Законопроект об отмене так называемых «правок Лозового» может быть принят с задержкой сроков, предусмотренных обязательствами, но решение будет взвешенное. Об этом сказала вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции - министр юстиции Ольга Стефанишина во время конференции «Вступление Украины в ЕС: формирование трансформационной повестки дня», передает УНН.
По «правкам Лозового» - это один из таких наиболее контроверсионных кейсов в парламенте. Я не могу делать предсказания на следующую пленарную сессию, но имею опыт предыдущих пленарных сессий. Мне стоило много эмоций и усилий работать над этим. Это трудное политическое решение, мы к нему придем. Возможно - это решение, к которому мы придем не в те дедлайны, которые предусмотрены обязательствами, но я считаю, что это очень важная дискуссия в парламенте. Я готова к тому, что возможно этот путь будет длиннее, но решение будет взвешенное,
Также она прокомментировала законопроект по реформированию АРМА.
Правительство внесло полностью согласованный с Европейской комиссией законопроект. Он предусматривает перезапуск этой институции, проведение аудита. Для нас это очень важно. Потому что институт был полностью создан на основе европейского регулирования, на основе европейского опыта. Я надеюсь, что комитет рекомендует законопроект для рассмотрения на следующей сессии. Мы фактически укладываемся в сроки,
Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук дополнил, что ВР активно работает по обоим вопросам.
Мы активно работаем над этим,
Дополнение
«Правки Лозового» предусматривают, что любое дело могут закрыть, если суд признает, что до предъявления подозрения конкретным лицам следователи или детективы вели расследование дольше определенного периода.
В 2023 году парламент принял законопроект №10060 о независимости Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), но только с «очень частичной» отменой некоторых норм «правок Лозового».
В декабре 2024 года Кабинет министров внес законопроект, который предусматривает исключить норму, по которой уголовное производство закрывается в случае, если после сообщения лицу о подозрении истек срок досудебного расследования, кроме случая сообщения лицу о подозрении в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни и здоровья человека.
Впоследствии в Верховную Раду подали еще 3 альтернативных законопроекта. В частности, Национальное антикоррупционное бюро Украины и Специализированная прокуратура поддержали законопроект №12367-3, который направлен на повышение эффективности досудебного расследования и обеспечения неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения.
В НАБУ указывают, что законопроект предусматривает важные изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины, в частности:
отменяет норму о закрытии уголовного производства из-за истечения сроков досудебного расследования, что позволит исключить ситуации, когда лица избегают ответственности из-за формальных сроков, даже в случаях, когда им сообщено о подозрении.
Это особенно важно для расследования тяжких и особо тяжких преступлений; позволяет руководителю САП продлевать сроки досудебного расследования без необходимости обращения к следственному судье, что делает невозможным автоматическое закрытие производств из-за формального окончания срока расследования;
- предоставляет САП право создавать совместные следственные группы по делам НАБУ, что позволит быстрее раскрывать сложные коррупционные схемы, совершенные в разных юрисдикциях;
- урегулирует вопрос экстрадиции в коррупционных преступлениях: запросы о выдаче лиц, подозреваемых в уголовных производствах НАБУ, отныне смогут направлять как генеральный прокурор, так и руководитель САП.
- Это ускорит процесс возвращения лиц в Украину для привлечения их к ответственности.
