КИЕВ. 23 апреля. УНН. Монопольный контроль за урожаем фермеров будет осуществлять частная компания "Менора-Агро", если договор с ней все же подпишет правительство. Стоить это будет фермерам 100 млн долларов в год.
О намерениях правительства уполномочить частную компанию контролировать урожай государства проинформировало издание "AgroPolit", опубликовав соответствующий проект договора. УНН проанализировал его и нашел ряд сомнительных данных, не убеждающих в прозрачности правительственных действий.
Идея правительства вывести фермеров из тени - несомненно уместна и похвальна. Однако этот процесс не должен породить очередную коррупционную схему обогащения избранных.
"По следам Лавриновича"
В договоре указано, что "Менора-Агро" является разработчиком программного обеспечения, которое правительство хочет взять во временное пользование и при этом дать этой компании эксклюзивное право обслуживать систему отчетности урожая. Стоить это будет 1 доллар за тонну урожая. Журналисты уже подсчитали, что за год частная компания будет получать около 100 млн долларов роялти.
При этом в проекте договора не сказано, что будет с этой системой в случае расторжения договора в одностороннем порядке со стороны владельца ПО - компании "Менора-Агро", ведь такие прецеденты Украина уже знает. В 2013 году были заблокированы государственные реестры Минюста, разработкой которых так же занимались сторонние частные компании и имели соответственно все права на программное обеспечение, предоставляя правительству их в аренду за огромные роялти. То есть, схема не новая.
В данном случае пункт договора "обязательства сторон" содержит только две строки:
И правительство, как указано, в частности берет на себя обязательства "протолкнуть" монополиста "Менора-Агро" через АМКУ.
"Шестимесячный монополист"
Сама компания "Менора-Агро" доверия не вызывает, учитывая следующее:
- компания зарегистрирована всего 6 месяцев назад;
- компания не занимается разработкой программного обеспечения. Основной вид деятельности компании - торговля с/х продукцией.
Да и это не весь перечень вопросов без ответов. В договоре указано, что урожай фермеры смогут собирать только в том случае, если на их технике будет установлено специальное оборудование. Кто будет поставлять такое оборудование и сколько оно будет стоить фермеру - тоже неизвестно. И одновременно за нарушение этого правила фермерам грозит запрет на занятие всей сельскохозяйственной деятельностью.
Устанавливать такое оборудование и контролировать его, согласно договору, должна Госпродпотребслужба. Справится ли она физически с этой нагрузкой?
Эти и другие вопросы УНН адресовал Кабмину и Министерству развития экономики, торговли и сельского хозяйства, в частности поинтересовался таким:
- почему государство перекладывает свои функции на частные компании, предоставляя им возможность обогащаться на сотни миллионов долларов ежегодно?
- почему не проведен открытый конкурс и не избрана лучшая компания - разработчик ПО?
- проведены ли экономические расчеты проекта, в частности, выдержат ли фермеры такую финансовую нагрузку в период "послекарантинного" кризиса, который может длиться не один год?
- проведена ли экспертиза самого ПО на предмет его технических и стоимостных показателей? Откуда вообще взялась цифра 1 доллар/тонну урожая?