Завершение реформы прокуратуры: Рада поддержала законопроекты, на которых настаивала Венедиктова
Киев • УНН
КИЕВ. 15 июня. УНН. Верховная Рада на заседании во вторник приняла во втором чтении проект закона № 5157 о внесении изменений в раздел II “Заключительные и переходные положения” Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры” по отдельным аспектам действия переходных положений. Решение поддержало 293 народных избранника, передает корреспондент УНН.
Детали
Документ предлагает внести изменения в соответствующий раздел, которыми, в частности предусмотреть безальтернативную обязательность прохождения аттестации для возможности вступления в должность прокурора в Офисе Генерального прокурора, областной или окружной прокуратуре, в том числе в случае восстановления на должностях по решениям судов.
Кроме того, предлагается предусмотреть законодательные механизмы возможности завершения начатых до 01.09.2021 процедур отбора и дисциплинарного производства. Предлагается предусмотреть возможность применения временных процедур и порядков, предусмотренных п. 22 Заключительных и переходных положений Закона № 113-IX, после истечения срока действия этого пункта (21.09.2021), к правоотношениям, начатым до этой даты.
Рада также поддержала на первом чтении проект закона № 5158 относительно усовершенствования отбора и подготовки прокуроров. Решение поддержало 276 нардепов. Документ вносит изменения в Законы Украины “О прокуратуре” и “О предотвращении коррупции”.
Основными положениями законопроекта являются:
1) исключение требования к кандидатам на должность прокурора о наличии двухлетнего стажа работы в области права;
2) предоставление возможности получения непосредственно в прокуратуре необходимого стажа работы в отрасли права как условия для назначения на должность прокурора окружной прокуратуры;
3) в результате введения института стажировки становится возможным:
— получение кандидатом не только стажа работы в области права, а специализированного опыта практической деятельности, непосредственно необходимого для работы прокурором;
— выплата кандидатам на должность прокурора во время отбора достаточных для жизни средств в виде части заработной платы прокурора без необходимости дополнительных затрат из бюджета;
— распространение на кандидатов элементов статуса прокуроров от правил внутреннего служебного распорядка, оснований для увольнения, установленных исключительно в Законе, в социальных гарантиях для прокуроров;
— внедрение способа практической подготовки, при котором кандидат не только наблюдает за работой других, а сам непосредственно уполномочен на выполнение функций прокурора;
— снижение нагрузки на других прокуроров окружной прокуратуры в связи с выполнением полномочий в несложных уголовных производствах и других незначительных делах прокурорами-стажерами;
4) установление двух стадий специальной подготовки:
— первичной, которая проводится в тренинговом центре прокуроров Украины, во время которой кандидаты изучают основы организации работы в органах прокуратуры, правила прокурорской этики и т.д.;
— стажировка, которая проводится в должности прокурора-стажера, на которую кандидат назначается по результатам конкурса по рейтингу кандидата, полученном по результатам квалификационного экзамена;
5) сокращение срока специальной подготовки;
6) унификация законодательного механизма специальной проверки прокуроров с соответствующим механизмом у судей, с одновременным устранением необходимости проводить такую проверку при подборе дважды;
7) принятие окончательного решения об успешности или неуспешности специальной подготовки, прекращение участия лица в подборе квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров (с возможностью судебного обжалования отрицательного решения); определение квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров органом, осуществляющим дисциплинарное производство в контексте положений Закона Украины “О прокуратуре”.
Указанная Комиссия уже существует как юридическое лицо, имеет надлежащую материально-техническую базу, урегулирование деятельности на уровне других законов и подзаконных нормативно-правовых актов, имеется значительный опыт ее функционирования и взаимодействия с органами прокуратуры и другими государственными органами и тому подобное.
Также с целью оптимизации структуры руководящего состава Офиса Генерального прокурора в проекте дополнительно предлагается уменьшить количество соответствующих должностей (вместо предусмотренных должностей двух первых заместителей и неограниченного количества заместителей установить, что Генеральный прокурор имеет первого заместителя и не более пяти заместителей, в том числе заместителя Генерального прокурора — руководителя САП).
Что было раньше
15 марта 2021 года начали свою работу новые окружные прокуратуры. В обновленных ведомствах будут работать прокуроры, которые успешно прошли аттестацию и доказали свою профессиональную компетентность и добродетель.
Напомним, в сентябре 2019 года Верховная Рада приняла проект закона 1032, которым внес изменения в некоторые законодательные акты Украины относительно первоочередных мер по реформе органов прокуратуры.