"Люстрационный" закон в Украине не соответствует Конституции, а в КСУ отсутствует воля это признать — Ставнийчук
Киев • УНН
КИЕВ. 18 октября. УНН. Действующий Закон "Об очистке власти" не соответствует европейским стандартам и не отвечает Конституции Украины. И два вывода Венецианской комиссии это подтверждают. Увы, но у Конституционного суда Украины пока так и не хватило правовой воли это признать. Об этом в комментарии УНН рассказала член Венецианской комиссии в 2009-2013 годах Марина Ставнийчук.
"Моя позиция (по отношению к люстрации, - ред.) сформирована достаточно давно, еще когда был принят Закон "Об очистке власти". Она заключается в том, что таким способом, как сегодня регулируется вопрос - практически отстранение людей и лишение их права или доступа к профессии, права на труд по политическим мотивам, причем без введения персональной юридической ответственности, - он не соответствует европейским стандартам и не отвечает Конституции Украины.
Собственно говоря, два вывода Венецианской комиссии в этом вопросе утверждают именно это. Сначала был абсолютно категоричный вывод Венецианской комиссии, затем власть Порошенко начала работать с Венецианской комиссией, и они несколько смягчили свои позиции. Тем не менее, позиция все равно остается такой, и даже было несколько резолюций Парламентской ассамблеи Совета Европы, которые призвали Украину, под угрозой прекращения полномочий делегации, исправить ситуацию с так называемой люстрацией в Украине", - рассказала она.
По словам Ставнийчук, пока никто к европейским структурам так и не прислушался, хотя уже есть даже решение ЕСПЧ по искам люстрированных экс-чиновникив.
"...но, до сих пор нет решения КСУ, уже более 4 лет соответствующее представление о неконституционности закона "Об очистке власти" лежит. В нарушение всех процедур и всех сроков Конституционный суд Украины так и не принимает соответствующее решение, и это очень негативно влияет на всю ситуацию в решении этого вопроса", - считает юрист.
Ставнийчук убеждена, что закон "Об очистке власти" не содержит юридической логики.
"Для меня совершенно очевидно, что такой закон должен быть признан утратившим силу. Более того, украинское государство, возможно с тяжбой к третьим лицам, которые приняли соответствующее решение (о люстрации, - ред.), должно будет компенсировать людям (люстрованным , - ред.) их незаконное отстранение", - пояснила она.
Эксперт предположила, что при таких условиях украинская власть может опасаться признавать люстрацию незаконной.
"Ведь сегодня уже звучат предложения: давайте введем люстрацию для тех, кто работал во времена президентства Порошенко. И я понимаю, что это до бесконечности может продолжаться. Государство же от таких вещей теряет авторитет, и вообще теряется государственность. Мы с такими политическими играми теряем украинское государство, это уже очевидно", - отметила Ставнийчук.
Наконец, она отметила, что КСУ в процессе принятия решения в вопросе люстрации, должен опираться и на решение ЕСПЧ, и на позиции Венецианской комиссии.
"КСУ, в принципе, в последние годы намерен демонстрировать то, что он использует доктрину дружественного отношения к международному праву, к европейским стандартам. И понятно, что при осуществлении конституционной юрисдикции в связи с этим, Суд должен применять и решение ЕСПЧ по правам человека и позиции Венецианской комиссии в качестве главного экспертного органа в области конституционного права ЕС, Совета Европы и так далее.
Но я вам еще раз говорю: сколько лет КСУ вообще не решает это дело, никак и ни на что не ссылаясь... У них нет правовой свободы и осознания своей ответственности за то, что именно КСУ в таких важных вопросах должен действовать таким образом, в пределах и на основании закона", - резюмировала Ставнийчук.
Как писал УНН, ЕСПЧ принял решение в пользу пяти украинских люстрованих чиновников.
Суд по делу "Полях и другие против Украины" единогласно постановил, что имели место:
- нарушение пункта 1 статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции о правах человека в связи с длительностью рассмотрения по национальным делам первых трех заявителей;
- нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Конвенции в отношении всех пяти заявителей.
При этом, в апреле на рассмотрении в Европейском суде по правам человека находилось не менее 122 жалоб против Украины относительно люстрации.
Конституционный суд Украины, в свою очередь, анонсировал рассмотрение вопроса конституционности Закона Украины "Об очистке власти" в закрытом режиме, и может вынести свое решение по этому поводу в ближайшее время.
Согласно прогнозам директора по научной развития Центра политико-правовых реформ Николая Хавронюка, КСУ, скорее всего, отменит часть положений украинского "люстрационного" закона.