Как киевские чиновники пытаются заработать 50 миллионов на закупке "скорых"

Как киевские чиновники пытаются заработать 50 миллионов на закупке "скорых"

Киев  •  УНН

 • 1000046 просмотра

КИЕВ. 22 июня. УНН. В начале июня “Киевмедспецтранс” сообщил, что закупает почти 40 новеньких “скорых” менее чем за 93 млн грн, фактически – по довоенной цене. Однако через полторы недели коммунальная организация изменила свою позицию и отдала предпочтение производителю, предложившему на тендере самую высокую цену – более 147 млн грн.

“Киевмедспецтранс” объявил тендер на закупку 30 “скорых” типа В и 8 реанимобилей типа С для киевских больниц 1 июня. В тендере приняли участие три производителя: “Автоспецпром”, “Види Юникомерс” и “Ксенко Авто Продакшн”. Самую низкую цену – 92,8 млн грн – предложило ООО “Автоспецпром”. Но в итоге заказчик отказался заключать соглашение с победителем из-за якобы “несоответствия технических характеристик предложения запросу заказчика”. Проблема в том, что такие действия не соответствуют принципам работы Prozorro.

Тендер проводился не по принципу открытых торгов, а на основе запроса цены предложения. Это означает, что каждый участник тендера заранее прошел аккредитацию в ГП “Медицинские закупки” и был определен последним как квалифицированный поставщик определенной категории товаров, который может удовлетворить все требования заказчика. Проще говоря, все три компании предлагают продукцию, которая соответствует требованиям качества, централизованно определенным ГП “Медицинские закупки”, а другим заказчикам остается только запросить цену на товар и определить сроки и место поставки.

Хотя Prozorro автоматически определяет победителя по самой низкой предложенной цене, система не может самостоятельно “закрыть” тендер. Окончательное решение остается за участником, именно он подтверждает возможность поставить предложенный им товар по определенной цене. И такую возможность “Автоспецпром” подтвердил. Об этом свидетельствует запись в хронологии тендера на Prozorro и публикация намерения “Киевмедспецтранс” заключить договор с ООО “Автоспецпром”. То есть чиновники коммунальной организации проверили, что им подходит товар, который содержится в электронном каталоге на Прозорро Маркет, сделали запрос цены на товар, получили предложение, признали производителя победителем тендера и предложили ему заключить соответствующее соглашение.

Но когда представители компании-победителя тендера прислали договор на подпись, то в ответ кроме отказа получили еще и нарекания на отсутствие в спецификации оборудования, которое, по мнению коммунального учреждения, должно быть в “скорых” согласно медико-техническому заданию (МТЗ). Но даже если опустить тот факт, что конкретного МТЗ от “Киевмедспецтранса” на тендере вообще не может быть, поскольку такие требования формируются ГП “Медицинские закупки”, есть еще одна деталь. Этот перечень оборудования почти полностью совпадает с предложением компании, которая предложила самую высокую цену на тендере – “Ксенко Авто Продакшн”. То есть чиновники “Киевмедспецтранса” сознательно решили потратить на 50 млн больше на закупку таких же “скорых”, но дороже.

Здесь следует заметить, что процедуры Prozorro четко регламентированы. По версии “Киевмедспецтранса”, представители “Автоспецпрома” так и не прислали им договор в том виде, который можно было бы подписать. В случае, если победитель тендера с лучшим ценовым предложением не заключает договор с заказчиком в определенный срок, система выбирает следующую наиболее выгодную цену, а таким было предложение на 142 миллиона от другого производителя, участвовавшего в тендере, компании “Види Юникомерс”. Зато аукцион был отменен “Киевмедспецтрансом” вообще, хотя даже экономия в 7 миллионов гривен – это возможность закупить еще два дополнительных реанимобиля или три линейные “скорые”.

Не надо быть следователем НАБУ или ГБР, чтобы понять логику того, что происходит на наших глазах. Сначала коммунальщики сформировали тендер, как того требуют Минздрав и ГП “Медицинские закупки Украины”, чтобы у высшего руководства не возникло сомнений в прозрачности закупки. Затем несколько раз громко заявили о невероятно выгодной цене, за которую город получит такие необходимые “скорые”, чтобы общественность была убеждена, что ее налоги используются наилучшим образом. А на последнем этапе “слили” тендер из-за надуманных несоответствий и заключили контракт с компанией, которая предложила на “скорые” на 54 миллиона дороже.

Вот только ситуация, когда коммунальное учреждение отказывается от самого дешевого предложения в пользу самого дорогого и апеллирует при этом к требованиям, которые не были указаны в тендерной документации, выглядит, как коррупционный сговор. А после истории с закупкой барабанов в укрытие это также является свидетельством о системной коррупции в киевской власти.