yes-gotovit-pravovie-osnovaniya-dlya-ostanovki-sudov-rossiiskogo-tenevogo-flota-smi

ЕС готовит правовые основания для остановки судов российского "теневого флота" - СМИ

 • 10134 переглядiв

ЕС готовит правовые основания для остановки по меньшей мере 16 подозрительных нефтяных танкеров, если они в будущем зайдут в Балтийское море, на фоне того, как угрозы, связанные с беспилотниками, увеличивают риски от разливов нефти и перерезания кабелей, исходящих от российского "теневого флота", сообщает EUobserver, пишет УНН.

Детали

Согласно внутренним документам, попавшим в руки EUobserver, ЕС планирует внести в черный список еще 120 российских нефтяных танкеров "теневого флота" в рамках 19-го пакета санкций. Таким образом, общее количество судов, включенных в список, достигнет 568.

Внесение в список запрещает им заходить в порты ЕС и вести бизнес с европейскими компаниями, такими как страховые компании или поставщики услуг бункеровки.

Черный список ЕС пока имеет ограниченный эффект, поскольку суда "теневого флота" вообще не заходят в порты ЕС и по-прежнему могут свободно проходить через балтийские воды стран ЕС, перевозя российскую нефть потребителям в Азии благодаря "праву мирного прохода", закрепленному в Конвенции ООН по морскому праву 1994 года (UNCLOS) и Копенгагенском договоре 1857 года.

Однако, согласно статье 110 UNCLOS, государства могут свободно перехватывать "проходящие" суда, если они "не имеют флага".

Согласно просочившимся документам ЕС, 16 из 120 новых списков имели "неопределенные" флаги.

Они также не имели настоящих флагов, согласно базе данных морской отрасли Eqasis.

16 судов без флага, которые называет ЕС, включали: Adonia, Apate, Apus, Aquilla II, Bolu, Briont, Ethera, Everdine, Leona, Manaslu, Myra, Nemrut, Omni (теперь называется Evali), Samos, Tagor и Tassos.

"Их остановка потребует смелости НАТО, а также соблюдения правовых норм", - пишет издание.

Что касается остальных 120 судов, которые будут добавлены в черный список ЕС, то основными странами, выдавшими флаги, не принадлежащие россии, стали Палау (13 судов), Панама (11) и Коморские Острова (7).

Азербайджан, Барбадос, Джибути, Габон, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гондурас, Гонконг, Либерия, Оман, Сан-Томе и Сьерра-Леоне выдали по одному или более флагов.

Однако, по словам Мишель Визе Блокман из лондонской консалтинговой компании Windward Shipping, государства ЕС и Великобритания также "прибегают к дипломатическому выкручиванию рук" к государствам, которые выдают флаги, чтобы те исключили суда, которые ЕС добавил в свой постоянно расширяющийся черный список.

"Если судно подпадает под санкции, Барбадос обычно исключает его из своего реестра. Раньше он имел более 100 танкеров, не входящих в черный флот, а теперь их около 25", - сказала она.

Габон также имел более 100 в 2024 году, а сейчас имеет около 25, тогда как Панама (второй по величине эмитент флага в мире) начала исключать суда, подпадающие под санкции, год назад, добавила она.

Это означает, что еще несколько из 120 танкеров, которые вскоре должны быть включены в санкционный список ЕС, вероятно, присоединятся к 16 танкерам без флага, потеряв защиту по UNCLOS, отмечает издание.

Это не означает, что они не попытаются обойти пути.

"Новой проблемой являются мошеннические реестры - люди, которые создают веб-сайты и выдают лицензии, а затем у нас есть суда под фальшивыми флагами, плавающие по европейским водам", - сказала Визе Блокман.

"Они фактически действуют беззаконно и вне международного порядка, основанного на правилах", - добавила она.

"Windward в настоящее время обнаружила 13 реестров под фальшивыми флагами, но мы оцениваем… 62% подсанкционных танкеров в нашем списке "темного флота" используют фальшивые флаги", - сказала она.

Внесение в черный список ЕС и "выкручивание рук" также не означает, что они будут полностью остановлены, сказал Дэвид Ослер из морской консалтинговой фирмы Lloyds' List, базирующейся в Лондоне.

Помимо портов и вод ЕС, в мире есть много портовых администраций, которым "наплевать" на правила, сказал он. "Их правительства хотят, чтобы страна забирала нефть, поэтому заходы в порт [судами без или под фальшивым флагом] разрешены", - добавил он.

Тем временем, как сообщается, новое внимание ЕС к правоприменению обусловлено тем, что, по расчетам Windward, осталось мало российских кораблей "теневого флота" для внесения в список. Но, со своей стороны, Украина хочет, чтобы ЕС добавил еще четыре судна в 19-й пакет мер в отношении россии: Anlan (Панама), Ionian Sailor (Панама), Oceanid (Панама) и New Pride (Либерия).

Большинство судов, на которые распространяются санкции, как указано, также были застрахованы маргинальными компаниями или имели поддельные страховые документы, а это означало, что государства ЕС должны были бы оплатить счета в случае разлива нефти.

"Если произойдет разлив нефти на 1 миллиард долларов, кто оплатит расходы?" - сказала Визе Блокман.

"Удачи вам в попытках получить это от того, кто владеет судном на бумаге — это, вероятно, номинальный директор, который не мог позволить себе 35 миллионов долларов, которые стоило судно, не говоря уже о возмещении убытков", — добавила она.

Корабли "теневого флота" также связывают с инцидентами с перерезанием кабелей и трубопроводов в Балтийском море. А тот факт, что танкер Boracay, задержанный Францией в среду, подозревался в запуске дронов, которые закрыли датские аэропорты накануне саммита ЕС на этой неделе, подчеркнул новую опасность — намеренное вооружение россией своего "теневого флота", пишет издание.

"Понятно, что датские службы безопасности активно расследуют возможность запуска дронов с одного из трех кораблей, которые находились поблизости в то время… Astrol-1, Oslo Carrier 3 и Boracay", — говорится в статье Lloyd's List от 30 сентября.

Задержанный во Франции танкер Boracay продолжил плавание, несмотря на подозрения в связях с "теневым флотом" РФ – DW03.10.25, 13:53 • [views_3141]

Реакция Украины

Реагируя на сообщения в СМИ, что ЕС готовит правовые основания для остановки судов российского "теневого флота", руководитель Офиса Президента Андрей Ермак отметил, что "наши прошлогодние санкционные предложения могут трансформироваться в решения".

"Использование механизма международного права и готовность стран НАТО обеспечить его выполнение — это ключевой сигнал для Кремля: его попытки обходить санкции не работают. Нужно быстрее ограничивать возможности России. Москва уже ведет гибридную войну против Европы, и здесь вопрос скорости играет существенную роль", — подчеркнул Ермак в Telegram.

Популярные
Новости по теме