Бросить вызов шведскому гиганту Scania на 123 миллиона: украинская компания впервые озвучила свою позицию

Бросить вызов шведскому гиганту Scania на 123 миллиона: украинская компания впервые озвучила свою позицию

Киев  •  УНН

 • 75177 просмотра

Украинский дилер "Журавлина" впервые объяснил свои судебные претензии на 123 миллионов к дистрибьютору шведских грузовиков Scania Украина в эксклюзивном материале УНН.

КИЕВ. 24 февраля. УНН. Чуть больше недели назад бывший исполнительный директор Scania Украина Андреас Пуеккер публично высказался в защиту украинского компании "Журавлина". Именно с ней в суде апелляционной инстанции судится шведский производитель и импортер грузовиков Scania группы Volkswagen.

После его заявления Scania Украина на своем сайте и в ответе на запрос УНН сообщила свою официальную позицию: в ней  обвинили Андреаса Пуеккера в ангажированности и отметили, что претензии "Журавлины" необоснованные, как и решение суда.

Интересно, что второй участник судебного конфликта - украинская компания "Журавлина" - все это время хранила молчание. На обращение УНН владелец компании Олег Политыло категорически отказался давать комментарий по телефону. Причины претензий к Scania Украина согласился объяснить только лично на территории собственной компании, находящейся в городе Сарны Ровенской области.

Учитывая, что Scania Украина публично назвала решение Хозяйственного суда на 123 млн грн в пользу компании "Журавлина" необоснованным и коррупционным, УНН решили все-таки узнать другую точку зрения и посмотреть на предприятие, которое бросило вызов европейскому автогиганту.

"Журавлина" и Scania: медовый месяц

Директор и владелец "Журавлина" Олег Политыло родился В Сарновском районе. Инженер по образованию, строивший в свое время Ровенскую АЭС, 28 лет назад он вместе с одноклассником Сергеем Никончуком основал предприятие "Журавлина". Первый договор со Scania они заключили в 1999 году - украинцы стали официальным сервисным центром шведского производителя грузовиков.

"К нам направляли автомобили, мы ремонтировали. Мы были популярны. Мы и сейчас работаем после разрыва отношений со Scania. Но для нас всегда очень важно, чтобы каждая сторона придерживалась своих обязательств, о которых договорились в начале: это договор. Но когда один кто-то думает только о себе - не поедет ничего", - рассказывает Олег Политыло, проводя съемочной группе УНН экскурсию на предприятии "Журавлина" в Сарнах.

Примечательно, что в одном из своих интервью, комментируя судебный конфликт с "Журавлиной", главный юрист и член дирекции Scania Украины Сергей Замула подчеркивает необоснованность требований бывшего украинского дилера и объясняет, что шведы мощно вкладывались в развитие своих дилерских и сервисных центров.

Однако Политыло на вопрос о том, сколько Scania в них вложила денег, жестко заявляет, что "Журавлина" за все время сотрудничества со шведами не получала никакого финансирования - все собственными силами.

"Мы все делали за свои деньги, вкладывались в себя, строили, доводили до шведских стандартов качества фирму. Ни копейки от Scania мы не брали и не просили. Напротив, став в 2005 году официальным дилером, мы вкладывались в Scania, развивая сеть по обслуживанию и продаже автомобилей в пяти областях: Ровенской, Волынской, Хмельницкой, Черновицкой, Винницкой", - рассказывает Политыло.

По его словам, ситуация была крайне успешной и выгодной для обеих сторон. Мастера же сервисного центра побеждали в украинских соревнованиях, участвовали в международных и предоставляли неизменно высокий уровень качественных услуг всем клиентам.

Сервисный центр "Журавлина", 2009

"Журавлина" VS Scania: первые проблемы

Все кардинально изменилось в 2009 году с перестановкой в топ-менеджменте дистрибьютора.

"В 2009-2010 году приехал новый директор Scania Украина - Озкан Барморо и решил поменять соглашение на менее выгодное для нас. Условия в нем были очень односторонними - в пользу Scania. Смотрите, что получилось: когда мы первое соглашение заключили, то там были одни условия, выгодные всем, поэтому мы вкладывали деньги, мы инвестировали в Scania, много потратили, чтобы соответствовать их требованиям. После второй сделки о дилерском центре еще больше возможностей было - и мы инвестировали еще больше на условиях этих двух договоров. И тут вдруг приходит новый директор после того, как эта инвестиция уже произведена, и меняет все условия для невыгодные нам. То есть хотели все предыдущие договора прекратить, а новые заключить", - объясняет Политыло.

В тот момент, когда "Журавлина" отказалась подписывать новые условия договора и предложила сесть за стол переговоров, чтобы найти компромисс, руководство Scania Украина категорически заявили: в назидание всем другим украинским дилерам они разрывают договор с западноукраинским партнером.

"Озкан Барморо сказал, что договора будут расторгнуты в одностороннем порядке. Я понимал, что по закону так не должно быть, потому что мы инвестировали много денег, показывали высокие результаты, работали на имя и репутацию Scania. Это же европейский почтенный производитель, не могут они наплевать на условия договора. В нашем дилерском договоре написано: он заключен на неопределенный срок и может быть прекращен по письменному заявлению любой из сторон путем заключения соглашения о прекращении настоящего договора", - отмечает он.

Политыло отмечает: соглашение о сервисном центре 1999 года и дилерский договор 2005 года четко отмечали условия для расторжения и предписывали "сесть за стол и решить, как мы разойдемся".

Каково же было удивление западноукраинского дилера, когда вдруг на сайте Scania Украина появилось сообщение об окончании срока действия дилерского договора и сотрудничества с "Журавлиной", а всех клиентов попросили обращаться в новое, построенное за средства Scania и полностью зависимое от них предприятие в Калиновке, под Киевом, и к другим дилерам.

"Дело не в том, что мы не могли выжить без Scania, дело в справедливости и партнерстве, когда представительство европейской компании безосновательно и ложно на сайте заявляет: договор расторгнут. А это не так! Было похоже на плевок во все, что мы до этого делали. Я полностью поддерживаю право Scania работать с теми, с кем они хотят - это рынок, это бизнес. Но недобросовестно нарушать условия договора только потому, что они так захотели и поступатьс нами, как с людьми второго сорта, я не мог позволить. И не было ли все это лишь поводом, чтобы выжить нас с рынка в пользу их новых центров КиевСкан в Калиновке и ЛьвовСкн во Львове, нарушая принцип добропорядочной конкуренции с дилером", - отмечает он.

"Журавлина" VS Scania: девять кругов суда

Так начался сложный путь судебных процессов, где "Журавлина" пыталась защитить свое право на добросовестное отношение в бизнесе согласно заключенным договорам.

"Мы подали в хозяйственный суд иск о признании информации на их сайте недостоверной, так как на самом деле договор не был расторгнут в законном порядке. И мы выиграли: суд вынес решение признать недостоверной информацию, размещенную Scania Украина на своем сайте об окончании срока действия дилерского договора и завершение сотрудничества между нами. И Scania Украина выполнила указанное решение суда, правда только в принудительном порядке после обращения "Журавлины" в государственную исполнительную службу, которая и обязала разместить опровержение на сайте, что продержалось там ровно один день. После этого Scania Украина подала иски о расторжении соглашения о сервисном центре и дилерского договора. В качестве одного из оснований было бездоказательное обвинение, что мы якобы обслуживаем конкурентов Scania. И в суде все это не было доказано, а их выдумки не сработали", - рассказал Политыло.

Кстати, по его словам, уже после проигрыша в Хозяйственном суде Киевской области представители Scania Украина начали заявлять об использовании "Журавлиной" неоригинальных запчастей при ремонте автомобилей. При том, что даже главный юрист и член дирекции Scania Украина Сергей Замула в одном из интервью утверждает, что фактических доказательств использования неоригинальных деталей "Журавлиной" у них нет.

Как отмечает Политыло, после первого суда Scania Украина начала препятствовать выполнять "Журавлине" ее обязательства согласно условиям договоров, что в то время все еще работали.

"Они нас отключили от электронной системы МИФ, которая обеспечивала электронный обмен информацией и всеми документами между Scania Украина и дилерами. Даже судом было установлено, что Scania Украина создает нам препятствия в выполнении условий договора, лишив доступа к корпоративным программным продуктам, обеспечивающим взаимодействие между нами: КИСУП "МИФ", электронный портал Sail, электронные онлайн-программы анализа рабочих данных автомобилей Scania, электронная программа технической поддержки Dealer Fras, электронная программа MULTI. А это не просто пережить, потому что клиент приезжает, а мы не можем посмотреть, какая у него неисправность, подобрать и заказать запчасть. Они также отказали нам и в закупке запасных частей. Все факты этих препятствований мы полностью доказали в судебном порядке - есть соответствующие решения", - рассказал он.

Судебное решение на 123 миллионов гривен

В результате адвокаты Scania со второй попытки все же разорвали дилерский договор в 2017 году.

"С самого начала судебного разбирательства мы продолжали выполнять все условия и обязательства по соглашениям как сервисный и дилерский центр. Поэтому когда в 2017 году договор был расторгнут, мы подали свой иск на компенсацию убытков и возмещения всего недополученного, что "Журавлина" могла заработать за период с 2012 до 2017 года. Все то время мы надеялись, что здравый смысл, уважение к условиям контракта, бизнес-партнеров возобладает над амбициями. Нас унизили, нас признали неравноправным партнером и смешали с грязью, несмотря на всю работу и финансовые вложения, которые мы делали в уважаемого европейского партнера", - рассказывает Политыло.

Он уверен, что позиция Scania о необъективности суда очень предвзята, поскольку "Журавлина" доказала свою правоту, а 123 миллиона гривен возмещения в иске финансово обоснованные и имеют прочную доказательную базу.

"Мы в предыдущих судебных делах установили очень много обстоятельств, которые в нашу пользу, что и стало движущей силой для этого выигрыша. Им суд сказал: предоставьте по каждой указанной в иске сумме свои объяснения и расчеты и подтвердите это доказательствами. Однако они этого не сделали. А когда нас отключали от электронной системы "МИФ", мы обратились с заявлением в Львовский институт судебных экспертиз, они выехали в Сарны, сняли всю информацию из системы "МИФ" и сделали экспертные заключения, где зафиксировали все наши финансовые обороты. Потом, когда нас отключили, мы в рамках договора о сотрудничестве обратились к киевскому дилеру Проскан (с которым Scania также судится - ред.), и он обратился тоже во Львовский институт судебных экспертиз, эксперт выехал еще и туда и снял там дополнительно информацию за все эти годы, что мы были отключены, но продолжали выполнять условия договора. Поэтому мы собрали все доказательства вместе и добились справедливости", - рассказал владелец "Журавлины"

По его словам, со своей стороны Scania даже не пыталась показать свои расчеты, допустить суд в свои финансовые документы и базы данных, от которых отключили "Журавлину".

"У нас иск на 123 млн. Мы выиграли, и Scania подали апелляцию, поскольку имеют право на это и так же отстаивают интересы свои, как все эти годы - мы. Но параллельно с апелляцией в СМИ началась раскручиваться тема коррупционных украинских судов. Плакаты тоже начали развешивать. Где-то в Европе или Швеции они себе такого не позволили бы. Вот проиграли они в Таллинне тендер на поставку газовых автобусов. И что? Они оспаривали это решение, но Хозяйственный суд даже потом не принял их кассацию. И они не развесили по Таллинну плакаты, суд коррупционный, не начали власть шантажировать, что они вообще уйдут из Эстонии, не подключили различные комиссии из народных депутатов, которые начали прямо переписывать все, что пишет о нас Scania. И шведский посол не сказал эстонскому правительству: теперь мы и все инвесторы после такого решения суда задумаемся, работать ли у вас. Почему это возможно на украинской земле - такое пренебрежение, я не знаю", - отметил Политыло.

Шум Scania против молчания "Журавлыины"

На вопрос, почему украинцы все это время молчали и ни пытались в публичном пространстве объяснить свою позицию, почему отказывались давать комментарии, Политыло объясняет, что ему уже 62 года, а половина его жизни - это "Журавлина". И он не может говорить в отрыве от нее.

"У нас даже сайта нет, рекламщиков нет, за нас работает, как говорят в народе,«сарафанное радио». А у Scania такая поддержка среди политиков, такие ресурсы, столько экспертов начали нас критиковать. Чего только стоят те статьи против меня и "Журавлины" после нашей победы в суде. Было больно это читать. И вы первые, кто приехал сюда, я приглашал всех журналистов, кто мне звонил. Знаете, хотелось, чтобы меня слышали без отрыва от "Журавлины", ведь половина моей жизни и по годам, и по значению - это она. И я привык смотреть в глаза собеседнику. А еще я не верю, что их вот этот шум в прессе против меня, против бывшего директора Scania Украины Андреаса (Пуеккера - ред.), который выступил в нашу защиту уже давно, не позволит нам получить справедливое судопроизводство", - поясние Политыло.

Он также добавил, что как только Пуеккер официально выступил с публикацией на защиту "Журавлины" в своем Фейсбуке, как сразу в СМИ появились грязные материалы о нем.

"Это была его позиция - и он написал об этом, он не смог молчать. Затем Андреас мне рассказал, что ему начали звонить журналисты, он был очень рад, что может можно большему количеству людей объяснить суть дела. Но он плохо владеет русским, на которой журналисты с ним общались, а на его просьбу прислать интервью на согласование, чтобы русскоязычная жена сверила соответствие написанного, никто этого даже не сделал. И потом уже позже увидел свое интервью с выводами, которые полностью совпадали с позицией Scania. Как сказал Андреас, та компания, которой была когда-то Scania, осталась в прошлом. Они забыли, что бизнес держится на компромиссе, взаимовыгодном сотрудничестве, уважении и соблюдении условий договоров", - считает он.

Чего теперь ждет "Журавлина"

После экскурсии "Журавлиной", знакомством с механиками и процессом работы предприятия, Политыло рассказал журналистам УНН, что его компания за все эти годы превратилась в активного украинского инвестора и планирует и в дальнейшем развиваться.

"У нас работают 160 человек, все официально устроены. Мы представители украинского предпринимательства, нас никто не защищает, не поддерживает десятилетиями. Я смотрю на тот же немецкий концерн ZEPPELIN в сфере дилерства. Они выросли из местного дилера в Германии, а сейчас поставляют в ряд стран спецтехнику известных брендов. Почему мы не можем дорасти до таких масштабов со временем? Потому что власть совсем иначе в Украине относится к внутренним инвесторам", - рассказывает Политыло.

В итоге он отметил, что ждет апелляционный суд и волнуется, что на его решение повлияют значимость имени Scania, а также привлечение всех имеющихся в компании ресурсов.

"Не знаю, когда будет суд, потому что судья уже вторую неделю болеет. Как тут не заболеть, когда народный депутат ВСК по защите инвесторов пишет, что следить за решениями, чтобы оно было в пользу Scania, потому что это известный во всем мире инвестор и перечисляет все его достижения. А посол шведский говорит, что никто из инвесторов не придет в Украину, потому что суд первой инстанции не вынес решение в пользу Scania. Но у нас есть право на справедливость и добропорядочную отношение. Мы здесь не мусор, мы инвесторы, которые почти 30 лет платим честно налоги, создаем рабочие места, берем на работу молодежь без опыта работы, оставляем работать опытных пенсионеров. Мы помогаем городу становиться лучшим. И свою правоту отстаиваем в суде, а не на плакатах", - резюмировал Политыло.