bez-vosstanovleniya-nalogovikh-lgot-ukrainskaya-aviatsiya-mozhet-poteryat-nakoplennii-desyatiletiyami-opit-i-shans-na-vosstanovlenie-v-budushchem

Без восстановления налоговых льгот украинская авиация может потерять накопленный десятилетиями опыт и шанс на восстановление в будущем

 • 51469 переглядiв

Украинская авиация нуждается в налоговых льготах и преференциях. Ведь без системной поддержки отрасль рискует потерять накопленные десятилетиями знания, перспективы развития и профессиональные кадры, сообщает УНН.

С начала 2025 года украинская авиационная отрасль потеряла поддержку государства: освобождение от налога на прибыль, НДС, земельного налога и пошлины на импорт комплектующих. Именно благодаря этим механизмам, с начала полномасштабного вторжения, авиация имела возможность модернизировать производство, запускать новые проекты и сохранять рабочие места даже в условиях "закрытого неба" и полной остановки гражданской авиации в Украине. 

Так, по данным Аэрокосмической ассоциации Украины, в 2017–2023 годах благодаря льготам предприятия высвободили 9,3 млрд грн, тогда как государство получило 22,9 млрд грн налогов. То есть, каждая сэкономленная, благодаря поддержке государства, гривна – принесла ей 2,5 гривны поступлений. Однако, после завершения срока действия преференций, компании работают на грани истощения, выполняя оборонные заказы без достаточных ресурсов. Задача государства – поддержать и усилить, не дать стратегической отрасли прийти в упадок. Так считает советник ЧАО "Авиакомпания Константа", член Наблюдательного совета Украинской авиатранспортной ассоциации Михаил Пинкевич. 

Авиация для Украины имеет стратегическое значение – как в военной, так и в гражданской плоскости. Военная авиация обеспечивает оборону неба и повышает боеспособность армии, тогда как гражданская формирует имидж государства и может стать драйвером экономики. В то же время без системной государственной поддержки существует риск потерять уникальные технологии, производственные мощности и кадровый потенциал, наработанные десятилетиями. Именно поэтому нужна долгосрочная стратегия, которая будет сочетать инвестиции, модернизацию и международную кооперацию

- заявил Михаил Пинкевич.

Верховная Рада приняла законы, предусматривающие создание специального правового режима Defence City для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Этот режим позволит ввести налоговые и таможенные преференции, такие как освобождение от налога на прибыль при условии реинвестирования, территориальных и экологических сборов, упрощение таможенных процедур и льготы при валютном контроле, а также поддержку в случае релокации или усиления безопасности производственных объектов. Для авиастроительной отрасли отдельно предусмотрено снижение порога оборонного дохода с 75 % до 50 %, что дает возможность большему количеству предприятий претендовать на статус резидента. Это позитивный сигнал, однако, принятых инструментов недостаточно, чтобы удержать индустрию в устойчивом состоянии, заявляют представители отрасли.

Надо приветствовать принятие законов о создании Defence City, ведь это позитивный шаг для оборонно-промышленного комплекса и предприятий, производящих продукцию оборонного назначения. В резиденты также войдут компании, причастные к самолетостроению, которые поставляют комплектующие для самолетов. Для них установлена доля оборонного дохода на уровне 50%. Все это − правильные решения

- подчеркнул руководитель проекта «Информационная оборона» Фонда «Открытая политика» Игорь Жданов.

В то же время он отметил, что есть компании, которые не дотягивают до определенных государством порогов, но делают критически важные узлы для самолетов, дронов и ракет. По словам Жданова, не стоит лишать их доступа к поддержке. Ведь это именно те производители, которые работают на пересечении авиации, БПЛА и смежных технологий, однако на бумаге остаются "гражданскими". Соответственно, такие производители нуждаются в отдельных механизмах поддержки. Как то статус критически важных для обороны и налоговых льгот и преференций. 

Похожей позиции придерживаются и в Профсоюзе работников авиастроения и машиностроения Украины. Ведь, авиация и авиастроение выполняют ключевую роль в обеспечении обороноспособности, а значит должны получить адресные инструменты поддержки, в частности восстановление отраслевых льгот как минимум до 2035 года, увеличение госзаказов и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Итак, логика проста – чтобы авиация оставалась "крепкими крыльями" Украины в небе и в экономике, государство должно принять решение о комплексной поддержке уже сейчас. Ведь без нее, даже такой важный шаг, как Defence City не убережет отрасль от деградации. 

Лилия ПодолякСлайдер
Популярные
Новости по теме
Россия готовит новые информационные атаки на Украину в сентябре

 • 4452 переглядiв