turetskiy-ekspert-ukrayina-mozhe-buti-spokiyna-turechchina-ne-zbirayetsya-predyavlyati-teritorialni-pretenziyi

Турецкий эксперт: посягать на территориальную целостность Украины Турция не будет

 • 24600 переглядiв

Турция не впервые оказывается в эпицентре ключевых решений – будь то война Сирии, вопрос освобождения украинских политзаключенных или даже предоставление Томоса украинской церкви. Несмотря на это, Турция и сама окружена конфликтными территориями, но руководству удается балансировать в решении вопросов, как с Европой, так и с Россией, не говоря уже о Черноморском регионе.

Помимо привычной поддержки Украине в вопросе территориальной целостности, независимости и других солидарностей, перестановка сил из-за оккупации РФ Крыма все же нарушила турецкое спокойствие: планы Турции на Черное море как на акваторию закрытого типа даже от союзников из НАТО как минимум отложены, также потеряны торговые и бизнес-возможности. А превращение Крыма из "морской жемчужины" в "вооруженного до зубов дракона" тоже отвлекает. Но, есть и другая сторона вопроса: Турция, будучи амбициозным международным игроком, предпочитает сменить исторический образ османского завоевателя на миротворца-примирителя. Турецкий эксперт в сфере международных отношений Тогрул Исмаил (Toğrul İsmayıl) в интервью УНН накануне визита Президента Украины Петра Порошенко в Стамбул объяснил, почему Турция не поддерживает санкции ЕС и США против РФ, но продолжает выступать в защиту своей соседки Украины. Эксперт считает, что придет время, и турецкий фактор станет необходимым в диалоге между Украиной и Россией.

- В связи с решением Вселенского Патриархата о начале процедуры представления Украине автокефалии, какова роль турецких властей в этом вопросе? Можно ли говорить о полной политической независимости Вселенского Патриархата от руководства страны?

- Турция является светским государством и по законам не имеет права вмешиваться в религиозные дела, независимо от того, христианство или это другая религия. Хотя, по законам-то оно так, но существуют различные государственные организации, которые все же регулируют взаимосвязь между государством и религией, как например Управление мусульман страны. Еще с османского периода все религиозные организации были связаны каким-то образом с государством. Они, хотя и автономны, но не совсем независимы. Поэтому, естественно, принимая какие-то решения, я думаю, это согласовывается все-таки с руководством страны, чтобы они не вызвали каких-нибудь скандалов или неприятных дипломатических ситуаций.

- В процессе переговоров говорилось о том, что и Президент Украины вмешивается в церковные дела, поддерживая этот процесс. СМИ, например, сообщали, что вопрос Томоса был решен именно во время встречи Порошенко и Эрдогана в 2017 году. Насколько это реально, как Вы считаете?

- Во-первых, я бы не сказал, что в Европе и в США, например, религия свободна от политики. Как было с пастором Брансоном (Эндрю Брансон - американский пастор, арестованный в Турции по обвинению в шпионаже в 2016 году через несколько месяцев после попытки госпереворота и был освобожден в октябре 2018 - ред.), что происходило? Американский президент лично был заинтересован, чтобы такой евангелистский пастор был в Турции, хотя он тут занимался, как доказано, шпионажем и так далее. Когда речь идет о таких странах, как Украина, Турция и так далее, вопросы демократии стоят прямо: "Вы светские страны, вы демократичные, вы не должны вмешиваться (в дела церкви – ред.)". Но, религиозная структура – это тоже часть государства. И если они принимают решения, которые могут противоречить национальным интересам или вызвать международный скандал, естественно, государство будет контролировать и, в определенном смысле, регулировать вопрос. Я думаю, что религиозные деятели об этом прекрасно знают.

Насчет того, что было при встрече Порошенко и Эрдогана, был ли там этот вопрос или нет – у меня нет точной информации. Но, я думаю, что, скорее всего, Порошенко этот вопрос поднимал перед Патриаршеством, и этот вопрос и для них был очень интересен. Думаю, что эти вопросы косвенно обсуждались президентами. Поэтому, согласие не открытого, а дипломатического, закулисного (характера – ред.) со стороны руководства Турции было.

- Пока эта самостоятельность в пределах национальной безопасности?

- Да, конечно.

- Турция понимает церковный вопрос в Украине в плане принципа нацбезопасности или это с точки зрения исторической перспективы, и Украина останется в долгу?

- Турция рассматривает Украину как самостоятельное дружественное государство и выступает за ее территориальную целостность и независимость. Поэтому, решение такое – если украинская церковь считает себя самостоятельной, то в этом будет поддержка. Тут нет ничего сверхъестественного. О чем там разговаривали лидеры между собой – это другой вопрос. Но, как государство Турция всегда за безопасность региона, и, соответственно, целостность украинского государство для нас очень важна.

Я еще в 2011 году писал и говорил, что территориальные изменения в Украине являются для Турции геополитической катастрофой. Что и было предвидено. Эти изменения, то есть попытки, являются для нашего Черноморского региона катастрофой. Очень серьезно изменилась ситуация и она очень напряжена. Это негативно влияет и на турецкую экономику, и на безопасность, и на другие вопросы.

- Можно подробнее, как именно это влияет на турецкую экономику и другие вопросы? Турция как противостоит этим вызовам?

- Во-первых, Турция потеряла Украину в плане торговли в Крыму. Один регион потерян – это раз. Изменилась геоструктура региона: (аннексированный - ред.) Крым попал под юрисдикцию России – де-факто там Россия. И, естественно, наши корабли, наш бизнес не могут попасть в эти регионы.

Кроме того, Турция пыталась создать в Черноморском регионе зону внутреннего моря, чтобы туда не входили корабли других стран, в том числе и НАТО, несмотря на то, что сама является членом НАТО, поддерживала паритет в региональной безопасности – все это изменилось. Сейчас там идет определенная гонка вооружений, как со стороны России, так и со стороны НАТО – это два.

Кроме того, нарушена территориальная целостность соседнего государства. Турция считает это и для себя возросшим риском, потому что есть определенные сепаратистские настроения в стране. Хотя Турция в этом смысле опытна и борется с этим. Тем более, риск внешнего вмешательства изменения территории есть и в Турции – с Сирией ситуация очень серьезная. Турция выступает за целостность стран, которые находятся вокруг нее. Вы сейчас спросите, почему тогда мы не присоединились к санкциям европейским и США – Турция считает, что беду вам на голову принесли европейцы с американцами, пусть и расхлебывают, и расчищают это дело.

- Хорошо, что на Ваш взгляд эффективно? Если не санкции, то что?

- Как-то надо менять структуру Объединенных наций. Те пять стран, которые постоянные члены Совета безопасности и имеют право вето, они практически ничего не делают, только продают оружие – они же и есть самыми крупными экспортерами оружия. Надо это изменить и как-то на это повлиять.

Видите, санкции ничего не дают! Россия не отказалась от своих планов и вряд ли из-за санкций откажется от Украины и Крыма. Для примера приведу карабахскую тематику: Армения – слабое государство, гораздо слабее России и против нее ведутся санкции. Есть 4 основных закона ООН, согласно которым армянская сторона должна вывести свои вооруженные группировки из территории Карабаха (Нагорный Карабах – ред.), и там должна быть обеспечена территориальная целостность (Азербайджана – ред.). Прошло более 20 лет - вопрос не разрешен. Объединенные нации откинули от себя этот вопрос на ЕС и на Совет Европы, а Совет Европы создал эту аморфную минскую группу (переговорный процесс по разрешению карабахского конфликта – ред.), которая только ходит и смотрит. Вопрос не решен и стоит так: или война, или должны быть найдены более конструктивные механизмы.

- Если говорить о Нагорном Карабахе, то все же есть разница – Россия поставляет оружие и армянской, и азербайджанской стороне. Получается, способствует и наблюдает, как они друг друга убивают?

- Россия Армении иногда даже даром дает оружие, а Азербайджану продает. Это разные вещи. Одного вооружает и другого вооружает, только со вторым занимается бизнесом. Конфликт, продажа оружия, конечно, это бизнес. Но, украинская ситуация, да – совершенно другая. Там другие интересы.

- Какие, как на Ваш взгляд?

- Во-первых, Россия потеряла выход в Черное море (до 2013 года – ред.) – это геополитически для России было очень важно, и она всегда об этом говорила. Поэтому Крым был очень важным фактором. Я думаю, что здесь еще один важный момент был: все-таки в начале конфликта политики в Киеве считали Крым аппендиксом. Халатное отношение, бездействие (украинских властей – ред.) привело к аннексии Крыма у всех на глазах. А на Донбассе – другая ситуация, там Украина воюет, держится за территорию. Вот это ключевые моменты. Я думаю, ошибка украинских властей в этом заключается.

- Вы говорите о реформе ООН, а как провести реформу, если (президент РФ - ред.) Владимир Путин фактически угрожает всему миру, например, говорит, что "россияне попадут в рай, а остальные просто сдохнут", то как разговаривать?

- Я думаю, что никакой ядерной угрозы нет. Это просто блеф. Никто не собирается ударить (нанести ядерный удар – ред.) по России. Это (блеф – ред.) везде есть, даже в Турции иногда, когда политики пытаются показать страну, что якобы все против нас, а мы такие хорошие. Это манипуляция для вызова духа народа. Подобное бывает, когда сложная экономическая ситуация, но когда лидер говорит такие уж вещи – это, конечно, выходит за рамки специалиста. И Трамп таким, кстати, балуется, но когда они (лидеры – ред.) такое говорят, то просто не несут ответственности за свои слова. Это серьезное негативное влияние на психику населения. Это может вызвать и социальную шизофрению, в том числе.

- Вы упомянули о гонке вооружений в Черном море. К примеру, Румынию называют одним из самых активных членов НАТО сегодня. Может ли потенциально возникнуть в акватории какое-то сотрудничество по преодолению новых вызовов?

- Никакой кооперации и не надо. И мы являемся членом НАТО. Турция пыталась, договариваясь с Россией, не дать возможности этому (оккупации Крыма – ред.) случиться. Россия пренебрегла протянутой рукой дружбы (со стороны Турции – ред.), ради того, чтобы создать зону конфликта. Крымскую тематику можно было разрешать по-другому: если Россия боялась, что там военную базу (Черноморский флот ВМФ РФ, базирующийся в Крыму – ред.) могут вывести, хотя Россия договорилась с украинской стороной на 25 лет, можно было договориться и с Турцией, которая поддержала бы это и могла посредничать между Украиной и Россией, чтобы эта военная база осталась. Для Турции это (пребывание российского флота в Украине – ред.) не вызывало никакой опасности. А сейчас вызывает, сейчас наоборот – Россия в одностороннем порядке изменила геополитическую ситуацию в регионе. Здесь надо учесть, что Турция является членом НАТО, но в Черном море появились и другие члены НАТО: Румыния, Болгария и еще и ЕС сюда (в Черное море – ред.) зашло.

- У турков и крымских татар все-таки больше исторических корней и взаимосвязей. Скажите, есть ли у Турции интерес в Крыму в плане братского фактора в отношении крымских татар?

- Да, есть. И это серьезный вопрос. В Турции нет вопроса присоединения Крыма и так далее. Турция - нормальное государство и считает, что этот вопрос сегодня нереальный. Что будет через сто лет – я не могу сказать. Во-вторых, это территория Украины по международным соглашениям, и Турция это признает. В этом смысле в Украине могут быть спокойны, что Турция никаких территориальных претензий предъявлять не собирается.

А вот с крымскими татарами проблема другая – это духовная связь, которая веками была, и при Турецкой республике, и при Османской империи, когда Крымское ханство являлось частью Османского государства. Крым всегда был воплощением целостности государства. В Турции сегодня живет около 5 миллионов крымских татар и их потомков, и все они имеют непосредственные связи со своей исторической родиной. И эти люди представлены в обществе, в том числе и на высоких должностях. Поэтому, для них их родственники очень важны, а власти чувствительны к таким потребностям.

- Общая напряженная атмосфера в регионе, крымский фактор, запрет Меджлиса и так далее. Какие точки соприкосновения находит господин Эрдоган с президентом России, учитывая, что Путин в Турции - частый гость?

- Думаю, что Турция не уступает, а наоборот старается максимально говорить об этом (о вопросе Крыма – ред.), как на уровне президента, так и на уровне министра иностранных дел. И Турция способствовала обмену, освобождению украинских активистов (Ильми Умерова и Ахтема Чийгоза в 2016 году – ред.), и я уже говорил о том, что Турция может быть даже посредником между Украиной и Россией. Сегодня, да, конфликтуем, воюем, но рано или поздно придется решить проблему. Я думаю, тогда турецкий фактор будет более важным и для Украины, и для России - для создания такого диалога.

С другой стороны, у Турции есть проблемы и в других регионах – не только в Черном море: и на Южном Кавказе, и в ближневосточном регионе. И там везде российский фактор очень серьезный. Поэтому Турция должна и вынуждена сотрудничать с Россией и найти эти точки соприкосновения для взаимопонимания. Если этого не произойдет – будет конфликт. А этот конфликт - очень серьезный. Помните кризис после самолета (в ноябре 2016 года Турция сбила российский Су-24 после того, как тот нарушил воздушное пространство – ред.)? Между Россией и Турцией были напряженные отношения. В Украине радовались, мол "чем хуже, тем лучше". Но, для Украины это неправильно, потому что в регионе была очень взрывоопасная обстановка. Ничего хорошего бы это не принесло ни для Украины, ни для Турции, ни для России.

- Османский завоеватель сегодня превращается в миротворца?

- В то время быть завоевателем для государства было нормально. А сегодня - да, государства должны быть миротворческими, потому что изменилась международная обстановка. Появились такие понятия, как международные отношения, международное право, разоружение, безопасность и так далее. Появляется новая терминология – кибербезопасность и многое другое. Чтобы захватить государство, уже не нужно никого оккупировать. Поэтому, естественно, что страна пытается создать вокруг себя зону безопасности.

Украинские Национальные Новости

политика

    Популярные

    Новости по теме

    Эксперты МВФ едут в Киев для обсуждения госбюджета

     • 14894 переглядiв

    Посол Венгрии завершил каденцию в Украине

     • 13502 переглядiв

    ГСЧС: в результате пожара в Днепре погибло 3 человека

     • 14928 переглядiв