно представляем украинскую авиацию на международном рынке.

Под вашим руководством "Константа" модернизировала парк самолетов Ан26/74 и стала одним из самых мощных операторов украинских АНов для гуманитарных миссий. Как международные партнеры оценивают ваши самолеты в гуманитарных миссиях?

Наша компания работает в сегменте международной авиационной гуманитарной логистики и является крупнейшим в мире оператором самолетов украинского производства. Наш авиапарк имеет ряд преимуществ, которые очень ценят заказчики. Это возможность использовать грунтовые полосы, комфортность загрузки и разгрузки благодаря наличию задней рампы – этого нет в других самолетах. Мы также можем одновременно перевозить пассажиров и груз.

Выполнение рейсов в рамках гуманитарных программ – вызов для любой авиакомпании. Требования к качеству выполнения работ очень высоки, работать приходится в сложных климатических и географических условиях, учитывать мультикультурную среду. А также – соответствовать требованиям нашего национального регулятора, Госавиаслужбы и Международной организации гражданской авиации. Кроме того, международные организации и правительства имеют очень строгие правила и высокие требования к безопасности перевозок, профессионализму пилотов и опыту компаний-контрагентов. Это сверхсложный рынок. Поэтому во всем мире в этом сегменте активно работает всего десяток компаний, одна из них – это наша "Авиакомпания Константа".

Мы гордимся статусом аккредитованного перевозчика ООН, который получили еще в 2017 году. Наши высокие стандарты подтверждены важными международными сертификатами, включая EASA TCO, UK TCO и US FAA, что позволяет работать на глобальном рынке авиаперевозок.

"Авиакомпания Константа" также имеет весомое значение для национальной экономики, уплатив более 76 миллионов гривен налогов за последние четыре года. В 2024 году наш Наблюдательный совет возглавил отставной генерал-майор армии США Дэвид Л. Гранж. В состав акционеров также вошли Джейми Андерсон, эксперт по логистике с огромным опытом работы в британской армии и Ян Сперген, бывший офицер Вооруженных сил Швеции, предприниматель и эксперт по вопросам безопасности, что подчеркивает международное признание компании.

Украинским авиационным компаниям, работающим за рубежом, сейчас удалось существенно вытеснить россиян с рынка авиационных услуг для ООН. Ваши компании, одни из тех, кто занял эту нишу. Как этого удалось достичь и насколько легко или наоборот сложно было заключить подобные контракты?

Украинские компании, и наши, в частности, все годы своей деятельности демонстрировали высочайшее качество предоставления услуг и соответствие самым жестким критериям. Мы уже имели постоянное сотрудничество с международными организациями на момент начала войны. Однако отказ международных организаций сотрудничать с россией стал тем самым событием, которое значительно изменило рынок.

Заключение контрактов с ООН и другими международными организациями – это чрезвычайно сложный и многоэтапный процесс. Он требует прохождения строгой аккредитации, соответствия техническим требованиям и стандартам безопасности, которые постоянно повышаются. Наши компании инвестировали значительные ресурсы в модернизацию авиапарка, обучение персонала и совершенствование процедур безопасности, чтобы соответствовать этим высоким стандартам. Именно благодаря многолетней подготовительной работе, когда возникла возможность расширить свое присутствие на рынке, мы оказались полностью готовыми к этому.

Вытеснение российских компаний – это не только следствие политических решений, но и результат конкурентной борьбы, в которой украинские авиаперевозчики демонстрируют эффективность, гибкость и надежность. Наши летные экипажи имеют уникальный опыт работы в сложных условиях, а технический персонал обеспечивает безупречное обслуживание самолетов. Поэтому, даже в непростых условиях войны, украинские авиакомпании продолжают укреплять свои позиции на международном рынке авиационных услуг, подтверждая высокий уровень профессионализма и конкурентоспособности. Этот уровень невозможно было бы удержать без команды.

Сколько специалистов сегодня работает в ваших компаниях? Сталкиваетесь ли вы с проблемой дефицита квалифицированных кадров, которая актуальна для всей авиационной отрасли Украины?

В группе компаний сегодня работает более 500 человек. Это технический и административный персонал, пилоты. В настоящее время имеющихся специалистов достаточно для обеспечения всех направлений нашей деятельности, наша команда – это настоящая авиационная семья, которая формировалась годами, мы ценим каждого сотрудника и продолжаем работать несмотря на все вызовы, в том числе для того, чтобы сохранять рабочие места и предоставлять людям возможность работать. Многих коллег я знаю со времен военной службы, со многими мы работаем бок о бок годами.

Однако мы, как стратегический и сложный бизнес, должны смотреть далеко в будущее для тщательного планирования нашей деятельности. Поэтому уже сейчас думаем над вызовами в авиационном образовании и потенциальной нехваткой кадров. Наши специалисты постоянно проходят обучение и переквалификацию по высшим стандартам. При поддержке "Авиакомпании Константа" созданы и оснащены самой современной учебно-практической базой инновационные кружки авиамоделирования и робототехники для детей. Значительным достижением стало создание универсального авиатренажера для пилотов различных классов воздушных судов. Мы открыли и будем расширять собственный учебный центр для специалистов группы компаний.

Относительно одной из ваших компаний звучали сравнения уровня зарплат по сравнению с показателями других авиаперевозчиков, в частности SkyUp, можете ли это прокомментировать?

Сравнение уровня заработных плат "Авиакомпании Константа" со "Sky Up" является некорректным ввиду принципиально разных финансовых условий функционирования этих компаний и их бизнес-моделей.

"Авиакомпания Константа" сейчас работает в чрезвычайно сложных условиях войны. Компания имеет только три самолета на контракте с ООН, причем по относительно невысоким ставкам, что не позволяет полностью покрывать даже текущие операционные расходы. Подобная ситуация наблюдается и в других компаниях группы. "H3Operations" и "Ксена" – молодые компании на этапе развития, которые еще нуждаются в значительных инвестициях.

Потеря доступа к материально-технической базе в аэропорту Запорожья при сохранении расходов на содержание инфраструктуры (коммунальные услуги, земельный налог, аренда ангаров и площадок) также значительно повлияла на финансовые показатели компании. Для обеспечения дальнейшей деятельности нам пришлось организовывать новые базы за рубежом, что повлекло значительные дополнительные расходы на логистику, командировки, аренду помещений и специального оборудования для технического обслуживания воздушных судов.

Стоит также отметить, что компания фактически на три года потеряла возможность эксплуатации двух самолетов Ан-74. Мы потратили более 50 млн грн на ввод в эксплуатацию этого типа самолетов, которые пользуются спросом в ООН и могли бы обеспечить значительно более высокую прибыльность и, соответственно, создать возможность для существенного повышения уровня заработных плат и рентабельности компании в целом. При наличии этих самолетов в эксплуатации, уровень оплаты труда мог бы быть значительно выше. Вместо этого самолеты простаивают, а компания продолжает нести расходы на их содержание и содержание соответствующего персонала.

Несмотря на эти трудности, компания делает все возможное для поддержки своих работников: члены экипажей получают дополнительные средства на командировки, все сотрудники продолжают получать заработную плату даже когда не выполняют полеты. Значительная часть наших специалистов работает по совместительству одновременно в двух-трех компаниях группы, что позволяет им получать суммарно более высокие оклады. Такая практика является одним из способов обеспечения достойной оплаты труда нашим специалистам в условиях финансовых ограничений каждой отдельной компании. Для некоторых категорий работников предусмотрена дополнительная финансовая поддержка на аренду жилья.

Важно подчеркнуть, что руководство компаний постоянно пересматривает систему оплаты труда, стараясь найти возможности для повышения заработных плат в соответствии с финансовыми возможностями. Мы понимаем важность конкурентоспособной оплаты труда для привлечения и удержания квалифицированных специалистов, поэтому регулярно анализируем рынок и корректируем зарплаты, когда это позволяет финансовое состояние компании.

В таких обстоятельствах сравнение с другими авиакомпаниями, которые имеют другие бизнес-модели и условия работы, является некорректным. Наш приоритет – сохранить компанию, рабочие места и продолжать функционировать, несмотря на все вызовы военного времени, одновременно ища возможности для улучшения финансового положения работников.

Также звучали обвинения относительно Ваших связей с россиянами, подсанкционными компаниями, о ненадлежащем выполнении государственных контрактов и использовании комплектующих для самолетов российского происхождения. Как вы можете прокомментировать такую информацию?

Вся деятельность нашей группы компаний и моя лично всегда была направлена на развитие и укрепление независимой Украины. В штабе ВМС Украины я был одним из тех офицеров, которые много делали для интеграции с НАТО и развития сотрудничества с США и другими нашими союзниками. После увольнения в 2007 году я работал в нескольких международных компаниях и убедил своих партнеров открыть авиационный бизнес и инвестировать в Украину.

Мы никогда не использовали каких-либо государственных ресурсов, но при этом создали в Украине три новые авиакомпании и несколько сотен рабочих мест. Наши авиакомпании выступили заказчиками комплексной модернизации вертолетов МИ-8МТВ и самолетов Антонова (Ан-26, Ан-32, Ан-28, Ан-74). Все программы модернизации ставили главной целью замену советских и российских компонентов на украинские или западные современные изделия. А в случае с МИ-8МТВ мы еще и разработали украинскую эксплуатационную документацию программы продления ресурсов эксплуатации.

Сразу несколько уникальных украинских компаний за собственные средства и собственные интеллектуальные и технологические возможности решали стратегическую проблему разработки и утверждения в Госавиаслужбе эксплуатационной документации воздушных судов типа МИ-8 и МИ-8МТВ. Украина – единственная страна, которая разработала систему сопровождения эксплуатации воздушных судов бывшего СССР, которые были спроектированы на территории РФ.

С началом войны наш технический партнер, научно-производственная компания "МС АВИА-ГРЕЙД" успешно использовала эти наработки для обеспечения ремонта и установки оборудования, необходимого для ВСУ. В то же время в результате международных санкций и решений, принятых Международной организацией гражданской авиации, Россия оказалась вытеснена из большинства традиционных авиационных рынков, куда они очень надеются вернуться. Для того чтобы помешать развитию украинской авиационной промышленности, помешать нам укреплять присутствие украинских авиакомпаний на международном рынке, спецслужбы РФ начали кампанию по дискредитации нашей работы. Используя своих агентов, они делают это уже длительное время. Вся эта так называемая "информация" является манипуляцией фактами и откровенной клеветой.

Попытки дискредитировать работу наших компаний начались с конца 2022 года. Все так называемые "факты" уже были предметом многочисленных проверок и аудитов, которые не выявили каких-либо значительных нарушений. Не добившись успеха через попытки использования административного ресурса, агенты россии начали прибегать к публичной клевете, которая имеет своей целью нанести ущерб репутации нашей группы компаний, ВСУ и Украине в целом, а также – отвлечь внимание от других направлений деятельности агентов россии.

Ранее в группу ваших компаний входила "МС АВИА-ГРЕЙД", с 2023 года вы официально вышли из управления. Однако СМИ вас до сих пор с ней связывают. Какое отношение к "МС АВИА-ГРЕЙД" вы имеете сейчас?

В 2023 году я действительно вышел из этой компании, и сейчас не имею отношения к предприятию. Компания "H3 Operations", в которой я являюсь владельцем, продолжает сотрудничать с "МС АВИА-ГРЕЙД" как с надежным инжиниринговым партнером. С началом войны научно-производственная компания "МС АВИА-ГРЕЙД" успешно и эффективно выполняет ремонт и установку оборудования, необходимого Вооруженным Силам Украины.

Результаты этой работы демонстрируют не только состоятельность предприятия, но и общий уровень украинских специалистов. Сложность отдельных реализованных технических решений сейчас держится на уровне ведущих международных практик, что еще раз подтверждает высокий инженерный и технологический потенциал украинской авиационной отрасли.

Учитывая это, насколько сегодня ценится бренд украинской авиации за рубежом? Какие международные рынки вы считаете наиболее перспективными и почему их важно удержать для Украины, особенно в условиях войны?

Стоит подчеркнуть, что интерес к семейству Антонов не угасает по всему миру. Недавно наша группа компаний принимала участие в авиационном шоу в Пьештянах, Словакия. Мероприятие за два дня собрало более 50 тысяч человек со всей страны и из-за рубежа, значительное внимание посетителей, специалистов и медиа было приковано именно к самолетам семейства Антонов. Наш пожарный АН-32П совершил демонстрационный сброс 8 000 литров воды на скорости 250 км в час, это уникальная машина, к ней приковано внимание мира.

Украинская авиация сохраняет свое стратегическое значение на глобальном уровне, мы способны обеспечивать полный цикл производства летательных аппаратов, что является чрезвычайно важным конкурентным преимуществом. Расширение доли украинских компаний на рынке авиационных услуг ООН подтверждает высокий уровень доверия к украинской авиации.

Что касается перспективных рынков, мы видим большой потенциал в продолжении и расширении сотрудничества с ООН и международными гуманитарными организациями. Также очень перспективными являются рынки специализированных авиационных услуг, таких как пожаротушение с воздуха – наша компания "Ксена" успешно работает в этом направлении в Турции, имеет опыт работы в Грузии и планирует расширять географию работы.

Сохранение позиций на международных рынках критически важно для Украины, особенно в условиях войны, по нескольким причинам. Во-первых, авиационная отрасль обеспечивает десятки тысяч высококвалифицированных рабочих мест. Во-вторых, это существенные налоговые поступления в бюджет – десятки миллионов гривен ежегодно. В-третьих, это сохранение технологического потенциала страны и возможность дальнейшей интеграции в глобальные авиационные альянсы после завершения войны.

Сегодня для Украины открылось уникальное окно возможностей для закрепления своих позиций на глобальном авиационном рынке. Мы активно работаем над тем, чтобы использовать эту возможность для усиления позиций украинской авиации на мировой арене.

Работа украинской авиации во время войны приобрела особое символическое значение. Каждый самолет с украинской регистрацией, поднимающийся в небо за границей – это не просто транспортное средство, это символ нашей несокрушимости, доказательство того, что украинская мечта о технологическом превосходстве жива и будет реализована после победы.

Какие миссии выполняет украинская гражданская авиация в мире? Какова специфика работы по сравнению с Украиной?

Специфика работы в мире по сравнению с Украиной имеет существенные отличия. На сегодняшний день в Украине из-за закрытого неба нет пассажирской авиации, гражданских грузовых перевозок, отрасль работает исключительно на оборонные задачи, в то время как в мире украинские операторы выполняют сложные логистические миссии.

Украинские авиакомпании добились значительного успеха в международном пространстве, особенно в сегменте гуманитарной авиационной логистики. Основные международные миссии украинской гражданской авиации охватывают гуманитарные перевозки для международных организаций и правительств, обеспечение поддержки миротворческих миссий, медицинскую эвакуацию из труднодоступных районов, а также – обслуживание и ремонт авиационной техники для международных операторов.

В отличие от Украины, где доступ к авиационной инфраструктуре ограничен из-за военных действий, за рубежом наши компании работают в развитой международной авиационной инфраструктуре. В Украине существуют высокие риски безопасности, тогда как за рубежом основные вызовы связаны со сложными климатическими и географическими условиями.

Из-за войны в Украине ограничены возможности технического обслуживания авиационной техники, а международная деятельность требует от наших компаний постоянно соответствовать высоким международным стандартам.

Украинские авиакомпании получили международное признание благодаря высокому профессионализму, гибкости и способности работать в сложных условиях. Наши операторы имеют уникальный опыт использования специализированной авиационной техники, это значительное преимущество и возможность не только для отдельных компаний, но и для страны в целом.

Фактически за рубежом украинские самолеты помогают в гуманитарных миссиях, но внутри страны – они ежедневно работают на победу. Какую роль вы видите для бизнеса в поддержке ВСУ и как именно ваша группа приобщается к усилению обороноспособности?

Поддержка наших защитников – это обязанность не только государства, но и общества в целом. Мы поддерживаем ВСУ с первых дней войны. Воинские части обращаются к нам с очень срочными запросами, которые мы всегда оперативно обеспечиваем. С 2022 года наша группа компаний оказала помощи ВСУ на десятки миллионов гривен. Кроме этого, мы регулярно оказываем инженерно-техническую помощь и передаем запчасти и материалы для авиационной техники из собственных фондов.

Также работа по замене российских комплектующих, которую проводит наша группа компаний за собственные средства, очень важна для обороны и безопасности Украины. МИ-8МТВ и МИ-24 остаются основными типами, на которых воюет ВСУ, имея на вооружении сотни этих вертолетов. ВСУ будет также продолжать летать на самолетах Антонова.

Не считаю нужным много говорить об этом публично: помощь армии во время войны – это не достижение, которым нужно хвастаться, а обязанность каждого. По силам и возможностям поддерживать и развивать обороноспособность страны – это инвестиция в общее будущее. И бизнес, который приносит налоги и рабочие места, и помощь армии – это обязанность, которую мы ежедневно выполняем вместе с командами группы компаний.