Куницкий давит на газ

Куницкий давит на газ

Киев  •  УНН

 • 27422 просмотра

Как и в чьих интересах нардеп "Слуги народа" пытается повлиять на рынок газобаллонного оборудования для автомобилей (ГБО)

КИЕВ. 18 сентября. УНН. Уже в течение полугода Александр Куницкий вместе с коллегой по фракции Александр Дубинский нередко наведываются к министру Криклия как в Министерстве, так и в парламенте. Интересует их одно: сертификация автомобилей с ГБО. Харьковский нардеп даже инициировал открытие Государственным бюро расследований уголовного производства в отношении возможных злоупотреблений на этом должностными лицами Мининфраструктуры, пишет СлидствоИнфо .

"Я тебя сколько раз просил: отмены хрень с газом. Люди воют! Как не понятно? ", - кричал в июле народный депутат от" Слуги народа "Александр Куницкий министру инфраструктуры Владиславу Криклию. Так он пытался убедить последнего, что введение с конца 2019 сертификации автомобилей с газобаллонным оборудованием (ГБО) является коррупционной схемой и монополизацией рынка.

Ранее мы уже писали о заинтересованности Куницкого, известного также как видеоблоггер под псевдонимом "zpsanek", в сетях зарядных станций для электромобилей. Оказалось, что нардеп неравнодушен и к другой касательной к автотранспорту сферы.

Как мы узнали, народный избранник не просто "боролся за справедливость". Он отстаивал интересы так называемой "Украинской газомоторного ассоциации", лично отмечая это в своих депутатских обращениях и запросах.

Эта ассоциация довольно специфична. Ее соучредителем является компания с оффшорным корнями, которую предположительно использовали в схеме по перерегистрации автомобилей на основании фиктивных документов. Глава этой организации, житель Харькова Степан Ашрафьян тесно связан (хотя и не афиширует этого) с семьей харьковских предпринимателей Костанян, которая развивает бизнес по продаже, установке и обслуживанию газобаллонного оборудования. Причем не только на территории Украины - но и в Российской Федерации. Их украинский бизнес попадал в поле зрения правоохранителей из-за возможного пользования услугами конвертационных центров.

Впрочем, к организациям, коррумпированность которых намекает Куницкий, вопрос тоже.

ВЫГОДНО. РИСКОВАННО

Сергей Трапезенко из Николаева приобрел автомобиль в начале августа 2018 года. И уже через три недели повез свой ВАЗ в мастерскую, где за 5500 гривен и несколько часов ему установили газобаллонное оборудование. Сергея можно понять: если сейчас средняя цена литра бензина А-95 составляет чуть более 23 гривен, дизтоплива 22,5, то газа - 12 гривен. Поэтому неудивительно, что рынок газобаллонного оборудования в Украине стремительно развивается. По данным "Консалтинговой группы А-95", с 2015-го по 2019-й годовое потребление сжиженного газа в Украине выросло почти вдвое - до более 2 миллионов тонн.

Динамика потребления автогаза в 2015-2019 годах в тысячах тонн. Инфографика "Консалтинговой группы А-95"

Вскоре в дороге Трапезенка постигла неожиданность: под капотом его автомобиль загорелся. Он вызвал "чрезвычайников", которые составили акт, где причиной пожара назвали утечку газа с только что установленной системы ГБО. Сергей обратился к мастеру, который устанавливал систему, с просьбой компенсировать ему убытки - однако получил отказ. И обратился в суд.

Рассматривая дело, Заводской райсуд Николаева опирался на выданный мастером так называемый акт технической экспертизы, который якобы подтверждал безопасность конструкции. Этот документ недавно был получать каждый, кто устанавливает ГБО на свой автомобиль. Выдавали акт те же станции технического обслуживания, и устанавливали систему. За услугу брали несколько сотен гривен.

Впрочем, наличие документа (а также заключения эксперта, который подтвердил, что возгорание произошло из-за утечки газа) не убедили судей. Те решили, что установить виновных не удалось. Только в апелляции человек таки получил решение в свою пользу: суд заставил установщиков ГБО выплатить 28 000 гривен компенсации Трапезенку за повреждение автомобиля и 14 000 - на покрытие судебных издержек.

В судебном реестре можно найти еще немало подобных случаев. Например, с одесситом Владимиром Дубовым, Opel Omega которого летом 2016-го вскоре после установки ГБО почти полностью сгорела. Или с киевлянином Игорем гибкий, который в мае того же 2016 установил в одном из сервисных центров города ГБО на свою Skoda Octavia. В конце месяца Skoda сгорела во дворе - и суд решил взыскать с тех, кто установил газобаллонное оборудование, более 212 000 гривен материальной и 5000 гривен морального ущерба.

На фоне с возгоранием оборудованных ГБО автомобилей было решено внести изменения в процедуру установки ГБО. С конца 2019-го вместо актов владельцы автомобилей должны получать сертификаты, которые выдают независимые от исполнителя работ компании. Сервисные центры МВД с января принимают только их.

Исчерпывающий перечень организаций, имеющих право проводить сертификацию, приведен на сайте Мининфраструктуры. Процедура может длиться целый день и стоит около двух-трех тысяч гривен.

В Министерстве считают, что новое требование позволит сделать транспорт на газе безопасным. Однако именно против этого требования выступает союз "Украинский газомоторного ассоциация", которая объединяет, среди прочих, компании-установщиков ГБО. "Навязываемая система сертификации не имеет каких-либо основания, действующим законодательством не регламентирована, не имеет каких-либо содержательного наполнения, является искусственной надстройкой, которая направлена исключительно на увеличение стоимости услуг по оценке соответствия потребителей и направления финансовых потоков через несколько коммерческих структур - органов сертификации, которые фактически не оказывают какого-либо услуг ", - говорится в заявлении ассоциации. Также в союзе считают, что структуры, которые получили право выдавать сертификаты на ГБО, якобы связанные с должностными лицами Мининфраструктуры.

В лице нардепа Александра Куницкого "Украинская газомоторного ассоциация" нашла себе верного союзника.

лоббистской ДОРОГОЙ

Первое адресовано Мининфраструктуры обращение по поводу сертификации ГБО Александр Куницкий написал еще в конце января 2020 года, говорится в ответе министерства на наш запрос. В документе, который есть в нашем распоряжении, нардеп ссылается на письмо "Украинская газомоторного ассоциации" за подписью Степана Ашрафьяна.

В своем обращении Куницкий указывал на недостаточное количество органов сертификации, которые якобы было три, и просил решить ситуацию. В Министерстве ему ответили, что на самом деле органов сертификации 11 (сейчас их 10, список можно увидеть по ссылке выше - Ред.) И они имеют разветвленную систему из около двух сотен испытательных пунктов.

В марте нардеп вдруг написал обращение министру инфраструктуры. Требование было конкретная и проще: формально вернуть старую систему. В министерстве ему ответили, что сертификация ГБО необходима, а нововведения украинскому законодательству не противоречат.

После этого депутат решил переместить коммуникацию с министром инфраструктуры по этому вопросу в публичную плоскость. Так, 20 апреля в Facebook появилось видео визита Александра Куницкого и его коллеги по фракции Александра Дубинского в Министерство инфраструктуры к министру Криклия. На записи харьковский нардеп заявляет о монополизации рынка сертификации ГБО компаниями, которые якобы связаны с чиновниками Мининфраструктуры.

Также депутат инициировал открытие Государственным бюро расследований уголовного производства "о возможных неправомерных действий должностных лиц Министерства инфраструктуры Украины при сертификации транспортных средств". Об этом в Facebook сообщил его коллега Александр Дубинский.

Впоследствии Куницкий еще несколько раз подходил на разговор с Криклием в стенах Верховной Рады, когда последний туда наведывался. После одной из таких дискуссий депутат начал сбор подписей об увольнении Криклия с должности.

Julkaissut Alexander Kunitsky Maanantaina 6. heinäkuuta 2020

"Украинская газомоторного ассоциация" на своей Facebook-странице регулярно дублировала сообщения Куницкого.

"Верные соратники" С БИЗНЕСОМ В РОССИИ

Основателем этой ассоциации, согласно реестру общественных объединений, является фирма "Лайт Сервис Украина". Как мы обнаружили в судебных документах, акт технической экспертизы на авто Сергея Трапезенка, о котором мы рассказывали ранее, выданный от имени именно этой компании. Ее владельцем в реестре указано юрлицо с Сейшельских островов.

В состав этой ассоциации входят несколько компаний, а формально структуру возглавляет Степан Ашрафьян. Он с прошлого года официально владеет знаком проекту. "Слидство.Инфо" выяснило, что Ашрафьян тесно связан с семьей харьковских предпринимателей Костанян и их бизнесом - который, собственно, касается ГБО.

Возглавляет семейство 71-летний житель Харькова Ашот Костанян, который имеет также российское гражданство. В Украине он официально владеет компанией "Эфкас-2", совладельцем которой является его сын Константин. Эта фирма работает под брендом Kosta Gas и специализируется на продаже и установке ГБО. Константин Костанян фигурировал как коммерческий директор Kosta Gas, а также он якобы является учредителем сети сервисных центров по установке газобаллонного оборудования Pride Gas. Эти две компании позиционируют себя как ведущие игроки на рынке ГБО в Украине.

Ранее в видеороликах как основатель Pride Gas фигурировал брат Константина Костанян Эдуард. Как удалось выяснить, вместе с отцом Эдуард был совладельцем двух российских фирм, зарегистрированных в Воронеже - российском областном центре в 300 километрах от Харькова.

Последняя российская фирма, которая принадлежала Эдуарду Костанян, имела созвучную украинской сети название "Костагаз". Ее создали 2014 года - впрочем, летом 2019-го фирма была ликвидирована.

Украинский Kosta Gas 2014 участвовала в российской выставке газобаллонного оборудования GasSuf, которая проходила в Москве. Об этом компания сама отчиталась, в декабре 2014-го опубликовав фото на своей Facebook-странице. К тому времени Россия уже оккупировала Крым и начала вооруженную агрессию на востоке Украины. Судя по снимкам, в выставке в Москве принимал участие Константин Костанян.

В разговоре с "Слидством.Инфо" он утверждает, что сейчас бизнеса в России у них нет. Хотя на официальном сайте компании Kosta Gas указано, что фирма осуществляет продажу ГБО в том числе и в РФ.

Степан Ашрафьян - "друг и верный соратник" Константина Костанян. По крайней мере, так последний писал несколько лет назад. На его странице в Facebook мы наткнулись на совместные с руководителем "Украинской газомоторного ассоциации" фото. Примечательно, что сразу после разговора журналиста с Константином эти снимки со страницы исчезли.

Но мы успели их зафиксировать. Слева - Константин Костанян, справа Степан Ашрафьян

В комментарии "Слидству.Инфо" Костанян отмечает, что в настоящее время связь с Ашрафьяном не поддерживает и к деятельности "Украинский газомоторного ассоциации" не причастен. "Когда он у меня работал, года четыре назад. Мы спокойно разошлись ", - говорит он.

Впрочем, Ашрафьяна можно заметить на снимках, которые публиковала на своей Facebook-странице компания Kosta Gas. Там он стоит на фоне плаката и наряду с работниками Pride Gas. Фото датированы, в частности апрелем-маем 2017 года, когда "Украинская газомоторного ассоциация" создавалась, и январем 2018 года, когда сообщество уже существовала.

Также, как мы заметили, Костанян в прошлом публиковал в Facebook сообщение ассоциации с призывом устроить акцию протеста против повышения акциза на газ. Еще раньше он озвучивал тезисы, созвучные с риторикой ассоциации. В частности, призвал бойкотировать цену на газ, пока она "не будет адекватной".

"Эфкас-2", которая работает под брендом Kosta Gas, фигурирует в нескольких уголовных производствах. Согласно им, эта фирма якобы пользовалась услугами конвертационных центров. Заметим, что обычно такие структуры, которые состоят из ряда фиктивных фирм, используют для уклонения от уплаты налогов или отмывания денег.

Последние решения по уголовным делам, где фигурирует "Эфкас-2", датированные 2017-м годом. Как уверяет Константин Костанян, пока у правоохранителей нет до них никаких вопросов.

Мы пытались получить и комментарий Степана Ашрафьяна по поводу связей с бизнесом Костанян, а также отстаивание Александром Куницким интересов ассоциации. В телефонном разговоре с журналистом человек сказал отправить вопрос на электронную почту - однако на просьбу предоставить ее адрес не ответил. Очередной телефонный вызов Ашрафьян сбросил.

Александра Куницкого об отстаивании интересов "Украинская газомоторного ассоциации" мы стремились расспросить также. После двух дней тщетных звонков (Куницкий не принимал вызовов), журналисты "Слидства.Инфо" прислали ему вопросы WhatsApp. Народный депутат получил их в мессенджере, но не прочитал.

Возможно, он помог бы нам проверить обоснованность своих обвинений. Так, в разговорах с Криклием Куницкий вспоминает фамилии Щелкунова и Щедрова. Мол, жена первого контролирует одно из лицензированных для сертификации предприятий.

Очевидно, речь идет о руководителе директората по безопасности на транспорте Антона Щелкунова - однако его жена, согласно декларации, никакого бизнеса нет. Хотя в 2017 году подчиненный Щелкунова получал зарплату в компании "Укр-Тест-Стандарт", теперь занимается сертификацией ГБО. В том же году он перешел на работу в Государственную службу по безопасности на транспорте.

Относительно фамилии "Щедров" министр Криклий ответил, что только слышал. Лица с такой фамилией среди работников Мининфраструктуры мы не нашли. В то же время человек, которого зовут Игорь Щедров, ранее был владельцем "Укр-Тест-Стандарта".

Мы направили запрос в Министерство инфраструктуры с просьбой прокомментировать возможное воздействие руководителя директората министерства на органы сертификации. На момент публикации ответа не получили.

ЛОББИЗМ В УКРАИНЕ: ПОКА БЕЗ ПРАВИЛ

Можно ли считать историю с Куницким, "Украинская газомоторного ассоциацией" и Мининфраструктуры случаем лоббизма? Эксперт в сфере взаимодействия с органами власти Денис Базилевич ответил нам так:

"Сам депутат лоббировать не может ничего. Абсолютно. Становясь депутатом, он перестает быть лоббистом, даже если был лоббистом к этому, - сказал он. - Но, с другой стороны, кто выдает запрос на деятельность депутата? Насколько этично депутат относится к другим инициативам? Прислушается к другим точкам зрения? "

Депутаты должны быть арбитрами и учитывать в своей деятельности позиции разных сторон, убежден эксперт. Впрочем, в Украине эти процессы непубличные, поэтому за кого "играет" парламентарий, отследить трудно.

По мнению Базилевич, решением в этой ситуации могло бы стать введение реестра лоббистов. Подобные существуют, в частности, в ЕС и США. "Популярный и прогрессивный реестр лоббистов есть в Брюсселе, Еврокомиссии. Там, если ты лоббист (а это любое физическое лицо, взаимодействует с чиновниками), ты должен заявить о себе в реестре: кто ты такой, какую компанию представляешь, какой у тебя бюджет, какие у тебя комитеты, комиссии, - говорит человек. - Тогда с тобой работают. А если в этом реестре тебя нет, чиновник не имеет права с тобой встретиться ".

По словам эксперта, такую же модель хотели ввести в Украине, однако законопроект, который это учитывает, до сих пор не принят.

Если бы в Украине существовал такой реестр, то, как отмечает Базилевич, любая общественная инициатива, которая обращается к депутату, должна была бы в нем зарегистрироваться: "Рассказать о себе: кто они, чьи интересы представляют. Какой у них бюджет, которые в них сектора лоббирования, которые бенефициары. Эта информация была бы публичной - и люди все бы понимали ".