Украинская Фемида под колесами шведского грузовика: эксперт о судебном конфликт Scania против украинского дилера

Украинская Фемида под колесами шведского грузовика: эксперт о судебном конфликт Scania против украинского дилера

Киев  •  УНН

 • 29675 просмотра

КИЕВ. 18 июня. УНН. Суд шведского гиганта Scania против бывшего дилера украинского предприятия “Журавлына” вышел на завершающую стадию: на следующей неделе Северный апелляционный суд уже может решить судьбу 123 млн грн. Политолог Виталий Бала в комментарии УНН рассказал, какая существует вероятность того, что политическое лоббирование интересов Scania повлияет на суд и принесет шведской компании выигрыш в апелляционной инстанции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мне стыдно за ваши действия: экс-глава Scania Украины выступил в защиту украинский в конфликте против шведского импортера грузовиков

Да, этот судебный процесс имеет особое значение для Scania из-за того, что шведская компания судится с еще одним бывшим дилером “Проскан” на 169 млн грн. Поэтому неудивительно, что сейчас большая международная компания, которая имеет связи в украинских политических кругах, использует все возможное для политического лоббирования своих интересов.

Политолог Виталий Бала отмечает, что практика давления на суд из высших кабинетов украинской власти, к сожалению, до сих пор не отошла в прошлое.

Цитата

“Я не верю, что практика давления на суды отошла в небытие, у нас пока судебной реформы нету, у нас судьи так или иначе зависимы, их же назначает указами президент пожизненно. То есть, к сожалению, пока не будет судебной реформы, говорить о том, что все судьи абсолютно независимы, я не вижу смысла”, — отметил он.

Детали

Среди главных лоббистов на политическом уровне интересов шведской компании выступает посол Швеции Тобиас Тиберг, который сейчас, кстати, активно участвует в совместных публичных мероприятиях с представителями Офиса Президента и Первой леди Еленой Зеленской.

“Scania очень серьезная компания, которая не только в Швеции, но и в мире известна. Посольство, конечно, сейчас выполняет определенные функции, защищать интересы своих — это нормально. Но только при условии, что это просто защита и поддержка, а не давление на суд”, — отметил политолог.

Виталий Бала не исключил, что посол Швеции Тобиас Тиберг вполне имел возможность кулуарно просить содействия в высших властных кабинетах для решения судебного конфликта в пользу шведской компании Scania.

“Да и само присутствие посла или представителей посольства на суде — оно так или иначе влияет. Но, думаю, те же судьи, которые будут выносить решения, также видят такое опосредованное давление. Думаю, что такими мерами Scania могут рассчитывать, что будет принято нужное им решение”, — подчеркнул Бала.

Однако, резюмируя, политолог все же предположил, что судебный процесс имеет все шансы завершиться справедливым и беспристрастным решением судей.

“Будем надеяться на добропорядочность наших судов”, — отметил он.

Политическое лоббирование интересов Scania

После проигрыша в суде первой инстанции своему бывшему украинскому дилеру “Журавлына”, шведский производитель грузовиков Scania подключил все доступные политические инструменты влияния на государственный аппарат и судебную власть. Так, позицию Scania в прессе неоднократно озвучивал посол Швеции в Украине Тобиас Тиберг, называя украинскую систему правосудия коррумпированной, из-за чего дальнейшие шведские инвестиции могут оказаться под вопросом.

Scania Украина также заручились поддержкой народных депутатов из “Слуги народа”, в частности, председателя Временной специальной комиссии (ВСК) по вопросам защиты прав инвесторов Галины Янченко, которая в своем блоге четко озвучивает позицию только шведской компании и свои сомнения в беспристрастности суда первой инстанции.

Даже во время судебного процесса Scania устроила бесплатный тест-драйв, экскурсию и “обед в кругу друзей единомышленников” народным депутатам от “Слуги народа” председателю Временной специальной комиссии (ВСК) по вопросам защиты прав инвесторов Галине Янченко и Денису Маслову. После чего “слуга народа” Галина Янченко в который раз публично в судебном споре двух инвесторов — украинского и иностранного — поддержала шведскую Scania.

Scania даже сделала попытку пожаловаться Министерству юстиции и пригрозить международными судами из-за решения украинского суда первой инстанции не в их пользу.

Стоит отдать должное беспристрастности Минюста: в ведомстве подчеркнули, “что независимость и неприкосновенность судей гарантируется Конституцией и законами Украины, а влияние на судей любым способом запрещается”, поэтому “Министерство не имеет права влиять на судебные органы и на судебный процесс”.