Детали
Этот закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты потребителей при урегулировании просроченной задолженности" вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие через три месяца со дня вступления в силу, за исключением отдельных пунктов.
Документ вводит четкие правила поведения как для кредиторов, так и для коллекторов при урегулировании проблемной задолженности.
Документ устанавливает требования к кредитодателям и коллекторским компаниям, в частности:
- соблюдать этическое поведение с должником;
- информировать его в случае привлечения коллекторской компании или уступки права требования новому кредитору;
- заключать договоры только с компаниями, включенными в реестр коллекторских компаний, который ведет НБУ;
- контролировать действия привлеченных коллекторских компаний. За несоблюдение этих требований предусмотрены штрафы.
Также документ устанавливает требования к взаимодействию с потребителем (или его представителем) при урегулировании просроченной задолженности. В частности, во время первого общения кредитор или коллекторская компания должны сообщить свое наименование, имя и фамилию представителя, правовое основание для обращения и размер просроченной задолженности, а по требованию потребителя - также предоставить соответствующие документы в течение семи рабочих дней.
НБУ получает полномочия контролировать соблюдение банками, другими финансовыми учреждениями и коллекторскими компаниями законодательства о защите прав потребителей финансовых услуг.
Что было ранее
Накануне Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон об урегулировании коллекторской деятельности. Верховная Рада приняла его 19 марта.
К слову
НБУ постоянно получает жалобы от граждан на действия коллекторов. Поэтому, Нацбанк объяснил украинцам, как действовать в случае угроз. Отмечается - если вы лично не давали разрешение на использование вашего телефона, финансовая компания и коллекторы нарушают законодательство. Правонарушением считаются и угрозы.
Для своей защиты нужно как минимум знать название коллекторской компании, представители которой к вам звонят. Если самостоятельно решить ситуацию не получается, нужно обратиться с заявлением в НБУ, Уполномоченному ВРУ по правам человека или в суд, советуют в Нацбанке.