Народовластия или угроза демократии: как работать закон о всеукраинском референдуме

Народовластия или угроза демократии: как работать закон о всеукраинском референдуме

Киев  •  УНН

 • 36990 просмотра

проводим разбор

КИЕВ. 26 января. УНН. Верховная Рада сегодня приняла первый в Украине комплексный закон, регулирующий народное волеизъявление путем всеукраинского референдума. Как работать заложенные в нем механизмы и несут ли они угрозу читайте в материале УНН.

Законопроект "О народовластия через всеукраинский референдум", инициатором которого выступил Президент Украины Владимир Зеленский, устанавливает виды референдумов в соответствии с предметов, которые на них могут быть рассмотрены и субъектов инициирования.

предметный аспект

Предметом всеукраинского референдума могут следующие вопросы:
• утверждение изменений в разделы I (Общие положения), III (выборы. Референдум), XIII (Внесение изменений в Конституцию) Конституции;
• решение вопроса общегосударственного значения;
• утверждение закона о ратификации международного договора, который предусматривает изменение территории Украины;
• прекращение действия закона или отдельных его положений.

Но есть ряд ограничений. Не могут быть вынесении на референдум вопрос:
• которые противоречат положениям Конституции Украины, общепризнанным принципам и нормам международного права, закрепленным в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, протоколов к ней;
• направлены на ликвидацию независимости Украины, нарушение государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, создание угрозы национальной безопасности Украины, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды;
• относительно законопроектов по вопросам налогов, бюджета, амнистии;
• отнесенные Конституцией Украины и законами Украины к ведению органов правопорядка, прокуратуры или суда.

субъектный аспект

Референдум по инициативе народа.

Для того чтобы провести референдум по народной инициативе, нужны подписи не менее трех миллионов украинский, собраны не менее чем в двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой из них.
Не позднее чем на пятнадцатый день после получения решения ЦИК об итогах сбора подписей граждан Украины Президент издает указ о провозглашении такого референдума, в котором указана дата его проведения, и вопросы, выносимые на референдум.

Вопросам этого референдума может быть и потеря силу закона Украины или отдельными его положениями.
Текст законопроекта о прекращении силу закона Украины или отдельными его положениями, который предлагается вынести на всеукраинский референдум по народной инициативе, не может быть изменено после того, как его утвердит большинство зарегистрированных участников собрания о проведении такого референдума.

Сбор подписей под инициативой о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе продолжается в течение 90 дней со дня получения свидетельства о регистрации инициативной группы всеукраинского референдума по народной инициативе, что предлагает вынести соответствующий вопрос на всеукраинский референдум по народной инициативе.

Для запуска процесса сбора подписей для проведения референдума по народной инициативе на собрании граждан (имеющих активное избирательное право) избирается инициативная группа (позже ее регистрирует ЦИК), что фактически и замаеться организацией сбора подписей. Кроме того, инициаторы такого референдума должны сформулировать не только вопрос, который будет вынесен на плебисцит, но и обоснования к нему.

Сбор пдписив в поддержку инициативы проведения выборов длится 90 дней.

В случае, если все процедуры по сбору подписей пройден и Конституционный суд поддержал предложенный вопрос, указом Президента Украины провозглашается проведения всеукраинского референдума по народной инициативе.

Внесение изменений в Конституцию Украины

Всеукраинский референдум о внесении изменений в разделы I, III, XIII Конституции Украины осуществляется указом Президента Украины.

изменения территории

Всеукраинский референдум по изменению территории Украины - это форма принятия гражданами Украины, имеющих право голоса, решение об утверждении принятого Верховной Радой Украины закона о ратификации международного договора об изменении территории Украины.

Назначение всеукраинского референдума об изменении территории Украины осуществляется постановлением Верховной Рады Украины.

Требования к вопросам, которые выносятся на референдум

Вопрос, выносимый на всеукраинский референдум, должно иметь форму вопросительного предложения по поддержке (утверждение, принятие):
• закона;
• проекта закона о прекращении действия законом Украины или отдельными его положениями;
• положения нормативного характера (в частности принципа, критерия правового регулирования) без изложения его в виде проекта закона о прекращении действия законом Украины или отдельными его положениями.
Вопрос всеукраинского референдума должно иметь четкое и понятное формулировки, не допускает различных толкований.

Если вопрос состоит из частей, между ними должно быть неразрывную внутреннюю связь.
Не допускается формулировка,:
• вводит избирателя в заблуждение;
• приводит избирателя ответа, содержит указание, намек, подстрекательство или иное побуждение к поддержке или отклонении вопрос всеукраинского референдума.

организационные аспекты

Всеукраинский референдум проводится в общегосударственном округе с всеукраинского референдума, включая всю территорию Украины и заграничный округ.

Занимается вопросом организации проведения плебисцита Центральная избирательная комиссия.

Для подготовки, организации и проведения всеукраинского референдума используются территориальные избирательные округа, которые образуются для подготовки, организации и проведения общегосударственных выборов и существуют на постоянной основе.
Заграничный округ с всеукраинского референдума включает все зарубежные участки, образованные Центральной избирательной комиссией для подготовки и проведения голосования на общегосударственных выборах и существуют на постоянной основе.

интересное

Закон предусматривает новации, возможность электронного голосования. Однако соответствующие нормы закона вступят в силу только после принятия специального закона по применению инновационных технологий по электронному (машинного) голосования.

И еще один момент, привлекающий внимание появление таких субъектов процесса проведения референдума как сторонники или оппоненты вопрос всеукраинского референдума. Это могут быть как политические партии, так и общественные организации, зарегистрированные в соответствии с Центральной избирательной комиссии.

Результаты и правовые последствия референдума

Всеукраинский референдум считается состоявшимся, если участие в голосовании на референдуме приняли не менее 50 процентов избирателей, включенных в Государственный реестр избирателей.

Вопросы общегосударственного значения, поддержанное по результатам всеукраинского референдума по народной инициативе избирателями согласно части седьмой статьи 117 настоящего Закона, является обязательным для выполнения (реализации) соответствующими органами государственной власти, их должностными лицами.

Если для выполнения (реализации) решение украинского народа о поддержке вопросы общегосударственного значения на всеукраинском референдуме по народной инициативе необходимо принять закон, Кабинет Министров Украины в течение шести месяцев со дня официального объявления результатов всеукраинского референдума обязан подать в Верховную Раду Украины законопроект во исполнение (реализацию ) решение украинского народа о поддержке такого вопроса, а Верховная Рада Украины - рассмотреть внесенный законопроект.

критика

Документ был раскритикован представителями фракций "Голос", "Европейская солидарность", "Батькивщина" и "Оппозиционная платформа - За жизнь".

По словам депутата из фракции "Голос" Сергей Рахманин, закон о народовластии не имеет права на существование, поскольку представляет угрозу для демократии.

"Этим законом (о народовластии - ред.) Верховная Рада, как высший законодательный орган страны устраняется от части законодательного процесса. Этот референдум с очень размытыми формулировками предлагает выносить на всенародное обсуждение во что без участия Верховной Рады. Текст который выносится на референдум не проходит экспертизы Верховной Рады. Более того, когда референдум прошел, Верховная Рада не имеет права вмешиваться в этот текст. Можно вынести вопрос измены, представить его как вопрос мира и получить народную поддержку. Это ядерная кнопка, которую дают кнопкодавов, который будет давить на кнопку ", - сказал Сергей Рахманин.

Однако, монобильшисть при поддержке группы "Доверие" и нескольких внефракционных нардепов приняла законопроект во втором чтении и в целом. Теперь ждем подпись главы государства.