КИЕВ. 24 мая. УНН. Сегодня состоится Архиерейский собор Православной церкви Украины. Одним из вопросов повестки дня будет обсуждение календарной реформы и перехода на новоюлианский календарь, пишет УНН.
В Украине постепенно растет количество людей, которые хотят отмечать Рождество с абсолютным большинством христиан в мире - 25 декабря.
Согласно опросу группы «Рейтинг» проведенного в декабре прошлого года, идею перенести празднование Рождества с 7 января на 25 декабря поддерживают 44% респондентов по сравнению с 26% в декабре 2021 года. Не поддерживают перенос Рождества 31% опрошенных. В 2021 году таких было 58%. 23% отметили, что им безразлично, 2% затруднились ответить на этот вопрос.
При этом, 55% опрошенных украинцев отмечают Рождество 7 января, 25% делают это дважды – 25 декабря и 7 января, и лишь 11% на данный момент празднуют Рождество 25 декабря.
Так же в конце декабря были подведены итоги голосования по этому вопросу и в приложении «Дія». Как отметили в Минцифре в нем приняли участие более 1,5 миллиона украинцев. Почти 60% хотят праздновать Рождество 25 декабря, почти 25,5% - 7 января, более 12,5% в обе даты.
Что такое новоюлианский календарь.
Это усовершенствованная форма юлианского календаря, которую в 1923 году разработал сербский астроном, профессор математики и небесной механики Милутин Миланкович.
В том же году во Вселенском патриархате состоялось собрание представителей православных церквей, на котором в рамках календарной реформы было решено ввести календарь Миланковича.
Новоюлианский календарь полностью совпадает с григорианским в период от 1 марта 1600 года до 28 февраля 2800 года.
Насколько уместна календарная реформа и нужен ли переходный период – мнение эксперта
Переход православных церквей на новоюлианский календарь начался с момента его введения.
Сейчас им пользуются 9 из 16 поместных автокефальных восточных православных церквей. Это Вселенский патриархат Константинополя, Александрийский патриархат, Антиохийский патриархат, Румынская православная церковь, Болгарская православная церковь, Церковь Кипра, Церковь Греции, Автокефальная православная церковь Албании и Православная церковь Чешских земель и Словакии.
Русская православная церковь и Московский патриархат живут по юлианскому календарю.
Историк-религиовед Игорь Козловский в эксклюзивном комментарии УНН отметил, что особой проблемы в календарной реформе нет, ведь изменение касается только неподвижных дат.
Цитата
«Нужно различать. Календарь касается неподвижных праздников. Неподвижные праздники – это Рождество, которое будет 25, Крещение Господне будет 6 января, а не 19. То есть неподвижные они будут совпадать с григорианским. Что касается пасхалий, а пасхалии исчисляются не по солнечному календарю, а по лунному календарю. Поэтому пасхалии остаются те, которые сейчас есть. То есть они постоянно подвижные, а в пасхалии входит Троица, Вознесение Господне, то есть которые зависят от самой Пасхи. И понятно, Великий пост также будет привязан к этому, и будет влиять также на Петровский пост», - говорит религиовед.
Что касается переходного периода, то эксперт напомнил, что такой был в Болгарской православной церкви.
«И возможно и здесь будут люди постепенно привыкать. Сознание людей специфическое, если люди более ста лет празднуют старый новый год, хоть его реально не существует», - добавил Козловский.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Угрожает морали и будет ухудшать демографическую ситуацию: в ПЦУ выступили против однополых партнерств
В ПЦУ уверяют, что переход будет плавным и принуждать никто никого не будет
Разговоры о календарной реформе в ПЦУ начались, фактически сразу после ее создания. И усилились на фоне полномасштабной российской агрессии.
Второго февраля Священный Синод ПЦУ утвердил порядок предоставления благословения приходам и монастырям на использование новоюлианского календаря.
Как рассказал в эксклюзивном комментарии УНН секретарь Богословско-литургической комиссии Православной Церкви Украины, протоиерей Андрей Дудченко первые практические шаги в этом направлении были сделаны в декабре прошлого года.
Цитата
«Поскольку уже были проведены зимой определенные эксперименты по изучению этого вопроса, когда разрешили провести службу Рождества Христова 25 декабря и увидели, что есть большой запрос на новый календарь. Во многих приходах, по крайней мере в центральной Украине, Киеве было очень четко видно. Во многих храмах, где были службы и 25 декабря, и 7 января, было видно, что больше людей приходило 25 декабря на богослужение», - отметил священнослужитель.
По мнению протоиерея, Собор поддержит переход на новоюлианский календарь с сохранением старой пасхалии - Пасха будет как раньше. То есть так, как во Вселенском патриархате Константинопольского, других церквях: греческой, румынской, болгарской, только на новом стиле.
При переходе на новоюлианский календарь, по его словам, изменения касаются только Петровки, того поста который после Пятидесятницы, после Троицы, перед праздником Петра и Павла, поскольку Троица это праздник связанный с Пасхой, через 50 дней после Пасхи.
«Если мы перейдем это будет 29 июня, сейчас это 12 июля. Могут возникать определенные казусы, когда поздняя Пасха, и соответственно поздняя Троица, то Петровка может иногда совсем исчезать», - говорит протоиерей.
Антон Дудченко ожидает, что реформа не будет навязываться. Добавляет, что уже есть приходы, которые перешли на новый календарь. В частности, в Черкасской, Винницкой, Волынской областях их уже десятки.
Считает, что будет разрешено сохранить старый календарь тем приходам, которые этого захотят и примут это решение на приходском собрании.
Кстати, начиная с марта этого года, ПЦУ подает общую информацию о самых больших праздниках и днях памяти святых в двух вариантах: по юлианскому (действующему, традиционному) календарю и новоюлианскому (обновленному) календарю, учитывая, что некоторые общины изъявили желание и должным образом получили ответное синодальное благословение.