pervaya-reaktsiya-vse-zamerli-seo-fokstrot-rasskazal-kak-na-polnomasshtabnuyu-voinu-otreagirovali-inostrannie-postavshchiki

Первая реакция - все "замерли": СЕО "Фокстрот" рассказал, как на полномасштабную войну отреагировали иностранные поставщики

 • 235623 переглядiв

СЕО сети магазинов техники и электроники "Фокстрот" Алексей Зозуля рассказал, что сначала иностранные поставщики поставили на паузу поставки товаров и временно прекратили кредитование. Но постепенно начали восстанавливать привычные условия работы.

В начале широкомасштабного вторжения украинский бизнес столкнулся с рядом проблем, которые требовали оперативного решения. Не исключением стала и сфера ритейла, которая во многом зависела от импорта товаров. 

Особенно, если говорить об отрасли электроники и бытовой техники, ведь 95% такого товара в Украине - ввезено из-за рубежа. Поэтому большую роль в работе украинских магазинов техники играют иностранные поставщики. 

Большинство из них с началом полномасштабной войны временно поставило на паузу сотрудничество с Украиной. А после постепенного возобновления работы - на некоторое время изменило условия сотрудничества.

Как пришлось выходить из ситуации и что происходит сейчас на рынке техники и электроники, в эксклюзивном интервью рассказал СЕО сети магазинов техники и электроники "Фокстрот" Алексей Зозуля.  

  • Как иностранные поставщики отреагировали на начало полномасштабного вторжения?

Первая реакция - все "замерли" и поставили на паузу поставки товаров, временно прекратили кредитование. Но постепенно начали восстанавливать привычные условия работы. Главный вызов, который стал перед "Фокстрот", это страхование рисков в банках, с которым мы успешно справились. Последние 2 года работаем в штатном режиме.

  • Шли ли западные поставщики на уступки? Если да, какие именно?

Большинство поставщиков, с которыми мы работаем, присоединились к нашей благотворительной миссии по поддержке ВСУ и гражданских украинцев. В частности, многие ведущие мировые производители из числа наших партнеров изъявили желание о частичной или полной компенсации выданной техники. Также отметим, что мы по собственной инициативе прекратили сотрудничество с теми поставщиками, которые имели прямое или опосредованное отношение к стране-агрессору.

  • Пришлось ли реструктуризировать долги перед иностранными поставщиками за поставленный товар? Или возможно в судах доказывать форс-мажорность обстоятельств?

Да, нам удалось договориться на взаимовыгодных условиях.  К судам никто не прибегал.

  • Изменились ли требования к работе у иностранных поставщиков из-за боевых действий в Украине? Что именно изменилось?

Иностранные компании-партнеры до войны получали страхование рисков в международных страховых компаниях, таких как Coface или Atradius. После начала полномасштабной войны они прекратили страхование дебиторской задолженности по товару, который пересек границу Украины. Это накладывало ограничения и дополнительные расходы на поиск альтернатив здесь, в Украине. Вопрос положительно решился в 2023 году.

Также, была проблема в начале войны со складами иностранных поставщиков в виде запрета хранить товар в Украине. Но постепенно мы вернулись на достаточные для обеспечения товарооборота складские объемы. 

  • Естественно, что начало полномасштабной войны существенно повлияло на бизнес в Украине и не обошло стороной отрасль ритейла. Какая сейчас ситуация на рынке бытовой техники?

Рынок бытовой техники и электроники восстановился до довоенных показателей. За І квартал 2024 года его прирост год к году составил около 19%. 

При этом "Фокстрот" значительно опережает рынок: за первые три месяца общий товарооборот компании показал прирост +35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Наибольший рост продемонстрировала крупная бытовая техника (+51%) и товары из числа мелкого быта (+44%). Растет категория аудиотехники, в частности телевизоров (+34%), что является позитивным сигналом в анализе потребительских настроений.

В течение 2023-2024 гг. мы открыли 11 новых магазинов, расширив сеть до 124 магазинов: в Киеве, Виннице, Днепре, Чернигове, Одессе, Кривом Роге и др. Восстановили разрушенный ракетным ударом магазин в Днепре в ТРЦ Appolo и поврежденный артобстрелами флагманский магазин в Николаеве. Совсем недавно презентовали 2 обновленных магазина - в Киеве в ТРЦ Lavina Mall и во Львове (ул. Зеленая, 147). На этой неделе -  переоткрытие обновленного магазина в ТРЦ Ocean Plaza.

Стоит отметить об определенных осложнениях на рынке труда, потому что квалифицированного персонала по объективным причинам становится все меньше. Поэтому удержание (как персонала, так и покупателей) - это одна из важнейших задач украинского ритейла.

  • Что сейчас больше всего покупают украинцы? Какие самые популярные товары?

С конца марта 2024 года, после очередных массированных вражеских атак на украинские ГЭС, ТЭЦ и другую энергетическую инфраструктуру, спрос на зарядные станции и другие альтернативные источники начал резко расти. Например, если сравнивать со стартом и в то же время пиком продаж зарядных станций, который пришелся на ноябрь-декабрь 2022 года, только за июнь 2024 года мы его превзошли на 110%.

В этом году покупатели отдают предпочтение станциям, которые имеют наибольшую мощность (от 3000 кВт) - чтобы станция была одна и могла обеспечить питание максимума приборов в доме. Их цена от 100 тысяч гривен. При том, что запросов на покупку мощных и емких моделей - в 1,5-2 раза больше, чем нам поставщик готов предоставить товара.

Аналогично растут продажи павербанков - в 2,5 раза с начала года, генераторов +200%, автономных ламп +34%. Недавно мы ввели в ассортимент солнечные панели, и уже наблюдаем рост спроса на них. Также вызывает интерес покупателей комплексные "балконные решения", которые состоят из солнечных панелей, микроинвертора, зарядной станции и умных розеток. Ранее такие решения рассматривались только для жителей частных домов. Сейчас такие технологии доступны и жителям квартир.

  • С какими проблемами на рынке сталкивается отрасль электроники и бытовой техники на третий год полномасштабной войны?

Несмотря на войну значительно нарастил позиции теневой рынок электроники - реализация контрабандного товара (без уплаты НДС и ввозных пошлин) или товара с заниженным НДС. Игроки теневого рынка активно развиваются, их доля растет ежемесячно. 

По данным специалистов нашей отрасли, общий годовой объем ввозимой техники в Украину без уплаты налогов или с существенными занижениями, составляет около 57 миллиардов гривен (более 20% рынка). Это более 11 млрд грн неуплаченных налогов.

Основная часть рынка - это дорогие и необъемные товары: смартфоны, ноутбуки, часы, гарнитуру, премиальная мелкая и крупная бытовая техника.

На протяжении более чем 10 лет "Фокстрот" отстаивает интересы "белого" бизнеса, поддерживая инициативы государства и партнеров по детенизации рынка электроники. Мы первыми на рынке электроники применили электронные фискальные чеки, показав их эффективность для продавца и удобство для клиента во времена блэкаутов. Именно фискальный е-чек сейчас единственный инструмент, который может "обелить" рынок и показать продавцов "черных" гаджетов. Нужна только политическая воля контролирующих структур прекратить погружение рынка в тень.

Добавим

Ранее журналисты УНН также пообщались с СЕО сети супермаркетов электроники и бытовой техники Eldorado Верой Витинской, которая рассказала, что многие иностранные поставщики после начала полномасштабного вторжения не хотели идти на уступки украинским ритейлерам.

Подробнее читайте по ссылке

Лилия Подоляк

Слайдер

    Популярные

    Новости по теме

    Орбан встретится с Трампом после саммита НАТО

     • 14938 переглядiв