По информации Буймистер, председатель НКРЭКУ Валерий Тарасюк предлагает внедрить стимулирующее тарифообразование по методологии, которую предлагало правительство Азарова - разделение базы активов операторов системы деления на "старую" и "новую" и начисление ставки возврата инвестиций на уровне 3-4% для старых активов и 17 % для новых активов. Депутат отметила, что во времена Азарова предлагалась аналогичная модель стимулирующего тарифа с распределением баз активов и ставок возврата инвестиций.
"Такого разделения и подхода нет нигде в Европе, так как корректно разделить базы "старую и новую" и вести по ним учет - невозможно. Так же, как и нет доходности по двум ставкам. Во всем мире бизнес привлекателен для инвестора тогда, когда дает доход больший, чем депозит в банке. Это измеряется показателем WACC. Для бизнеса распределение электроэнергии - сегодня это около 17%", - пишет Буймистер. По мнению депутата, ни один инвестор не придет в бизнес со стимулирующим тарифообразованием без стимулов
Концепция RAB-тарифов правительства Азарова, которое сейчас почти полностью повторяет НКРЭКУ под председательством Тарасюка, известная тем, что не привела инвесторов в отрасль.
"Его не пугает то, что "азаровский" концепт был провальным, его не пугает, что ни один инвестор не пришел, его не пугает, что Украина скатилась на последнее место в Европе по качеству электроснабжения, а на сетях - нигде заплату ставить", - подчеркивает Людмила Буймистер.
По ее мнению, НКРЭКУ заинтересована уменьшить стоимость облэнерго перед приватизацией:
"Его цель - меньше денег для сетей, чтобы они стоили дешевле для приватизации и "прикрываться" вечными байками популистов о росте тарифов", - убеждена Буймистер.
Буймистер также утверждает, что на замечания участников рынка распределения электроэнергии о том, как обновлять сети и выполнять требования по улучшению электроснабжения, НКРЭКУ вместо того, чтобы изменить подход к инвестициям - снизила требования к качеству электроснабжения и позволила компаниям ничего не улучшать 13 лет до 2034 года.
"Разве потребители могут и должны ждать так долго? Останутся в Украине до 2034 года хоть какие-то сети, чтобы их улучшать?" - возмущается нардеп.
По мнению Буймистер, действия регулятора - это имитация реформ, возвращение к "азаровщине" и попытка скрыть главную цель НКРЭКУ: "реформа ради создания видимости реформы".
Напомним, ранее Экспертный совет при Министерстве энергетики сообщил, что введение стимулирующего тарифообразования (RAB-модели) по европейскому образцу позволит решить многие проблемы украинской электроэнергетики и создаст стимулы для инвесторов вкладывать средства в модернизацию электросетей и развитие распределительной инфраструктуры.
Ранее и.о. министра энергетики Ольга Буславец подчеркнула, что стимулирующее тарифообразование действительно является механизмом, который работает в других странах и зарекомендовал себя как единственно возможный, который подтверждает и дает возможность инвестировать в сеть.