Поиск новых смыслов: как эйчару работать во время войны

Поиск новых смыслов: как эйчару работать во время войны

Киев  •  УНН

 • 1049690 просмотра

О том как война изменила подход к менеджменту и взаимодействию с персоналом поговорили с директором по управлению персоналом фармацевтической компании «Дарница» Еленой Соколовой

КИЕВ. 28 марта. УНН. Полномасштабное вторжение повлияло на жизнь каждого украинца. Война изменила все. Изменила она не только нашу личную жизнь, но и работу – кто-то вообще ее потерял, у кого-то наоборот работы стало больше, кто-то начал работать из дома, а для кого-то офис или производство стали домом.

Человек всегда был для специалистов управления с персоналом краеугольным камнем, но война сделала как никогда важной заботу друг о друге, подсветила значение заботы о ментальном здоровье для сохранения производительности. Об изменениях в подходах в управлении человеческим капиталом УНН поговорил с директором по управлению персоналом фармацевтической компании «Дарница» Еленой Соколовой.

- Можно ли говорить, что внутренняя коммуникация в компании изменилась с приходом полномасштабной войны. Как именно?

Полномасштабная война действительно повлияла на внутренние коммуникации. Первоочередной задачей было успокоить команду, что мы и сделали во внутренней социальной сети Workplace от Facebook и на онлайн встречах с руководителями.

«Дарница» заверила сотрудников в сохранении размеров оплаты труда, всех премий, а также дополнительных льгот. И даже выплатила заработную плату за март наперед. Сотрудники, которые вышли на работу с первого дня войны и оставались на предприятии для обеспечения производства и жизнедеятельности компании, получили материальное поощрение в размере дополнительного оклада.

Следующей задачей стало придать людям новые смыслы, доказать, что их работа чрезвычайно важна в условиях войны. Поэтому мы запустили коммуникационную программу «#ФармОборона. Каждый на своем месте» во внутренней социальной сети. Коммуникационная программа включала посты о важности фармацевтической отрасли во время войны, истории о дарницких Героях ФармОбороны, системную коммуникацию руководства о состоянии предприятия и юридические консультационные услуги для команды. Мы делали много мемов и ситуативных постов, чтобы коллектив чувствовал – мы проживаем эту войну вместе. В 2022 году этот кейс получил награду «HR-бренд 2022» в номинации «Культурный код компании».

В нашей компании, как и во всех других, есть сотрудники, которые пошли защищать нашу страну в рядах ВСУ, ТРО. Коллектив хотел помогать. Поэтому мы создали комьюнити #Мы_вместе в Workplace, где собирали средства и любую помощь для наших отважных коллег. За все время существования комьюнити мы собрали более 1 млн грн, приобрели авто, дроны, ретранслятор, радиостанции, турникеты и другие нужные вещи и передали нашим коллегам на фронт. Подход к сбору средств у нас креативный - проводим аукционы и коллеги выставляют на продажу свои работы: картины, украшения, игрушки и даже пироги.

Добавлю, что наш коллектив не только продолжает эффективно работать, но и находит время и вдохновение для совершенствования своих профессиональных навыков. Так, в прошлом году, несмотря на войну, 38 сотрудников учились в Harvard Medical School, 31 - проходил программу маркетинга в бизнес-школе МИМ, а также некоторые коллеги проходили обучение в Киево-Могилянской бизнес-школе.

- Как сказалось на продуктивности ваших сотрудников увеличение количества рабочих дней в прошлом году?

Команда «Дарницы» чрезвычайно быстро собралась и включилась в работу на нашем фармацевтическом фронте. Так, в марте мы изготовили 60% довоенного объема лекарств, а в апреле вышли на довоенные показатели полностью. За прошлый год «Дарница» изготовила 173 млн упаковок лекарств, это почти соответствует уровню предыдущих мирных лет.

Поэтому я не могу сказать, что производительность упала. Наоборот, чтобы достичь таких показателей, надо было решить большое количество нетривиальных задач, с которыми мы не сталкивались в предыдущие мирные годы. Это, например, такие задачи, как поставка сырья из-за границы, когда авиасообщение отменено, а на границе автомобильные очереди на 5 дней; развозка лекарств собственными силами с сопровождением охраны на прифронтовые территории, потому что дистрибьюторы не работают; запуск производства под обстрелами в условиях отсутствия части персонала и т.д. Это при том, что в марте до 150 человек жило в бомбоубежище компании: сотрудники вместе с семьями и иногда домашними любимцами. Такие результаты стоили сверхусилий, но все понимали большую цель. Ведь лекарства во время войны - это стратегический ресурс.

Отмена выходных праздничных дней на время введения военного положения в стране – это увеличение количества рабочих дней всего лишь на 12 дней или на 5% от среднего количества рабочих дней в году. Такое увеличение не настолько значительное, чтобы повлиять на производительность. Скорее на нее повлияли и воздушные тревоги, требующие перерыва рабочего процесса, и отключения света. К тому же, в связи с экономией электроэнергии надо было значительно перестроить графики производства. Для снижения пиков потребления на отдельных участках установили график поочередной работы. Некоторые производственные процессы перенесли на ночную смену и выходные.

- Какие именно преимущества отсутствия дополнительных нерабочих дней в течение года вы бы выделили?

В первые месяцы полномасштабной войны коллектив действительно работал иногда сверхурочно, чтобы обеспечить потребность Украины в лекарствах. В наших медикаментах нуждались переполненные больницы, опустошенные аптеки и военные части. Каждый подставил плечо. И здесь не надо было даже разъяснять сотрудникам, что нет праздничных выходных дней. Было понимание важности этой работы.

- Поддержала бы ваша компания отмену дополнительных нерабочих дней и в мирное время?

В нашем трудовом законодательстве нет понятия «дополнительные нерабочие дни». Есть выходные, праздничные и нерабочие (в дни религиозных праздников). Выходные у нас с Вами есть даже сейчас, потому что государство понимает, что переутомление работников имеет ощутимые экономические последствия. По подсчетам ВОЗ, ежегодно мировая экономика недополучает 1 триллион долларов из-за потери производительности вследствие депрессий или выгорания.

Эмоциональное выгорание и переутомление также несет угрозу ментальному здоровью, о котором мы, как лидер рынка, чрезвычайно заботимся. Это один из наших ключевых социальных проектов прошлого года. Мы проводим серию тренингов для врачей и создали образовательный портал для врачей и пациентов о ментальном здоровье. Исследования показывают, что каждый пятый украинец будет иметь ментальные расстройства, полученные во время войны.

Уверена, что праздничные дни и дни религиозных праздников как выходные, вернутся в нашу жизнь. Другое дело, что будем праздновать. Потому что мы предпочли бы праздновать события, которые имеют значение именно для Украины. Это должны быть не постсоветские, а наши собственные праздники. Мы должны переосмыслить свою историю, накапливать смыслы, беречь традиции и развивать украинскую культуру.

- Какие минусы отсутствия традиционных дополнительных выходных на примере своего бизнеса вы бы выделили?

У нас в коллективе есть понимание, что временное решение о рабочих днях на праздники из-за военного положения не отменяет смысла самих праздников. К тому же, мы осознаем, что на фронте нет выходных не только на праздники, но и в субботу-воскресенье. Мы благодарны, что уровень сознательности нашей команды так высок.

- Влияет ли это негативно на перформанс, моральное состояние, мотивацию персонала?

Наши люди, как и остальная страна, закалены годом полномасштабной войны, которая стала частью нашей жизни. Мотивация у всех одна – делать максимум для Победы. И это то, что больше всего всех поддерживает и мотивирует работать как можно лучше. И вот такие цифры являются тому доказательством:

• В августе прошлого года мы в компании провели исследование вовлеченности персонала по методике eNPS и получили результат +53, который повысился от предыдущих данных такого опроса на 14 пп (eNPS по результатам декабря 2021 г. составил +39).

• Коэффициент текучести персонала остается на уровне довоенного 2021 года – 1,6%.

• Бизнес-результаты показывают производительность команды наилучшим образом. Поэтому, поделюсь еще такой цифрой напоследок: если в 2021 году каждая седьмая упаковка лекарственного средства продана в аптеках была производства «Дарницы», то в 2022 году – это уже каждая шестая упаковка. И это полностью заслуга нашей закаленной команды.