Россия ведет масштабную информационную кампанию против западных вакцин - NYT

Россия ведет масштабную информационную кампанию против западных вакцин - NYT

Киев  •  УНН

 • 23925 просмотра

КИЕВ. 7 февраля. УНН. Российские СМИ, связанные с предвыборными дезинформационными кампаниями в США, поставили перед собой новую цель: убедить испаноязычные страны в том, что российская коронавирусная вакцина работает лучше, чем ее американские конкуренты, пишет New York Times со ссылкой на исследователей в области дезинформации и чиновников госдепартамента, передает УНН.

Цитата

“Российская компания сфокусирована на латиноамериканских странах, включая Мексику, которая на этой неделе подписала соглашение о приобретении миллионов доз российской вакцины, и Аргентину, которая в прошлом месяце начала вакцинацию своих граждан с помощью этой вакцины.

Проведенная в социальных сетях на испанском языке и подкрепленная официальным аккаунтом российского посольства в Мехико в Twitter, кампания ознаменовала собой новое смещение акцентов в деятельности российского влияния, способствуя продвижению российской промышленности и научной информации над своими конкурентами в то время, как правительства по всему миру гонятся за вакцинацией своего населения”, — пишет издание.

Исследователи о дезинформации со стороны РФ

Российская вакцина “Спутник V” была названа в честь первого спутника на орбиту Земли, запущенного Советским Союзом в 1957 году. Спутник V считается дешевле и легче в транспортировке, чем вакцины американских компаний Pfizer и Moderna. Но некоторые исследователи утверждают, что критика в российских изданиях западных вакцин вводит в заблуждение.

“Почти все, о чем они говорят о вакцине, манипулируется и выпадает из контекста”, — сказал Брет Шафер, член “Альянса за обеспечение демократии”, правозащитной группы, которая отслеживает российскую дезинформацию. “Каждая негативная история или вопрос, связанный с американской вакциной, усиливается, в то время как они наполняют зону любым положительным сообщением про российскую вакцину”.

СМИ при поддержке российского правительства разместили на Facebook и Twitter сотни ссылок на новостные сообщения, в которых сообщалось о возможных связях, которые указывают на то, что американские вакцины, возможно, сыграли роль в смертях, заявили исследователи. В аккаунтах опущены следующие сообщения, в которых говорится о том, что вакцины, скорее всего, не сыграли никакой роли в смертях.

“Это были скоординированные усилия, которые были частью PR кампании и частью дезинформации. Это одна из крупнейших сделок, которую мы видели, по продвижению нарратива о вакцине в Латинской Америке, и, похоже, это дало свое влияние”, — сказал Джейми Лонгория, исследователь в области дезинформации. “Россия неуклонно сеяла нарратив, который вырос и был, в некоторой степени, принят”.

Исследователи отслеживают аналогичные усилия России в странах Восточной Европы, которые все еще ведут переговоры с Россией о покупке вакцины. Исследователи в области дезинформации также следили за тем, как Россия распространяла подобные нарративы на полдюжине языков, ориентируясь на страны Центральной и Западной Африки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Иран на этой неделе начнет кампанию прививки от COVID-19 российской вакциной

Роль КНР

Китай также присоединился к борьбе, подобрав аналогичный антиамериканский тон вакцины, направленной на внутреннюю аудиторию, по словам исследователей дезинформации. В то время как Россия и Китай, похоже, не работают вместе, их общие интересы привели к общему нарративному изложению фактов. В прошлом месяце один из аккаунтов в Twitter, посвященный Спутник V, опубликовал китайский репортаж, в котором ошибочно утверждалось, что американские СМИ хранили молчание по поводу смертей, связанных с вакциной Pfizer.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: “Геополитическая игра вакцин” влияет на здоровье украинцев — NYT

Власти США о дезинформации со стороны РФ

Представители спецслужб США заметили первый всплеск активности в России, направленный против испаноязычных общин, в августе, когда президент Владимир Путин объявил о том, что он одобрил Спутник V. С тех пор российская кампания активизировалась, заявили два сотрудника спецслужб, которые разговаривали с The New York Times на условиях анонимности, так как им не было разрешено общаться с репортерами.

Чиновники Госдепартамента охарактеризовали кампанию по оказанию влияния Россией как сочетание поддерживаемых государством средств массовой информации, которые выделяют сообщения, что предупреждали бы об опасности американских вакцин, в то же время продвигая любые сообщения, которые были бы с энтузиазмом восприняты по российской вакцине.

В Госдепартаменте прошлом месяце был распространен доклад с описанием усилий России, по словам официальных лиц. Пресс-секретарь Госдепартамента тогда заявил, что Россия пыталась продвигать свою собственную вакцину, “стремясь посеять недоверие” в США к западным вакцин. Анализируя более 1 тыс. русскоязычных аккаунтов в Twitter, Центр глобального взаимодействия Госдепартамента обнаружил, что испаноязычные аккаунты демонстрируют наибольшую активность. Российская компания, по словам пресс-секретаря, “подрывает коллективные глобальные усилия, направленные на прекращение глобальной пандемии”.

Соцсети и дезинформация РФ

Twitter отказался комментировать любые российские операции, ориентированные на испаноязычную аудиторию, но заявил, что продолжает расследование.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Birdwatch: Twitter представил пилотный проект по борьбе с дезинформацией

По словам исследователей, российская кампания основывается на сообщениях, избранных на принципах “вишенка на торте”. Так, издание приводит примеры российской пропаганды, когда 17 января Russia Today Espanol написала в Twitter, что Норвегия намерена расследовать, почему 23 пожилых человека умерли после получения вакцины Pfizer. За три недели до этого тот же самый аккаунт написал в Twitter несколько сообщений о шести людях, умерших во время испытания вакцины компании Pfizer. В сообщениях не присутствовал контекст от медицинских экспертов, которые утверждали, что смерть, скорее всего, не имела никакого отношения к вакцине.

Аккаунты делились похожими описаниями на Facebook. 5 января испаноязычных страница Russia Today на Facebook поделилась с 17 миллионами своих последователей историей о том, что через два дня после получения вакцины Pfizer умерла португальская медсестра. История подразумевала, что за это отвечала вакцина, хотя врачи и вскрытие пришли к выводу, что вакцина, скорее всего, не сыграла никакой роли в его смерти.

Дипломатический корпус России также использовал свои аккаунты в социальных сетях для продвижения имиджа, российская вакцина подвергалась несправедливому контролю.

По словам Лонгория и других лиц, изучающих операции российского влияния, объем сообщений был значительным. На CrowdTangle, принадлежащий Facebook инструменте, который анализирует взаимодействие на сайте, они обнаружили, что страницы Russia Today и Sputnik, ориентированные на испаноязычную аудиторию, вызвали более 1000 сообщений, при этом за последний год было опубликовано более шести миллионов сообщений со словом “vacuna” , что по-испански означает “вакцина”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дезинформация о COVID-19 от России и Китая влиятельнее информацию от местных СМИ — исследование

Сначала бизнес, потом дезинформация

Исследователи отметили, что ранее усилия России были сосредоточены на других целях, например, на вакцину Оксфорд-AstraZeneca. Попытки России подорвать доверие к этой вакцине, включая мемы и сообщения в Facebook, Twitter и других местах, в которых она изображалась как опасная, достигли своего пика летом и в начале осени, считают исследователи.

В ходе кампании были высказаны предположения о том, что вакцина превратит людей в обезьян, поскольку она была разработана с использованием вируса шимпанзе. Согласно предварительному отчету в лондонской газете The Times, кампания в основном была ориентирована на страны, обсуждали покупку британских или российских вакцин.

Эта кампания резко прекратилась в середине декабря, после того как фармацевты объявили о том, что российская вакцина “Спутник V” и вакцина “Оксфорд-AstraZeneca” достигли договоренности об испытаниях комбинации их вакцин вместе.

“Можно увидеть четкую переломную точку, когда истории о AstraZeneca вдруг переходят с полностью негативной в полностью положительную”, — сказал Лонгория. “Это очень резко и очень ясно, что когда изменились деловые интересы, изменились и цели их деятельности по влиянию”.