"Инвестиционный магнит": эксперты о топовых инвестиционных проектах Украины

"Инвестиционный магнит": эксперты о топовых инвестиционных проектах Украины

Киев  •  УНН

15 октября 2020, 09:05 • 45535 просмотра

Президент Украины Владимир Зеленский предоставляет инвестиционной политике приоритетное значение, создавая необходимые предпосылки для привлечения финансирования в развитие страны.

КИЕВ. 15 октября. УНН. В рамках спецпроекта "Инвестиционный магнит" УНН решил выяснить у экспертов и компетентных специалистов, как они оценивают в целом инвестиционную политику государства, кого бы среди представителей исполнительной ветви власти назвали самым активным "магнитом" для привлечения инвестиций, а также - какие инвестиционные проекты стали, по их мнению, самыми успешными. Экспертные мнения будут дополняться по этой ссылке. Впоследствии УНН подготовит ТОП-3 самых успешных проектов и персон в сфере инвестиционной политики Украины по мнению экспертов.

Специалист в сфере транспорта Богдан Долинце рассказал УНН о своем собственном рейтинге самых эффективных исполнителей в области привлечения инвестиций в развитии государства, а также назвал главный инвестиционный проект года.

"В рамках того, что я наблюдал, то, наверное, наиболее эффективной является работа офиса вице-премьера, так как одним из его функциональных направлений является сопровождение и привлечение инвестиций. И даже если мы говорим о каких-либо инвестиционных проектах, то они координируются и проходят через этот офис", - отметил Долинце.

Однако он считает, что значительная роль в привлечении инвестиций лежит также и на отдельных министерствах, которые вносят значительный вклад для улучшения инвестиционного климата государства в пределах президентской программы.

"Если, например, говорить с точки зрения инфраструктуры транспорта, то все же значительная доля профильного министерства. В Министерстве инфраструктуры даже есть отдельный проектный офис для создания важных проектов государственного и частного партнерства. Некоторые проекты реализовывались при прежних министрах, а целый ряд воплощается в жизнь сейчас при каденции действующего министра Криклия", - рассказал он.

Важным в сфере инвестиционной политики эксперт считает реализацию объемного проекта по концессии портов, который успешно стартовал с политической воли Президента Украины Владимира Зеленского и был воплощен меньше чем за год министром инфраструктуры Владиславом Криклием.

По мнению эксперта, столько совместной работы, сколько было вложено в концессию портов за год Министерством инфраструктуры, можно вместить в целых пять лет непрерывной работы.

"О концессии портов в первую очередь говорю, потому что в этих вопросах есть активное сопровождение, и если сравнить работу над этим проектом с реализацией, которая сейчас практически происходит, то прошло пять лет полноценных, а не год. Это на самом деле такая мощная совместная работа", - подытожил эксперт.

Политический аналитик Александр Кочетков в свою очередь считает лучшим "инвестиционным магнитом" самого Президента Владимира Зеленского.

"В общем, в этом смысле лучший - Президент Владимир Зеленский. Он больше этим занимается, но больших инвестиций в Украину пока, к сожалению, нет.

Второй, по моему мнению, - это министр инфраструктуры Владислав Криклий. Он пытается привлечь инвестиции в смысле успешных проектов портов и их концессии.

Третий - это министр финансов Сергей Марченко, который определенным образом является эффективным в сфере инвестиций", - считает эксперт.

Политический эксперт Кирилл Молчанов считает, что вопрос увеличения инвестиций в развитие государства возлагается в первую очередь на правительство, но им не ограничивается.

"У нас есть Офис простых решений и результатов, там где Саакашвили, у нас правительство также должно создавать инвестиционный климат. У нас есть министр инфраструктуры (Владислав Криклий - ред.), он создает инвестиционный климат, реализует концессию портов. Также, теоретически это относится к границам министра финансов Сергея Марченко. Инвестиционный климат - это и к парламенту относится - принимать законы соответствующие, снижать налоги, работать над новыми реформами, чтобы инвестиции были защищены. Поэтому выделить кого-то одного сложно, потому привлечение инвестиций - это коллективная работа всего государственного механизма", - уверен он.

Народный депутат Владимир Крейденко назвал инвестиционным "магнитом" самого Президента Украины Владимира Зеленского. Нардеп считает, что именно президентская активная и умеренная деятельность в стимулировании развития инвестиционной политики государства стала основой для ряда важных инвестиционных достижений.

"За каденцию президента Зеленского я могу выделить ТОП-5 лучших инвестиционных достижений, в частности, первое - открытие рынка земли, второе - приватизация государственных предприятий, третье - внедрение закона о легализации игорного бизнеса, четвертое - передача в концессию портов, пятое - демонополизация и разгосударствление спиртовой отрасли", - рассказал Крейденко.

Как и большинство экспертов, нардеп Владимир Крейденко считает, что концессия портов за время каденции Владимира Зеленского стала одним из самых успешных проектов в сфере привлечения инвестиций в государственный сектор.

"Передача портов в концессию - это огромный шаг для развития отрасли. Он может обеспечить сокращение государственных выплат на содержание инфраструктурных объектов, зато они будут развиваться за счет компании, с которой был заключен концессионный договор. Недавно мы передали в концессию порт "Ольвия" катарской компании. В свою очередь, она должна будет вложить в развитие объекта около 3,4 млрд грн. Также поступления получат государство, и, непосредственно, город Николаев, где находится сам порт", - рассказал Крейденко.

Политолог Сергей Быков считает, что в вопросе инвестиционных "магнитов" в первую очередь стоит отметить работу министра финансов Сергея Марченко и министра инфраструктуры Владислава Криклия.

"В первую очередь тут можно отметить Марченко как профильного министра, с одной стороны, где идет работа по привлечению инвесторов. С другой стороны, очень важно отметить министра инфраструктуры Владислава Криклия. Поскольку сейчас активно продвигается история с концессиями, и, собственно, это тот путь, который привлечет деньги в украинский транспорт, украинскую инфраструктуру и позволит возродить транспортный потенциал, который, к сожалению, за последние 6 лет, до прихода Криклия пытались всячески уничтожать", - рассказал Быков.

Политолог акцентирует внимание на том, что отсутствие взаимоотношений, которые бы регулировали дорожные отношения между Украиной и другими странами, уменьшили грузопоток, что отразилось и на экономике страны в том числе.

"Мы поругались со странами-соседями, соответственно, наши грузы меньше возили, а теперь все совсем по-другому. Сама транспортная инфраструктура была в никудышнем состоянии, а сейчас, когда Криклий стал основным локомотивом концессий, можно говорить, что в транспорт привлекаются инвестиции. И та инфраструктура, которая управлялась неэффективно, она сейчас под качественным управлением", - уверен Быков.

Экономический и политический эксперт Александр Охрименко в унисон с большинством экспертных мнений назвал концессию портов лучшим инвестиционным проектом года.

"Концессия портов - однозначно один из лучших инвестиционных проектов. Будем надеяться, что будет продолжаться практика. Это, пожалуй, единственный, который прямо уже реализовали. Но этот год не очень богат завершенными инвестициями, есть те, которые в процессе. Вот в августе, например, было сообщение, что чешский концерн Witkowitz инвестирует 50 млн евро в "Южмаш" для создания на его базе новых производственных мощностей. Будем надеяться, что удастся реализовать этот проект", - отметил он.

Также Охрименко сообщил, что благодаря крупным аграрным компаниям происходит стимулирование машиностроительной отрасли в Украине.

"У нас на сегодня крупные аграрные компании заказывают транспорт для перевозки зерна, масел и т.д. и строится, соответственно, морской и речной транспорт, вагоны для перевозки. Таким образом возрождается машиностроение в Украине по заказу аграрных компаний. Будем надеяться, что со временем еще будем поезда делать, потому что разговоры есть о том, что можно организовать совместно с европейскими компаниями", - рассказал эксперт.

Напомним, в сентябре 2019 года Президент Владимир Зеленский поручил министру инфраструктуры Владиславу Криклию передать в концессию два украинских портах "Ольвия" и "Херсон", что было успешно реализовано досрочно.

"Ольвия", в частности, передана катарской компании, которая взяла на себя обязательства инвестировать в порт 3,4 млрд грн и еще 80 млн грн - в инфраструктуру Николаева. В то же время, платеж государству составит 80 млн грн с учетом индексации и 0,75% от чистого дохода концессионера, что в 16 раз больше, чем прибыль порта за прошлый год.

По словам министра Криклия, в концессию планируется передать порты, вокзалы, аэропорты и дороги.

Справка УНН: Концессия - временное платное владение объектами, принадлежащими государству или территориальной общине. Концессия предполагает обязательные платежи и другие материальные блага в пользу государства со стороны концессионера.